Роль фитнес-технологий в физическом развитии детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Авторы: Гиляровская Алёна Алексеевна, Репникова Елена Александровна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (23) январь 2022 г.
Дата публикации: 09.12.2021
Статья просмотрена: 206 раз
Библиографическое описание:
Гиляровская, А. А. Роль фитнес-технологий в физическом развитии детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры / А. А. Гиляровская, Е. А. Репникова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2022. — № 1 (23). — С. 11-15. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/212/6908/ (дата обращения: 21.11.2024).
Статья посвящена вопросуснижения интереса к занятиям физической культурой в школе и анализу причин роста заболеваемости младших школьников. Рассматриваются подходы к повышению эффективности уроков физической культуры на основе внедрения в процесс физического воспитания младших школьников современных физкультурно-оздоровительных технологий. Конкретизируется роль детского фитнеса в повышении мотивации к занятиям физической культурой в начальной школе.
Ключевые слова: здоровьесбережение, начальная школа, младшие школьники, фитнес- технологии, физическое воспитание.
Здоровьесбережению детей и подростков в нашей стране в последнее время уделяется серьёзное внимание: об этой проблеме говорят, пишут. В том числе в начальной школе введён ещё один час занятий по физической культуре. Однако, как показывают исследования, количество детей, подверженных различным заболеваниям (простудные заболевания, ожирение, нарушение осанки) неуклонно растёт. Возникает закономерный вопрос: «Как с этим бороться?»
Несмотря на то, что физкультурно-образовательная деятельность значительно изменилась в связи с модернизацией всего образования, все же можно выделить ряд очевидных противоречий.
С одной стороны, отмечается рост образовательных учреждений различных типов, новаторских технологий и программ, которые направлены на развитие интеллектуальных способностей детей, начиная с младшего школьного возраста; с другой же стороны, очевидна отрицательная тенденция в объёме и качестве двигательной активности учащихся и в ценностных ориентирах на здоровый образ жизни. Исследования последних лет показывают, что гипокинезия — это одна из главных причин высокой заболеваемости детей младшего школьного возраста.
На наш взгляд, решение этой проблемы должно носить комплексный, системный характер и касаться пересмотра традиционных подходов к занятиям физической культурой в школе.
Ни для кого не секрет, что уже в течение длительного периода времени наблюдается неудовлетворенность учащихся уроками физкультуры в школе и, как следствие — снижение уровня физической активности, подготовленности и полная потеря интереса к занятиям у учащихся.
В огромном разнообразии способов и средств развития физических качеств у детей младшего школьного возраста особо выделяют занятия фитнесом. Его внедрение в систему школьного образования может способствовать обновлению содержания занятий физической культурой, и как следствие — повышению интереса к занятиям в целом.
Доступность занятий детским фитнесом объясняется тем, что их содержание определяется простыми общеразвивающими упражнениями, которые не требуют ни дорогого оборудования, ни дополнительных вложений. При этом упражнения оказывают разностороннее воздействие на организм ребёнка: на дыхательную, сердечно-сосудистую и нервную системы, на опорно-двигательный аппарат.
Важно отметить эмоциональный фон, который создаётся на таких занятиях — грамотно подобранное музыкальное сопровождение — создает положительный психологический настрой у учащихся.
Стоит сказать, что детский фитнес помимо положительного влияния на физические кондиции детей, может рассматриваться как важный инструмент повышения социальной адаптированности, необходимости согласовывать свои движения с партнерами в группе, создания условий для демонстрации своего успеха, получения удовлетворение от занятий. Всё это позволяет рассматривать детский фитнес на уроках физической культуры как эффективный инструмент для повышения у младших школьников интереса к занятиям физкультурой в школе.
Оздоровительные фитнес — технологии включают в себя упражнения ритмики, стретчинга, хореографии, дыхательной гимнастики, фитбол-аэробики. Особо привлекательными для учащихся младших классов являются элементы хореографии, позволяющие ребенку корректировать осанку, сформировать красивые манеры, походку, выразительность движений. А также способствуют развитию творческих способностей и позитивному настрою к жизни.
К одному из популярных и доступных направлений детского фитнеса можно отнести фитбол-аэробику. Это современное направление оздоровительной аэробики, где используются большие гимнастические мячи — фитболы. Выполнение упражнений на них позволяет достичь оздоровительного эффекта. Это приводит к решению целого ряда задач. В работу включаются одновременно двигательный, слуховой, зрительный, вестибулярный, тактильный и обонятельный анализаторы. Всё это позитивно влияет на физическое и психоэмоциональное состояние занимающихся и вызывает большой интерес у детей. Еще как положительный момент стоит отметить, что занятия с мячами можно продолжить и дома.
Большая отдача при использовании как части фитнеса от стретчинга — системы статических растяжек. Любое движение нашего тела — это растяжка: глубокий вдох, улыбка, наклоны, перегибы корпуса. Гибкость нашего тела — это наша молодость, а молодость и здоровье следует беречь с детства. Не интенсивность, а систематичность упражнений — вот ключ к успеху при занятиях стретчингом.
Игровой стретчинг направлен на активизацию защитных сил организма, развитие пластичности, мышечной свободы, ритмичности, слухового внимания и памяти, то есть творческих и оздоровительных возможностей организма, на снижение эмоционально-психического напряжения. Стретчинг включает в себя динамические и статические нагрузки в игровой форме. Именно игра поддерживает живой интерес к занятию. Упражнения игрового стретчинга носят имитационный характер. К школьному возрасту у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с большей эффективностью выполнить имитационные движения.
Основные принципы организации работы по игровому стретчингу: наглядность — образный показ; доступность; обучение упражнениям от простого — к сложному, от известного — к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей. Систематичность — регулярность занятий, увеличение количества упражнений, усложнение техники их выполнения; закрепление навыков выполнения упражнений; индивидуально-дифференцированный подход; учет возрастных особенностей, состояния здоровья каждого ребенка; сознательность, понимание пользы от выполнения упражнений, потребность их выполнять.
Комплексы упражнений игрового стретчинга проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. Широко используется метод аналогии с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), метод театрализации, где педагог-режиссёр, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребёнка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.
Но, к нашему сожалению, на сегодняшний день применение фитнес — технологий в школах мало востребовано. Одним из факторов такой «маловостребованности» является, во-первых, недостаточная профессиональная педагогическая компетентность учителей физической культуры по оздоровительным направлениям, также требуют доработки и подходы внедрения занятий детским фитнесом в уже сложившеюся урочную систему школ.
Урок по физической культуре (как основная форма образовательного процесса) должен прежде всего выполняет свою основную функцию — образовательную. Но в то же время педагог средствами урока должен формировать навыки оздоровительной физической культуры для сохранения и укрепления здоровья. Особенно это важно и актуально в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы физической культуры человека, формируется мотивация для занятий спортом. Этот возраст благоприятен для того, чтобы овладеть базовыми основами движений, техникой различных физических упражнений.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно заключить, что внедрение в процесс физического воспитания средств и методов детского фитнеса является актуальным и востребованным исходя из сложившейся ситуации со здоровьем учащихся в начальной школе. При этом важно отметить, что необходимо повышать и заинтересованность самих педагогов во внедрении таких технологий в учебный процесс по физической культуре.
Литература:
- Красникова, О. С. Современные проблемы организации физического воспитания школьников / Красникова О. С., Пащенко Л. Г., Коричко А. В., Пащенко А. Ю., Полушкина Л. Н. // Теория и практика физической культуры. — 2014 — № 12 — с. 38–40.
- Кузьмина, С. В. Возможности комплексного воздействия фитбол-аэробики на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста / С.В Кузьмина // Мат-лы 5 Всеросс. науч. — практ. конф. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011 — с. 121–126.
- Латыпов, И. К. Урок физической культуры: каким ему быть в начальной школе? / И. К. Латыпов, В. И. Лукина // Начальная школа. — М., 2008 — № 10 — с. 60–64.
- Лосева, Н. А. Фитнес-технологии как путь повышения интереса и эффективности урока физической культуры в школе / Н. А. Лосева, Г. Н. Пономарев, Е. Г. Сайкина // Теория и практика физической культуры. — 2011 — № 8 — с. 55–60.
Ключевые слова
физическое воспитание, младшие школьники, начальная школа, здоровьесбережение, фитнес- технологииПохожие статьи
Внедрение фитнес-технологий в учебный процесс младших школьников
В статье рассматривается проблема ухудшения здоровья и снижения адаптационных возможностей организма младших школьников. Рассматриваются пути повышения эффективности физического воспитания младших школьников, главным образом за счет применения на уро...
Физическое воспитание детей младшего школьного возраста
Данная статья посвящена развитию физической культуры у младших школьников и роли, которую играет физическая активность в их общем развитии. Раскрыты важность занятий физической культурой на раннем этапе обучения, а также представлены методы и приемы,...
Обоснование применения методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с элементами мини-футбола на уроках физической культуры
В статье рассматривается значимость и актуальность развития координационных способностей младших школьников 7–11 лет, приводится методика развития координационных способностей младших школьников средствами мини-футбола и обоснование применения в обра...
Фигурное катание как средство оздоровления младших школьников
В статье показано благоприятное влияние занятий фигурным катанием на коньках на физическую подготовленность и здоровье младших школьников. Подчеркивается актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения на фоне массового...
Особенности организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры
В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по реализации психолого-педагогических условий в образовательном процессе младших школьников.
Влияние занятий мини-футболом на нравственно-волевое развитие детей, занимающихся в группах начальной подготовки в спортивной школе
В статье рассматривается значимость и актуальность формирования нравственно-волевых качеств детей 7–9 лет, приводятся результаты исследования эффективности нравственно-волевого воспитания спортсменов, занимающихся на начальном этапе спортивной подгот...
Роль и значение секции дзюдо в физическом развитии детей дошкольного возраста
В статье рассматривается значение занятий по дзюдо для физического развития детей дошкольного возраста, а также возможности организации секции дзюдо в дошкольной образовательной организации. Отмечаются особенности воспитания интереса к дзюдо и формир...
Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях ДОУ
В статье рассматриваются вопросы психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, которая проявляется в сформированности у дошкольников мотивации к учебной деятельности, позволяющей эффективно включиться в процесс об...
Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Данная статья посвящена анализу эффективности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. В исследовании оценивается влияние литературного материала на формирование и развитие нравственных понятий у детей начальной шко...
Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования
Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...
Похожие статьи
Внедрение фитнес-технологий в учебный процесс младших школьников
В статье рассматривается проблема ухудшения здоровья и снижения адаптационных возможностей организма младших школьников. Рассматриваются пути повышения эффективности физического воспитания младших школьников, главным образом за счет применения на уро...
Физическое воспитание детей младшего школьного возраста
Данная статья посвящена развитию физической культуры у младших школьников и роли, которую играет физическая активность в их общем развитии. Раскрыты важность занятий физической культурой на раннем этапе обучения, а также представлены методы и приемы,...
Обоснование применения методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с элементами мини-футбола на уроках физической культуры
В статье рассматривается значимость и актуальность развития координационных способностей младших школьников 7–11 лет, приводится методика развития координационных способностей младших школьников средствами мини-футбола и обоснование применения в обра...
Фигурное катание как средство оздоровления младших школьников
В статье показано благоприятное влияние занятий фигурным катанием на коньках на физическую подготовленность и здоровье младших школьников. Подчеркивается актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения на фоне массового...
Особенности организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры
В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по реализации психолого-педагогических условий в образовательном процессе младших школьников.
Влияние занятий мини-футболом на нравственно-волевое развитие детей, занимающихся в группах начальной подготовки в спортивной школе
В статье рассматривается значимость и актуальность формирования нравственно-волевых качеств детей 7–9 лет, приводятся результаты исследования эффективности нравственно-волевого воспитания спортсменов, занимающихся на начальном этапе спортивной подгот...
Роль и значение секции дзюдо в физическом развитии детей дошкольного возраста
В статье рассматривается значение занятий по дзюдо для физического развития детей дошкольного возраста, а также возможности организации секции дзюдо в дошкольной образовательной организации. Отмечаются особенности воспитания интереса к дзюдо и формир...
Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях ДОУ
В статье рассматриваются вопросы психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, которая проявляется в сформированности у дошкольников мотивации к учебной деятельности, позволяющей эффективно включиться в процесс об...
Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Данная статья посвящена анализу эффективности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. В исследовании оценивается влияние литературного материала на формирование и развитие нравственных понятий у детей начальной шко...
Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования
Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является н...