Стретчинг для дошкольников
Автор: Цыденжапова Дулма Валерьевна
Рубрика: Подвижные игры, физкультура, гимнастика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.
Дата публикации: 31.01.2023
Статья просмотрена: 3284 раза
Библиографическое описание:
Цыденжапова, Д. В. Стретчинг для дошкольников / Д. В. Цыденжапова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/8039/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данной статье рассматривается один из видов здоровьесберегающей технологии — стретчинг. Для гармоничного развития детей очень важна физическая активность. В настоящее время появилось много новых методик, направленных на обновление содержания деятельности по физической культуре. Очень интересной методикой оздоровления детей, в том числе и дошкольного возраста, является игровой стретчинг.
Ключевые слова: стретчинг, игровой стретчинг, физкультура, растягивание, упражнение, сюжетно-ролевая игра, гимнастика, эластичность, укрепление, растущий организм.
В современном мире особое внимание уделяется охране и укреплению физического и психического здоровья населения. Здоровый образ жизни становится неотъемлемым условием культурного развития человека. Поэтому правильно и грамотно организованное физическое развитие в детском возрасте, позволит организму накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности. На сегодняшний день разработано много новых методик по здоровьесбережению. Одна из методик оздоровления детей дошкольного возраста — игровой стретчинг, который можно освоить и практиковать даже дома самостоятельно.
«Stretch» в переводе с английского означает растяжение, эластичность. И это полностью отражает всю суть гимнастического комплекса. Стретчинг возник в пятидесятые годы в Швеции, но только через двадцать лет стал активно применяться в спорте и оздоровительной физической культуре. Методика получила широкое признание во всём мире, так как построена с учётом знаний анатомии и физиологии.
Стретчинг — это комплекс специальных физических упражнений, которые направлены на постепенное увеличение двигательного диапазона всех групп мышц. Основа — растяжка, которая сопутствует нам всю жизнь, начиная с потягиваний в колыбели. Растяжка — это гибкость, гибкость — это здоровье, активность, хорошее настроение на весь день.
Детский стретчинг — это отдельное направление фитнеса для детей, комплекс упражнений, основанный на растягивании мышц. Игровой стретчинг — это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников. Это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, которые проводятся с детьми в игровой форме. Постоянные занятия этими упражнениями помогают ребёнку сохранять подвижными и активными все суставы, повышается эластичность связочного и сухожильного аппаратов. Игровой стретчинг — это отличный способ улучшить физическую форму растущего организма и создать хороший потенциал на будущее в плане здоровья ребёнка.
Если говорить о стретчинге в целом, специалисты подразумевают, что занятия этим видом гимнастики должны начинаться именно в детстве, пока мышечная, сухожильная и связочная ткани, суставы, хрящики относительно «мягкие», подвижные. Конечно же, необязательно, что в будущем ребёнок станет профессиональным спортсменом. Но отличная растяжка, которую поможет приобрести игровой стретчинг, останется с ним на всю жизнь. К тому же хорошая растяжка — это залог меньшей опасности травматизма при падении или другом несчастном случае.
Уникальность стретчинга заключается в том, что никто ничего особо не придумывал. За основу взяты движения, которые считаются естественными для человека. Например, когда мы потягиваемся, вставая утром с постели или разминаемся, когда встаём из-за стола после долгой сидячей работы. Это и есть стретчинг.
Особенность детского стретчинга заключается в том, что дети не устают во время занятий, не воспринимают его как нечто неприятное, обязательное, что от них настойчиво требуют взрослые. Игровой стретчинг включает в себя элементы лечебной физкультуры, упражнения корректирующей гимнастики, релаксацию и музыкальное сопровождение. Регулярные занятия стретчингом помогают легче пережить периоды интенсивного роста костной и мышечной ткани, когда дети часто испытывают физиологические боли (жалуются на боли в коленях, спине). Поэтому энергичный рост не доставит ребёнку, который занимается стретчингом, никаких неприятных ощущений.
Стретчинг помогает ребёнку приобрести не только физическую выносливость, он делает его более стрессоустойчивым. Такие дети менее подвержены эмоциональной нестабильности, перенапряжению, что при нашем ритме жизни это необходимый навык. Стретчинг помогает исправить проблемы с осанкой. Поэтому его элементы всегда включаются в программу лечебной физкультуры для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Или же является их отличной профилактикой и тренировкой координации движений. Также стретчинг способствует развитию фантазии. Игровая тренировка подразумевает участие ребенка в сюжетно-ролевой игре, в которой ребенок примерит на себя в самом прямом смысле слова образы змеи, зайца, лисички, лягушки, золотой рыбки и других интересных и хорошо знакомых персонажей, которые даже малышу бывает довольно просто представить себе.
Виды стретчинга:
Статический — выполняется от 10 секунд до нескольких минут с задержкой каждой позиции. Самый безопасный метод.
Медленный — растяжение мышцы на максимальную длину. Выполняется в очень медленном темпе. Этот вид стретчинга хорошо использовать в разминке, его также называют ритмической гибкостью.
Пассивный — упражнения на растяжку тех или иных частей тела помогает выполнить партнер, а сам выполняющий находится в покое.
Динамический — плавный переход от одного упражнения к другому
Баллистический — это маховые движения руками и ногами, а также сгибание и разгибание туловища, которые выполняются с большой амплитудой и значительной скоростью. Травмоопасен. Не используется при групповых занятиях.
Правила стретчинга:
1. Все упражнения должны выполняться в состоянии расслабленности мышц
2. Упражнения требуют концентрации внимания на той части тела, которая в данный момент растягивается.
3. Дыхание должно быть ровным.
4. Занятия должны быть регулярными (не менее 2 раз в неделю)
Технология игрового стретчинга:
— вовлекает в работу все мышцы и суставы организма и успешно развивает их;
— гарантирует детям правильное развитие систем организма;
— является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия;
— прививает коммуникативные навыки;
— формирует привычку здорового образа жизни.
Игровым стретчингом можно заниматься уже с 3–4 лет. Главное здесь не объём выполненных упражнений, а их постоянство — это даёт более высокие результаты.
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. Упражнения игрового стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач.
Основные принципы игрового стретчинга:
— Наглядность — показ физических упражнений, образный показ.
— Доступность — от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитываем подготовленность детей.
— Систематичность — регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.
— Закрепление навыков — многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно.
— Индивидуально-дифференциальный подход — учёт возрастных особенностей и состояния здоровья ребёнка.
— Сознательность — понимание пользы выполнения упражнений.
Структура занятия игрового стретчинга:
- Вводная часть: дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, имитационные подражательные движения для укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания. Это могут быть упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения.
- Основная часть: обучение и закрепление упражнений на различные группы мышц. С детьми проводится сюжетно-ролевая игра в виде:
— сказочных путешествий (в зоопарк, в лес, в джунгли, на необитаемый остров, в морское царство, в космос т. д.)
— фантазий, когда дети сами придумывают встречи с животными, насекомыми, людьми и т. д.
— по заранее подготовленному на основе сказки сценарию (дети изображают сказочных персонажей, помогают героям сказок)
- Заключительная часть: расслабление и релаксация. Подготавливаем организм ребенка к плавному переходу к другим видам деятельности.
Использование игрового стретчинга в работе с детьми:
Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.). С помощью включения в физкультминутку движений по методике игрового стретчинга снимается утомление, восстанавливается эмоционально-положительное состояние ребенка.
Самостоятельная двигательная деятельность.
Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность в течение дня. Благодаря тому, что упражнения игрового стретчинга проводятся в игровой форме и тем самым, становятся очень интересны и привлекательны для детей. Эти упражнения должны лишь целенаправленно организовываться педагогом, который продумывает формы и виды деятельности и осуществляет ее корректировку.
Упражнения по методике игрового стретчинга могут быть включены педагогами в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в двигательную деятельность на прогулке, в физкультурные досуги, праздники.
Основные правила занятия таковы:
— мышцы должны быть тщательно разогреты, подготовлены к основному комплексу упражнений, поэтому тренировку всегда начинают с разминки;
— упражнения выполняются в медленном темпе и с большой долей плавности;
— приемы и предлагаемые упражнения должны быть направлены на симметричную растяжку мышц — справа и слева;
— во время занятия ребенок должен дышать спокойно и ровно.
Сделать интересной и полезной можно любую сказку для дошкольников. В этом помогут базовые упражнения.
- «Балерина» — это упражнение для рук. Нужно встать прямо, ноги слегка согнуть в коленях, а стопы развернуть в разные стороны. Плавно ручки должны сомкнуться за спинкой на уровне поясницы. Подержав их так, следует вернуться в исходное положение и повторить. Упражнение отлично подходит для историй об оловянном солдатике, о принцессах, которые любили балы и танцы, о феях.
- «Бегун» — упражнение для ног. На одной ноге нужно сделать выпад, шагнув вперед и согнув ее в коленном суставе. Вторая ножка остается прямой. Важно, чтобы стопы смотрели строго вперед, не в стороны. Ручки упираются в колено, тело слегка уходит вперед, но спинку сгибать не стоит. Прямая нога сзади постепенно и очень плавно отводится назад, пока не возникает чувства напряженности мускулатуры в ней. Потом упражнение делают на вторую ногу. Этот прием отлично подойдет для описания того, как царевичи спешат на помощь, как преследуют врага или дракона.
- «Лошадка» — упражнения для спины и живота. Ребенок стоит на четвереньках, поочередно отводя до напряжения в мышцах правую и левую ногу назад попеременно, а потом проделывая это же с руками. Важно держать спинку прямой. Пригодится для демонстрации геройских коней супергероев и принцев.
- «Гимнаст» — упражнение для бедер. Нужен мяч. Ребенок сидит, упираясь руками в пол сзади, ноги широко разведены в разные стороны. В руки нужно взять мячик и постепенно двигать его вперед, не меняя положения ног. Это упражнение поможет наглядно показать, как едет, например, карета, или как группа путешествующих героев сказки медленно продвигается по лесу.
- «Кобра» — лежа на животе, нужно приподнять голову выше и прошипеть. Усложняется упражнение извивающимися движения корпусом, как ползет настоящая змея.
В настоящее время врачи наблюдают у подрастающего поколения гиподинамию. Дети очень малоподвижны, что является причиной массы проблем. Увлечение стретчингом помогает ребёнку нормализовать вес, мышечный тонус, состояние позвоночника и суставов. Стретчинг — это отличная платформа для здорового развития ребёнка.
Литература:
- Бояркин, А. Д. Игровой стретчинг, как метод развития гибкости у младших школьников // Sciences of Europe. 2019. № 42–3 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovoy-stretching-kak-metod-razvitiya-gibkosti-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 29.01.2023).
- Сулим, Е. В. Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг для дошкольников. ФГОС ДО / Е. В. Сулим. — М.: Сфера, 2020. — 112 с.
Ключевые слова
упражнение, стретчинг, сюжетно-ролевая игра, физкультура, игровой стретчинг, эластичность, гимнастика, укрепление, растягивание, растущий организмПохожие статьи
Обогащение двигательного опыта старших дошкольников средствами скиппинга
Обогащение двигательного опыта старших дошкольников средствами скиппинга является актуальной темой исследования, что связано с тем, что одной из самых важных задач дошкольных учреждений является повышение двигательной активности и стимулирование мото...
Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе
Данная статья посвящена проблемам использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Технологии, описанные в статье, ориентированы на сохранение здоровье учащихся, повышение мотивационную готовность детей, поддержании положитель...
Методика занятий стретчингом с женщинами первого периода зрелого возраста
Статья рассматривает стретчинг как одно из ведущих направлений оздоровительной физкультуры; исследуется воздействие стретчинга на организм женщины в плане оздоровления, повышения гибкости суставов и позвоночника. Исследуется организационный и содержа...
Инновационные подходы к формированию здорового и безопасного образа жизни дошкольников
В статье автором рассматриваются вопросы, которые посвящены важной в условиях современной жизни проблеме сохранения и укрепления здорового образа жизни воспитанников. Приводится перечень инновационных здоровьесберегающих методов, которые применяются ...
Здоровьесберегающие технологии: здоровье учащихся
В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка. Планирование и правильная организация учебно-воспитательного процесса, использование различных средств здоровьесберегающих технологий, таких как физкультминутки, песн...
Игра в шахматы как вектор развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста
В данной статье речь пойдет о внимание к интеллектуальному развитию старших дошкольников посредством игры в шахматы. В настоящее время доказано, что игра в шахматы способствует развитию основных познавательных процессов: мышления, внимания, воображен...
Игровая деятельность как средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста
Статья посвящена теме изучения английского языка в дошкольном возрасте, эффективности и пользе для развития умственных способностей детей, благотворном влиянии на эмоциональное развитие, развитие внимания, памяти, воображения и образного мышления. Ва...
Буккроссинг в дошкольной образовательной организации
В этой статье обсуждается буккроссинг в дошкольной образовательной организации, поскольку одной из приоритетных задач социального и коммуникативного развития детей является развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и ...
Воспитание гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки
В статье рассматривается значимость и актуальность воспитания гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки, приводятся результаты исследования включения в тренировочный процесс упражнений, направленных на воспитан...
Внедрение фитнес-технологий в учебный процесс младших школьников
В статье рассматривается проблема ухудшения здоровья и снижения адаптационных возможностей организма младших школьников. Рассматриваются пути повышения эффективности физического воспитания младших школьников, главным образом за счет применения на уро...
Похожие статьи
Обогащение двигательного опыта старших дошкольников средствами скиппинга
Обогащение двигательного опыта старших дошкольников средствами скиппинга является актуальной темой исследования, что связано с тем, что одной из самых важных задач дошкольных учреждений является повышение двигательной активности и стимулирование мото...
Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе
Данная статья посвящена проблемам использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Технологии, описанные в статье, ориентированы на сохранение здоровье учащихся, повышение мотивационную готовность детей, поддержании положитель...
Методика занятий стретчингом с женщинами первого периода зрелого возраста
Статья рассматривает стретчинг как одно из ведущих направлений оздоровительной физкультуры; исследуется воздействие стретчинга на организм женщины в плане оздоровления, повышения гибкости суставов и позвоночника. Исследуется организационный и содержа...
Инновационные подходы к формированию здорового и безопасного образа жизни дошкольников
В статье автором рассматриваются вопросы, которые посвящены важной в условиях современной жизни проблеме сохранения и укрепления здорового образа жизни воспитанников. Приводится перечень инновационных здоровьесберегающих методов, которые применяются ...
Здоровьесберегающие технологии: здоровье учащихся
В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка. Планирование и правильная организация учебно-воспитательного процесса, использование различных средств здоровьесберегающих технологий, таких как физкультминутки, песн...
Игра в шахматы как вектор развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста
В данной статье речь пойдет о внимание к интеллектуальному развитию старших дошкольников посредством игры в шахматы. В настоящее время доказано, что игра в шахматы способствует развитию основных познавательных процессов: мышления, внимания, воображен...
Игровая деятельность как средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста
Статья посвящена теме изучения английского языка в дошкольном возрасте, эффективности и пользе для развития умственных способностей детей, благотворном влиянии на эмоциональное развитие, развитие внимания, памяти, воображения и образного мышления. Ва...
Буккроссинг в дошкольной образовательной организации
В этой статье обсуждается буккроссинг в дошкольной образовательной организации, поскольку одной из приоритетных задач социального и коммуникативного развития детей является развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и ...
Воспитание гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки
В статье рассматривается значимость и актуальность воспитания гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки, приводятся результаты исследования включения в тренировочный процесс упражнений, направленных на воспитан...
Внедрение фитнес-технологий в учебный процесс младших школьников
В статье рассматривается проблема ухудшения здоровья и снижения адаптационных возможностей организма младших школьников. Рассматриваются пути повышения эффективности физического воспитания младших школьников, главным образом за счет применения на уро...