Особенности использования игрового стретчинга со старшими дошкольниками в условиях дошкольной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , , ,

Рубрика: Подвижные игры, физкультура, гимнастика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 30.09.2019

Статья просмотрена: 380 раз

Библиографическое описание:

Абраменко, И. М. Особенности использования игрового стретчинга со старшими дошкольниками в условиях дошкольной организации / И. М. Абраменко, М. П. Блидченко, О. А. Галузо, Н. Ю. Синегубова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4470/ (дата обращения: 16.12.2024).



Проблема сохранения и укрепления здоровья детей — одна из важнейших в современном дошкольном образовании.

Организация достаточной двигательной активности детей дошкольного возраста — одна из путей её решения. Поэтому образовательные программы дошкольных образовательных организаций нацеливают педагогов на использование в работе тех средств образовательной деятельности, которые способствовали бы развитию у дошкольников потребности в активном образе жизни.

В «Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы», указано, что содержание учебного предмета «Физическая культура» не в полной мере обеспечивает формирование у обучающихся на уровнях дошкольного и начального общего образования навыков здорового и безопасного образа жизни средствами гимнастики [3].

В Толковом словаре иностранных слов значение слова гимнастика объясняется как: «Вид спорта: совокупность разнообразных упражнений для физического развития организма и для демонстрации физических возможностей человеческого тела [4, 190]».

Вопросы важности использования гимнастики в физическом развитии детей рассматривались в работах многих ученых и педагогов.

В. В. Столбов, изучив историю развития гимнастики в России, отметил, что гимнастика получила большое распространение в 19 веке. В начале XIX в. (1802) было учреждено Министерство народного просвещения (МНП). В 1804 г. был принят Устав учебных заведений, по которому оформлялась система образования, включавшая в себя приходские и уездные училища, гимназии и университеты. В гимназиях и университетах физическое воспитание числилось как необязательный предмет. Его рекомендовалось проводить там, где есть возможность заниматься телесными упражнениями.

Во второй половине XIX — начале XX вв. теоретические основы физического воспитания расширились благодаря научной и практической деятельности Н. И. Пирогова, И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского, И. П. Павлова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Лесгафта и др. [5, 47].

Так, К. Д. Ушинский писал, что гимнастика, специализируя, так или иначе произвольные движения человека, излечивает множество застарелых болезней. [1]. П. Ф. Лесгафт описал систему физического воспитания детей, считая, что она должна состоять из небольшого количества естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний, борьбы, простых гимнастических упражнений, игр, экскурсий [5, 50].

В современной дошкольной педагогике понятие «гимнастика» означает систему специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка [2, 162].

Все великое многообразие гимнастических упражнений исторически сложилось в отдельные виды. В 1968 г. на Всесоюзной конференции по вопросам гимнастики были рассмотрены и утверждены три группы ее видов: общеразвивающие виды, спортивные и прикладные виды гимнастики.

В дошкольной педагогике они определяются как:

− общеразвивающая (к ней относятся — основная гимнастика, гигиеническая и др.);

− гимнастика со спортивной направленностью, включающая в себя элементы, доступные детям и направленные на повышение их общей физической подготовленности (к ней относятся художественная гимнастика, атлетическая и др.);

− прикладная или лечебная [5, 142].

Одной из менее знакомых и традиционных для практики дошкольных организаций является нетрадиционная оздоровительная гимнастика игровой стретчинг.

А. Г. Гогоберидзе игровой стретчинг относит к педагогической технологии. Она пишет: «К сожалению, в настоящее время в литературе часто описываются не технологии, а лишь отдельные педагогические техники. Наиболее известными инновационными технологиями использования общеразвивающих упражнений являются: фитбол-аэробика, ритмопластика, ритмическая гимнастика и игровой стретчинг (статичные растяжки мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющие предотвратить нарушение осанки и исправить ее, оказывающие глубокое оздоровительное воздействие на весь организм)». (пед, 203)

Термин «стретчинг» — американского происхождения и означает растяжку. Таким образом, стретчинг — это вид гимнастики, представляющий собой комплекс упражнений на растягивание [6].

Считается, что предшественниками современного стретчинга являются упражнения некоторых восточных практик. История стретчинга говорит о том, что сначала он применялся лишь в совокупности с каким‑то другим видом спорта, но благодаря быстрому росту популярности среди спортсменов, техника завоевала право быть выделенной в отдельный вид гимнастики.

В современной практике детских садов появился термин игровой стретчинг, которым обозначают специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

Данный вид занятий подходит абсолютно каждому ребенку вне зависимости от возраста и гибкости. Для получения оптимального результата упражнения необходимо выполнять ежедневно. Упражнения можно выполнять все подряд или же частично [6, 5].

С детьми старшего дошкольного возраста упражнения на гибкость включаются:

 в небольшом количестве в утреннюю гимнастику;

 в подготовительную часть некоторых занятий образовательной области «физическое развитие»;

 в разминку при занятиях спортом;

 в игровые сюжетные занятия других образовательных областей.

Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в ходе организованных занятий или индивидуальной работы с детьми, в медленном, а значит, безопасном ритме. Каждое упражнение повторяется 4–6 раз. Все упражнения имеют названия: «Дерево», «Звездочка», «Дуб», «Солнышко», «Волна», «Лебедь» и др. Часто детям на определенное упражнение предлагается небольшое стихотворное произведение. Так, упражнение «Муравей» сопровождается стихотворными строками:

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион.

А упражнение выполняется следующим образом: сесть, скрестив ноги. Пальцы рук переплетены на затылке. Медленно наклониться вправо, стараясь достать локтем до пола. Задержаться. То же самое в другую сторону. Использование стихотворных строк позволяет регулировать время выполнения одного упражнения. Для того чтобы дети вспомнили название следующего воспитатель может показать карточку со знакомой картинкой или схематическим изображением.

Таким образом, имитационные упражнения могут использоваться в своеобразном «показе» сюжета сказок. К примеру, дети старшего возраста «показывали» сказки: «История о цыпленке и солнышке», «Колобок», «Ленивая девочка». В сказке «История о цыпленке и солнышке» использовались семь упражнений: «Солнышко», «Бабочка», «Змея», «Ласточка», «Кошка», «Веточка», «Рыбка».

Такой «показ» художественного произведения позволяет педагогу не только закрепить знания упражнений на растяжку, но и развивать их произвольное внимание, элементы логического мышления, речь.

В итоге, можно сказать, что в настоящее время использование упражнений стретчинга в физической активности старших дошкольников позволяет решать некоторые вопросы как оздоровительной, так и профилактической направленности

Литература:

  1. Дмитренко С. Энциклопедия ума. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. — 606 с.
  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
  3. Концепция модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/User/Documents/художественные %20книги/проект_концепции_физкультура.pdf (дата обращения 11.09.2019)
  4. Крысин Л. П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов. — М.: Эксмо, 2011. — 864 с.
  5. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М.: ИЦ Академия, 2006. — 368 с.
  6. Стретчинг: методические рекомендации / сост. С. Ю. Червоткина, Э. Р. Антонова, Л. Б. Фомина. — Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2016. — 90с.
  7. Хапаева С. С. Соотношения методов и средств образовательной деятельности при реализации ФГОС дошкольного образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://obr.1c.ru/methodically/doshkolnoe-obrazovanie/sootnosheniya-metodov-i-sredstv-obrazovatelnoj-deyatelnosti/ (дата обращения 11.09.2019).
  8. Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2019. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, ребенок, вид спорта, учебный предмет, физическое воспитание.

Похожие статьи

Особенности использования метода проектов в экологическом образовании старших дошкольников

Особенности использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной деятельности

Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

Совершенствование двигательной активности старших дошкольников с ОНР в условиях инклюзивной группы

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Влияние квест-игр на познавательную активность детей дошкольного возраста

Формирование экологических представлений у дошкольников с ОВЗ в процессе инклюзивного образования

Похожие статьи

Особенности использования метода проектов в экологическом образовании старших дошкольников

Особенности использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной деятельности

Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

Совершенствование двигательной активности старших дошкольников с ОНР в условиях инклюзивной группы

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Влияние квест-игр на познавательную активность детей дошкольного возраста

Формирование экологических представлений у дошкольников с ОВЗ в процессе инклюзивного образования

Задать вопрос