Использование игрового стретчинга для развития гибкости у детей седьмого года жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 01.04.2017

Статья просмотрена: 2977 раз

Библиографическое описание:

Чайковская, Е. А. Использование игрового стретчинга для развития гибкости у детей седьмого года жизни / Е. А. Чайковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 622-625. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41383/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье представлены результаты изучения влияния использования игрового стретчинга для развития гибкости у детей седьмого года жизни на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад.

Ключевые слова: гибкость, игровой стретчинг, дошкольное образовательное учреждение, дети дошкольного возраста 6–7 лет

Движение может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения

Торквато Тассо

В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физического воспитания детей дошкольного возраста с оздоровительной направленностью. Как правило, это различные направления гимнастики — ритмическая гимнастика, аэробика, дыхательная гимнастика, восточные оздоровительные системы, фитбол-гимнастика, специально подобранные комплексы физических упражнений для профилактики нарушения осанки и свода стопы, гимнастика для профилактики нарушения зрения, упражнения с использованием самомассажа и многое другое. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, повышение жизненного тонуса и функциональных возможностей ребёнка дошкольного возраста.

С каждым годом растёт количество часто болеющих детей, а также страдающих сердечно-сосудистых заболеваниями, ожирением, нарушением осанки и других заболеваний опорно-двигательного аппарата, координации движений. Все движения выполняются благодаря подвижности в позвоночнике и суставах организма ребенка. Отсутствие или недостаточность этой подвижности снижает уровень силы, негативно влияет на скоростные и координационные способности, зачастую является причиной повреждения мышц и связок.

Для воспитания двигательных качеств и физического состояния детей, гибкость имеет особое значение, так как целенаправленное влияние на ее уровень ограничено возрастными рамками.

Гибкость представляет собой способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость предоставляет свободу движений, их легкость, раскрепощенность, непринужденность, умение как концентрировать силы собственного тела, так умение его расслаблять. Люди, которые не обладают гибкостью в достаточной степени, имеют низкую способность мышц к координации в процессе выполнения движения. Негибкие дети расходуют гораздо больший объем энергии, и быстрее утомляются [2, с. 150–151].

Начинать развивать гибкость у ребенка лучше всего с 6–7 лет. К этому возрасту мышечно-связочный аппарат уже окрепнет, а его растяжимость останется по-прежнему высокой. Как правило, подвижность крупных суставов планомерно увеличивается до 13–14 лет, а к 16–17 годам стабилизируется. Поэтому, чтобы сохранить природную гибкость ребенка, специальные занятия нужно начинать уже в старшем дошкольном возрасте, в противном случае пластичность тела неизбежно будет снижаться.

В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека, а, следовательно, совершенствования всех основных движений и физических качеств, одним из которых и является гибкость.

Автором, который непосредственно разработал одну из методик игрового стретчинга является Назарова А. Г. По её мнению, игровой стретчинг — это медленные движения, которые воздействуют на мышцы и суставы по всей глубине, проводимые с детьми в игровой форме [3, с. 3].

Занятия, построенные по методике стретчинг, включают в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определённых групп мышц. Предшественником современного стретчинга являются позы Йоги и другие восточные системы. Занятия стретчингом — это хорошая осанка, снижение травматизма, подвижность и гибкость тела, бодрый дух и отличное настроение [1, с. 26].

Перед данным исследованием были поставлены следующие задачи:

− подобрать и апробировать систему работы с использованием игрового стретчинга, направленную на развитие гибкости детей старшего дошкольного возраста;

− выявить эффективность использования игрового стретчинга для развития гибкости у детей седьмого года жизни.

Для решения поставленных задач использовались методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование педагогов дошкольного образовательного учреждения, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Эксперимент проводился в ГБДОУ детский сад № 69 Выборгского района г. Санкт-Петербурга. В нем приняло участие группа детей в возрасте 6–7 лет.

Для определения уровня развития гибкости у детей седьмого года жизни было проведено педагогическое тестирование, для исследования из всего многообразия тестов были отобраны информативные и наиболее доступные, не требующие дополнительного оборудования — тесты:

Диагностика № 1.

Тест № 1. Подвижность плечевого сустава. ИП: ноги в свободной позиции (на ширине плеч), увести руки за спину и сцепить в замок, выпрямить в локтях и, не наклоняя корпус вперед, начать поднимать вверх.

− низкий уровень: руки не выпрямлены в локтях и практически не поднимаются вверх;

− средний уровень: руки выпрямлены в локтях и поднимаются на 45 градусов от спины;

− высокий уровень: руки выпрямлены в локтях и поднимаются на 90 и больше градусов.

Тест № 2. Подвижность тазобедренного сустава, эластичность мышц спины. ИП: позиция — сидя на полу, ноги сведены вместе. Действие — наклониться вперед и достать руками до пальцев ног.

− низкий уровень: ноги не выпрямлены полностью в коленях, спина согнута, корпус не касается ног, а руки не достают до пальцев ног;

− средний уровень: ноги выпрямлены в коленях, спина согнута, корпус не касается ног, но руки с трудом дотягиваются до пальцев ног;

− высокий уровень: ноги выпрямлены полностью в коленях, спина прямая, корпус касается ног, а руки достают до пальцев ног.

Тест № 3. Эластичность мышц ног. Упражнение: продольный и поперечный шпагаты.

− низкий уровень: ноги с трудом разведены чуть больше, чем 2 позиция;

− средний уровень: ноги разведены широко, но бедра не касаются пола;

− высокий уровень: ноги разведены в единую линию, бедра касаются пола.

Условные обозначения: В — высокий уровень; С – средний уровень; Н – низкий уровень.

Итоговый уровень определяется по результатам всех трех заданий: Высокий — если три «В», Низкий — если три «Н», два «Н» и одна «С» Средний — все остальные варианты

Диагностика 2 — наклон вперед из седа с вытянутыми руками вперед (замеряется кол-во см) (по Ляху В.И). Тест позволяет оценить гибкость, подвижность суставов позвоночника и тазобедренного сустава. Процедура тестирования: на полу проводятся две прямые перпендикулярные пересекающиеся линии. Ребенок садиться (без обуви) со стороны, так, чтобы его пятки находились рядом с линией АБ, но не касались ее. Расстояние между пятками 20–30 см. Ступни стоят вертикально. Руки вперед ладонями вниз. Педагог прижимает колени ребенка к полу, не позволяет сгибать ноги во время наклонов. Выполняется три медленных предварительных наклона (ладони скользят по размеченной линии). Четвертый наклон — зачетный, выполняется за 5 секунд. Результат зачитывается по кончикам пальчиков рук, он может быть с результатом + и — точность до 1 см.

Педагогический эксперимент длился в течении трех месяцев и состоял из трех этапов:

Констатирующего — на этом этапе была проведена первичная диагностика и мониторинг уровня развития гибкости у детей седьмого года жизни.

Формирующего — проведение занятий с применением упражнений с использованием игрового стретчинга.

Контрольного — на этом этапе была осуществлена повторная диагностика и мониторинг уровня развития гибкости у детей седьмого года жизни. Подведение итогов.

Результаты проведенного исследования по выявлению уровня развития гибкости показали, что у большинства детей низкий и средний уровень развития гибкости. В соответствии с этим, нами был подобран и апробирован комплекс занятий по развитию гибкости с использованием игрового стретчинга (комплексы занятий заимствованы у Назаровой А. Г.).

Занятия проводились во второй половине дня в физкультурном зале, дети занимались на ковриках, одежда облегченная, без обуви (в носках), продолжительность занятий 30 минут (из этого времени подготовительная часть-5 минут, основная часть -15–20 минут, заключительная часть — 5 минут, два раза в неделю в течении трех месяцев.

Структура занятий, состояла из трех частей:

1) Первая часть (вводная) занятия является подготовительной, целью которой является разогрев тела и общая разминка;

2) Вторая часть (основная) включает в себя комплекс упражнений на развитие гибкости;

3) Третья часть (заключительная) представляет собой подвижные, малоподвижные, музыкально — ритмические игры.

На контрольном этапе эксперимента, с целью получения информации о результатах исследования были проведены повторные диагностики уровня развития гибкости.

Для определения эффективности использования игрового стретчинга для развития гибкости у детей седьмого года жизни мы составили гистограмму, в которой провели сравнительный анализ исходных и конечных результатов диагностики.

Рис. 1.

Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного эксперимента выявил положительные изменения, произошедшие в уровне развития гибкости старших дошкольников.

Также мы провели контрольное тестирование уровня развития гибкости в тесте на подвижность суставов позвоночника и тазобедренного сустава. По результатам первичного и контрольного тестирования, мы решили определить достоверность различий по t-критерию Стьюдента (для зависимых выборок), т. е. выявить достоверность подобранной системы занятий игровым стретчингом в развитии гибкости.

Для определения достоверности разницы средних в случае зависимых выборок применяется следующая формула:

где Мd — средняя арифметическая разностей показателей, измеренных до и после, σd — среднее квадратическое отклонение разностей показателей, n — число исследуемых.

Среднее значение признака до эксперимента составляет 5.267±0.696

Среднее значение признака после эксперимента составляет 7.200±0.656

Число степеней свободы (f) равно 14

Парный t-критерий Стьюдента равен 12.186

Критическое значение t-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 2.145. t набл.> t крит., изменения признака статистически значимы (p<0,05).

Анализ первоначальных данных и конечных результатов показал, что среднее значение всех показателей увеличились. Среднее значение стало выше на 35,8 %. Определив достоверность различий по t-критерию Стьюдента средних величин, выяснилось, что различия достоверны (t = 2.1)

Экспериментальная апробация комплексов физических упражнений по развитию гибкости у детей 7 года жизни с использованием игрового стретчинга показала, что у всех детей улучшились результаты и отмечена положительная динамика.

При вычислении значений достоверности различий по t-критерию Стьюдента, вычисленное значение по развитию гибкости средством игрового стретчинга, выше граничного, что говорит нам о достоверности различий между первичным и контрольным тестированием, что позволяет нам сказать об эффективности подобранной методики, для благоприятного развития гибкости.

Литература:

  1. Актуальные вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения [Электронный ресурс]/ Издательство «Мир науки». — Электрон. текст. данн. (2,37 Мб.). — Уфа: Издательство «Мир науки», 2016. — 1 оптический компакт-диск (CD-ROM).
  2. Еркомайшвили И. В. Основы теории физической культуры. Курс лекций /И. В. Еркомайшвили — Екатеринбург, 2011. — 191 с.
  3. Назарова А. Г. Игровой стретчинг. Методическое пособие для работы с детьми / А. Г. Назарова — СПб, 2010–35 с.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие гибкости, высокий уровень, нога, палец ног, ребенок, гибкость, дошкольный возраст, рука, тазобедренный сустав, уровень.


Ключевые слова

дошкольное образовательное учреждение, гибкость, игровой стретчинг, дети дошкольного возраста 6–7 лет

Похожие статьи

Пространство детской игровой площадки как один из способов социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Статья знакомит с новым взглядом на проблему социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Подчеркивается роль игрового пространства детской площадки в повышении уровня социализации детей с ОВЗ.

Эффективность применения игрового метода в обучении плаванию детей дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования, проводимого с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием игровой методики обучения плаванию. Показаны результаты и уровень эффективности игрового метода в сравнении с традиционным обучением п...

Применение интерактивных игровых технологий для детей среднего и старшего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

В статье представлен опыт работы по развитию у дошкольников познавательной сферы, логического мышления, слухового внимания, речевой активности, а также повышения интереса к занятиям в детском саду с применением интерактивных игровых технологий.

Игры спортивного характера как основное средство развития физических качеств детей дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме развития физических качеств детей дошкольного возраста посредством проведения и организации игр спортивного характера. Автор статьи методически раскрывает поэтапность проведения спортивных игр, доступных пониманию детей и ис...

Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения

Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики у экспериментальной группы детей 6–7 лет.

Формирование дивергентного мышления у детей дошкольного возраста через дополнительные кружки в ДОУ

В статье рассмотрены особенности формирования дивергентного мышления у детей дошкольного возраста через дополнительные кружки в ДОУ.

Прогулка как одна из эффективных форм организации самообразования детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

В статье автор рассматривает прогулку как одну из форм организации самообразования детей старшего дошкольного возраста.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Организация двигательной деятельности с детьми 6–7 лет через проведение занятий аэробикой

В статье автор исследует организацию двигательной деятельности с детьми 6–7 лет через проведение занятий аэробикой.

Похожие статьи

Пространство детской игровой площадки как один из способов социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Статья знакомит с новым взглядом на проблему социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Подчеркивается роль игрового пространства детской площадки в повышении уровня социализации детей с ОВЗ.

Эффективность применения игрового метода в обучении плаванию детей дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования, проводимого с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием игровой методики обучения плаванию. Показаны результаты и уровень эффективности игрового метода в сравнении с традиционным обучением п...

Применение интерактивных игровых технологий для детей среднего и старшего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

В статье представлен опыт работы по развитию у дошкольников познавательной сферы, логического мышления, слухового внимания, речевой активности, а также повышения интереса к занятиям в детском саду с применением интерактивных игровых технологий.

Игры спортивного характера как основное средство развития физических качеств детей дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме развития физических качеств детей дошкольного возраста посредством проведения и организации игр спортивного характера. Автор статьи методически раскрывает поэтапность проведения спортивных игр, доступных пониманию детей и ис...

Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения

Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики у экспериментальной группы детей 6–7 лет.

Формирование дивергентного мышления у детей дошкольного возраста через дополнительные кружки в ДОУ

В статье рассмотрены особенности формирования дивергентного мышления у детей дошкольного возраста через дополнительные кружки в ДОУ.

Прогулка как одна из эффективных форм организации самообразования детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

В статье автор рассматривает прогулку как одну из форм организации самообразования детей старшего дошкольного возраста.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Организация двигательной деятельности с детьми 6–7 лет через проведение занятий аэробикой

В статье автор исследует организацию двигательной деятельности с детьми 6–7 лет через проведение занятий аэробикой.

Задать вопрос