Прогулка как одна из эффективных форм организации самообразования детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
Автор: Канаева Татьяна Сергеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 19.01.2021
Статья просмотрена: 220 раз
Библиографическое описание:
Канаева, Т. С. Прогулка как одна из эффективных форм организации самообразования детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / Т. С. Канаева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16336/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье автор рассматривает прогулку как одну из форм организации самообразования детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, прогулка, самообразование, дошкольная образовательная организация
Ребёнок приходит в этот мир, познавая и открывая для себя постоянно что-то новое. С каждым этапом взросления он приобретает естественные знания об окружающем его мире. Получая ненавязчивую информацию, находясь в естественной среде, ребёнок занимается самообразованием. Наиболее эффективной формой организации самообразования детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации является прогулка. Именно здесь у детей развивается самостоятельность к познанию окружающей действительности, появляется возможность наблюдать за животными, насекомыми, растениями, явлениями природы, возможность задавать интересующие вопросы взрослому, обсуждать увиденное со сверстниками, ставить свои элементарные опыты. Необходимо отметить, что в настоящее время в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено содержание познавательного развития, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации и так далее.
Проблема познавательного интереса у детей дошкольного возраста изучали Л. И. Божович, Л. Н. Леонтьев, Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина и другие. Тема самообразования отражена в работах К. Ю. Белой, Е. Н. Волкова, Г. М. Коджаспировой, Т. П. Колодяжной, М. М. Рубинштейна, В. А. Сластёнина, С. Т. Шацкого и других. Методику организации и проведения прогулок в детском саду разрабатывали в своих трудах Т. Л. Долгова, И. В. Кравченко, Г. В. Лаптева, М. В. Лучич, С. Н. Теплюк и другие.
В современной научно-педагогической литературе понятие «самообразование» претерпело массу интерпретаций. Так, в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой самообразование означает приобретение знаний путём самостоятельных занятий без помощи преподавателя [4, c.695].
Тютькова И. А. определяет самообразование как процесс, направленный на самостоятельное приобретение знаний, умений, навыков на саморазвитие и самосовершенствование личности [6, с. 107]. З.Я Гороностаева рассматривает самообразование как образование, приобретённое вне учебных заведений путём самостоятельной работы. В понимании Г. С. Закировой самообразование есть способ приобретения знаний и применение их в практической деятельности исключительно самостоятельным путём [1, с.102].
Из представленных выше толкований понятия «самообразование», можно сделать вывод о том, что главный элемент этого явления — самостоятельность.
Одной из эффективных форм организации детского самообразования является прогулка. Прогулка всегда считалась особой формой работы с детьми, со свойственными только ей возможностями комплексно решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи, создавать благоприятные условия благоприятного психологического и эмоционального развития в сочетании с природно-оздоровительными ресурсами [2]
Никулина А. А. определяет прогулку как педагогически организованную форма активного отдыха детей на свежем воздухе, целью которой является укрепление здоровья детей, развитие их физических и умственных способностей. Одной из задач прогулки А. А. Никулина выделяет развитие детской самостоятельности [3].
Мы поддерживаем позицию А. А. Никулиной и считаем, что именно через призму самостоятельности дети старшего дошкольного возраста, сами не зная того, занимаются самообразованием и получают знания о природе на прогулке. Прогулка способствует самостоятельному умственному развитию.
Различают несколько видов прогулок:
прогулка–наблюдение;
прогулка–задание (имеющая цель — поздравить товарищей или взрослых с праздником, пригласить гостей на мероприятие, известить население или товарищей о каком–то мероприятии);
прогулка–задача (направленная на решение поставленной задачи — определить расстояние, с какой стороны дует ветер, цвет, величину предмета);
прогулка–поход (для ориентирования на местности);
прогулка–поиск (найти лекарственные травы, природный материал и т. д.);
прогулка–фантазия (сделать зарисовку, придумать сказку, составить букет);
прогулка–показ (познакомить с достопримечательностями, с различными предметами, объектами и их свойствами, редкими деревьями, кустарниками);
прогулка–практикум (закрепление различных знаний — ПДД, безопасность);
комбинированная прогулка (1 раз в неделю), с играми, занятиями, трудом, экскурсией. Структура прогулки включает в себя следующие элементы: наблюдение, рассматривание, трудовая деятельность, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры.
Практика показывает, что во время пребывания на прогулке дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем их мире: из собственных наблюдений в индивидуальной, парной, коллективной игре со сверстниками узнают об особенностях сезонных изменений в природе, могут замечать связи между различными явлениями, животными, насекомыми. Наблюдения вызывают у них познавательный интерес, ряд вопросов, на которые им хочется получить ответ от взрослого или найти самостоятельно. Детское самообразование развивает у детей наблюдательность, расширяет представления об окружающей среде, способствует развитию психических процессов — мышление, воображение.
К самообразованию можно отнести детское экспериментирование и наблюдение, которое возникает у детей старшего дошкольного возраста спонтанно на прогулке в условиях дошкольной образовательной организации.
На прогулке дети занимаются естественным самообразованием среди яркой, пёстрой, разнообразной природной среде.
Практика свидетельствует о том, что благодаря прогулке у детей возникает самостоятельная наблюдательность, развивается исследовательская позиция ребенка, появляется возможность для вопросов, сравнений и элементарных выводов. Здесь самообразование выражается во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении спросить у взрослого, где, что и как растет, живет.
Детей старшего дошкольного возраста интересуют объекты неживой природы, они проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении узнать, подойти, потрогать, понюхать, порезать и так далее.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и формулировать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. [5, с.42].
Следует обратить внимание на возможности организации прогулки. Педагогические наблюдения из опыта работы показывают, что прогулка предоставляет широкие возможности для реализации свободных действий детей: возможность самостоятельно исследовать объекты неживой природы, почувствовать себя начинающим учёным, исследователем, быть первооткрывателем.
Всё вышесказанное подтверждает, что прогулка — одна из наиболее эффективных форм организации самообразования детей старшего дошкольного возраста, которая имеет развивающий потенциал и показывает успешный путь для ознакомления детей с миром окружающей неживой природы.
Литература:
- Калинина А. И. Сущность понятия «самообразование»// Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2013. № 3. С. 99–107
- Касьянова Л. Г. Возможности эколого-оздоровительных прогулок с детьми дошкольного возраста в ДОО//Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 3 (35). С. 94–100.
- Никулина А. А. Организация целевой прогулки в ДОО//Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015007949
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 2008. — 944 с.
- Петрова И. В. Формирование познавательного интереса старших дошкольников в детском экспериментировании// Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2015. Т. 2. № 12. С. 40–43.
- Тютькова И. А. Педагогический тезаурус: учебное справочное пособие/ автор — составитель И. А. Тютькова — М.: В. Секачёв, 2016. — 160 с.
Ключевые слова
самообразование, дошкольная образовательная организация, старший дошкольный возраст, прогулкаПохожие статьи
Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей ...
Организация методического руководства процессом патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации
В статье автор рассматривает организацию методического руководства процессом патриотического воспитания в условиях дошкольной образовательной организации.
Поддержка самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
В статье рассматривается проблема развития самостоятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации, описываются возрастные особенности формирования самостоятельности детей в возрасте 2–7 лет.
Адаптация детей к ДОО
В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста
В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...
Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации
В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...
Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
Ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников через реализацию метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации
В статье рассматриваются ключевые возможности реализации метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, целью которого является ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников.
Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания
В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...
Педагогические условия формирования трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста
В статье изучаются проблемы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста как основы формирования личности дошкольника. Актуальность проблемы обуславливается актуализацией в систематизации знаний о педагогических условиях формирования труд...
Похожие статьи
Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей ...
Организация методического руководства процессом патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации
В статье автор рассматривает организацию методического руководства процессом патриотического воспитания в условиях дошкольной образовательной организации.
Поддержка самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
В статье рассматривается проблема развития самостоятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации, описываются возрастные особенности формирования самостоятельности детей в возрасте 2–7 лет.
Адаптация детей к ДОО
В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста
В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...
Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации
В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...
Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
Ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников через реализацию метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации
В статье рассматриваются ключевые возможности реализации метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, целью которого является ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников.
Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания
В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...
Педагогические условия формирования трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста
В статье изучаются проблемы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста как основы формирования личности дошкольника. Актуальность проблемы обуславливается актуализацией в систематизации знаний о педагогических условиях формирования труд...