Педагогическая программа развития социальной активности подростков в детском оздоровительном лагере на основе включённости в различные формы самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 15.11.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Никифорова, А. А. Педагогическая программа развития социальной активности подростков в детском оздоровительном лагере на основе включённости в различные формы самоуправления / А. А. Никифорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — С. 378-382. — URL: https://moluch.ru/archive/545/119303/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы раскрывают педагогическую программу развития социальной активности подростков в детском оздоровительном лагере на основе включённости в различные формы самоуправления.

Ключевые слова: педагогическая программа, детский оздоровительный лагерь, социальная активность, самоуправление, подростки.

Использование потенциала системы детского самоуправления направлено на создание общности детей и взрослых, основанной на взаимодействии и совместной деятельности. Это способствует развитию коммуникативных навыков, инициативности и ответственности у детей, а также формированию у них навыков сотрудничества и общения, поддерживая их творческую самореализацию.

На уровне детского лагеря: самоуправление в ДОЛ имени Ю. А. Гагарина состоит из работы временных и постоянных органов. Временными органами управления являются: деятельность дежурного отряда, участие в творческих и инициативных группах.

Постоянные органы самоуправления включают совет отряда и совет командиров отрядов, которые функционируют непрерывно.

На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией детского лагеря.

После проведения исследования было обнаружено, что у подростков возникают проблемы с уровнем социальной активности. Это позволяет сделать вывод о необходимости пересмотра и модификации системы самоуправления в ДОЛ имени Ю. А. Гагарина. В результате была разработана программа «Вектор развития», направленная на повышение социальной активности подростков в лагере.

Программа должна быть завершена в течение 21 дня, что составляет одну рабочую смену.

Аудитория, на которую ориентирован данный продукт, — подростки в возрасте от 13 до 16 лет.

Целью данной программы является — создание условий для развития социальной активности подростков, т. е. полноценного освоения лидерских технологий, развития коммуникационных компетенций, а также развития нравственных качеств и становление компетентного гражданина своей страны.

Цели программы по развитию социальной активности среди подростков в детском оздоровительном лагере:

Задачи программы развития социальной активности подростков в ДОЛ:

  1. Обучающие: формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание теории лидерства (понятия, стили, принципы, типология, способы деятельности); формирование практических умений по организации органов самоуправления, методики коллективной творческой деятельности, этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования; обучение подростков умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.
  2. Развивающие: развитие познавательной активности и способности к самообразованию; развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала учащихся в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности; формирование опыта преобразовательной творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений в социальной сфере; развитие лидерских качеств личности.
  3. Воспитательные: содействие формированию активной гражданской позиции учащихся; формирование ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека; содействие профессиональной ориентации старших школьников.

Какие показатели используются для измерения эффективности программы:

1) осуществление всех запланированных событий;

2) участники программных мероприятий получают эмоциональное и личностное удовлетворение.

3) улучшение навыков общения через участие в специализированных тренингах.

4) усовершенствование навыков лидерства и гражданской активности с помощью ежедневных выступлений на публике в рамках мероприятия «Открытый микрофон».

5) повышение этических ценностей, навыков общения и организаторских способностей на основе результатов диагностики.

Ожидаемые результаты:

1) формирование системы убедительных представлений у подростков о самих себе, соответствующих их индивидуальным качествам и образу активного участника общества;

2) способность подростков к самоанализу и саморефлексии;

3) развитие участниками программы навыков взаимодействия с другими людьми;

4) приобретение подростками навыков уверенного поведения.

Принципы реализации программы:

— принцип непрерывного взаимодействия (способствует эффективной коммуникации внутри группы, развитию навыков самопознания и взаимодействия, а также закреплению полученных знаний);

— принцип гибкости и вариативности (в ходе тренинговых занятий могут возникать вопросы смежные с данной направленностью темы или обозначаться вытекающие из контекста занятий актуальные темы в текущий момент для участников сложившейся группы, в таком случае программа может быть дополнена необходимыми заданиями, техниками, позволяющими двигаться в соответствии с потребностями конкретной тренинговой группы, тем самым, не меняя направленности изначальной тематики тренинга);

— принцип компетентности (необходимым условием для специалиста, занимающегося этой сферой, является обладание не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками и опытом работы).

— принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики и имеет возможность реализации в массовой практике дополнительного образования);

— принцип гуманизации предполагает признание уникальности и неповторимости каждого ребенка, а также признание его неограниченных возможностей для развития личного потенциала (каждый заслуживает уважения к своей индивидуальности.).

В таблице 1 представлены основные направления, по которым будет осуществляться реализация программы.

Таблица 1

Основные способы осуществления программы

Название направления

Предполагаемые результаты

1

Информационно-просветительский

Расширение компетенций подростков:

— в отношении понимания лидерства;

— техник общения;

— самопонимания и самоанализа.

2

Тренинговый

— создание условий для открытого, доверительного общения, восприятие информации, творческой атмосферы;

— развитие у обучающихся навыков рефлексии, анализа собственного опыта поведения, отработку навыков межличностного общения, развитие ассертивности.

Основная форма работы — тренинг. Данная форма работы является наиболее эффективной для формирования знаний, умений и закрепления полученных навыков.

3

Рефлексивный

— сделать процесс самопознания более целенаправленным;

— осуществить формирование навыков осознания и отслеживания своих чувств;

— сделать процесс саморазвития осознанным.

При организации работы с контрольной и экспериментальной группами мы сначала провели стандартное распределение обязанностей и должностей среди постоянных и временных органов самоуправления. После этого контрольная группа, группа «Б», следовала обычному расписанию дня в ДОЛ имени Ю. А. Гагарина, в то время как экспериментальная группа, группа «А», участвовала в тренингах, лекциях, беседах с элементами самоуправления. В группе «А» также был создан совет дела, который распределял задания между участниками по различным направлениям. [1]:

  1. Информационная группа: разнообразные КТД: стенгазеты, листовки, радиопередачи, информационные обновления о мировых событиях на утренних информационных сборах, информационные блоки, рекламные материалы о деловых и культурных событиях и многое другое. Также предусмотрена организация и проведение конкурсов стенгазет и радиопередач между различными микрогруппами.
  2. Досуговая группа. Организация и проведение мероприятий в отряде, организация музыкальных и игровых перерывов, проведение различных игр и активностей, посещение других отрядов и участие в их мероприятиях, ответственность за творческую атмосферу в столовой, организация экскурсий по лагерю, развлекательная программа во время поездки.
  3. Оформительская группа: занимается оформлением разделов отрядного уголка и оказывает помощь досуговой группе в оформлении мероприятий. Также команда занимается созданием и выпуском стенгазет в отряде; обучение детей навыкам оформления, организация конкурса на лучший декор комнат, созданием декораций для столовой на дежурствах, организация конкурса дизайна газет, а также участие в оформлении отрядного места.
  4. Сюрпризная группа. Неожиданные награды к КТД, мероприятиям в отряде, именинникам; концертные сюрпризы для соседних отрядов; неожиданные подарки для дежурных по столовой; событие-сюрприз для всего отряда (КТД, игра, экскурсия, вечер легенд и т. д.); неожиданные сюрпризы для вожатых, сотрудников лагеря.
  5. Дежурная группа ответственна за подготовку места встречи отряда, поддержание чистоты и порядка в помещениях и на территории, соблюдение расписания дня, а также за организацию дежурства в столовой и на территории.
  6. Спортивная группа. Разработка и организация занятий по физкультуре, поддержка инструкторов по физической культуре в организации спартакиад, активные игры, соревнования, инициатива в проведении соревнований по физической подготовке между отрядами, организация и проведение мероприятий по здоровому образу жизни.

В таблице 2 представлено тематическое планирование программы «Вектор развития».

Таблица 2

Тематическое планирование программы «Вектор развития»

Тема мероприятия

Задействуемые группы

Цель мероприятия

Кол-во часов

1

Тренинг «Понятие «лидерство и его природа»

Понятие «личность и индивидуальность»

— информационная

— досуговая

— оформительская

— дежурная

— знакомство с понятием лидерство;

— —формирование представлений о лидерстве;

— развитие взаимопонимания и чувства ответственности по отношению друг к другу;

— выработка понимания ценности каждой личности, ее уникальности и неповторимости каждого человека.

2

2

Беседа «Нравственность в современном обществе»

— информационная

— дежурная

— сюрпризная

— воспитание высоких нравственных внутренних стимулов каждого ребенка (долг, честь, совесть, достоинство).

1

3

Спортивное мероприятие «Путь к здоровью»

— спортивная

— сплочение коллектива;

— развитие физических способностей и приобщение к здоровому образу жизни.

1,5

4

Тренинг «Личные качества лидера, мотивация лидерства. Лидер в моей жизни. Самоуважение».

— информационная

— досуговая

— оформительская

— дежурная

— спортивная

— раскрытие и проявление лидерских качеств, выявление своих собственных качеств и соотнесение их с качествами лидера;

— укрепление позитивной самооценки обучающихся;

— осознание возможности формирования позитивной самооценки;

— обучение методикам формирования позитивной самооценки.

2

5

Просмотр фильма «Человек, который изменил все»

— дежурная

— сюрпризная

— развитие мотивационной сферы.

1,5

6

Лекция-практикум «Уверенность в себе. Навыки уверенного поведения».

— досуговая

— оформительская

— сюрпризная

— спортивная

— дежурная

— обсуждение способов поведения и признаков, характерных для уверенного в себе человека;

— отработка на практике некоторых способов уверенного поведения;

— осознание необходимости формирования определенных жизненных навыков человека.

1

7

Игра «Развиваем в себе лидерские качества»

— досуговая

— оформительская

— сюрпризная

— спортивная

— —дежурная

— информационная

— тренировка и отработка лидерских качеств.

2

8

Тренинг «Я могу быть лидером».

— досуговая

— спортивная

— сюрпризная

— совместное обсуждение результатов тренинга;

— подведение итогов.

1

9

Внутриотрядный концерт «Мы будущее России!»

— досуговая

— оформительская

— сюрпризная

— спортивная

— дежурная

— информационная

— приобретение подростками навыков уверенного поведения;

— развитие навыков межличностного общения;

— развития творческих способностей;

— воспитание патриотизма и любви к Родине.

3

Помимо участия детей из выделенных групп к подготовке и проведению мероприятий программы развития социальной активности подростков в ДОЛ, дети из отряда «А» принимали участие в организации общелагерных мероприятий, концертов и соревнований согласно включению в микрогруппы. Решение о том, кто из участников группы в каком мероприятии принимает участие решалось внутри микрогруппы.

Таким образом, разработанная нами программа развития социальной активности подростков в ДОЛ на основе включённости в различные формы самоуправления должна создать условия для развития социальной активности подростков, через включение детей в микрогруппы различной направленности и проведения мероприятий направленных на развитие коммуникативных и организаторских склонностей, развитие нравственных качеств. При соблюдении принципов и последовательности проведения мероприятий программы ожидается, что у участников программы не только будет сформировано представление об образе социально активного гражданина, но и будут приобретены соответствующие компетенции.

Литература:

  1. Тетерский, С. В. Детский оздоровительный лагерь. Воспитание, обучение, развитие: практическое пособие / С. В. Тетерский, И. И. Фришман. — Москва: Аркти, 2007. — 104 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная активность подростков, развитие, уверенное поведение, Гагарин, детский лагерь, детский оздоровительный лагерь, ДОЛ имени, проведение мероприятий, социальная активность, межличностное общение.


Похожие статьи

Социальная активность, её сущность и особенности формирования у подростков в условиях детского оздоровительного лагеря

В статье авторы раскрывают социальную активность, её сущность и особенности формирования у подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.

Разработка и реализация раздела образовательной программы детского оздоровительного лагеря по гражданско-патриотическому воспитанию

В статье авторы раскрывают методику разработки и реализации раздела образовательной программы детского оздоровительного лагеря по гражданско-патриотическому воспитанию.

Факторы и предпосылки для реализации задач гражданско-патриотического воспитания в условиях детского оздоровительного лагеря

В статье авторы раскрывают факторы и предпосылки для реализации задач гражданско-патриотического воспитания в условиях детского оздоровительного лагеря.

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

Экономическое воспитание дошкольников при проведении интегрированных образовательных событий и дидактических игр

Статья посвящена экономическому воспитанию дошкольников в образовательной организации. Основными условиями являются организация образовательных событий и предметно-пространственной среды, позволяющих обогащать экономическим содержанием различные виды...

Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...

Формирование толерантности подростков в образовательном процессе современной школы

В статье раскрывается понятие толерантности. Описывается опытно-экспериментальная работа с подростками. Делается вывод, что коррекционно-развивающая программа свидетельствует о своей эффективности в воспитании толерантности у подростков.

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Похожие статьи

Социальная активность, её сущность и особенности формирования у подростков в условиях детского оздоровительного лагеря

В статье авторы раскрывают социальную активность, её сущность и особенности формирования у подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.

Разработка и реализация раздела образовательной программы детского оздоровительного лагеря по гражданско-патриотическому воспитанию

В статье авторы раскрывают методику разработки и реализации раздела образовательной программы детского оздоровительного лагеря по гражданско-патриотическому воспитанию.

Факторы и предпосылки для реализации задач гражданско-патриотического воспитания в условиях детского оздоровительного лагеря

В статье авторы раскрывают факторы и предпосылки для реализации задач гражданско-патриотического воспитания в условиях детского оздоровительного лагеря.

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

Экономическое воспитание дошкольников при проведении интегрированных образовательных событий и дидактических игр

Статья посвящена экономическому воспитанию дошкольников в образовательной организации. Основными условиями являются организация образовательных событий и предметно-пространственной среды, позволяющих обогащать экономическим содержанием различные виды...

Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...

Формирование толерантности подростков в образовательном процессе современной школы

В статье раскрывается понятие толерантности. Описывается опытно-экспериментальная работа с подростками. Делается вывод, что коррекционно-развивающая программа свидетельствует о своей эффективности в воспитании толерантности у подростков.

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Задать вопрос