Факторы и предпосылки для реализации задач гражданско-патриотического воспитания в условиях детского оздоровительного лагеря | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 18.11.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Терефельская, Е. А. Факторы и предпосылки для реализации задач гражданско-патриотического воспитания в условиях детского оздоровительного лагеря / Е. А. Терефельская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — URL: https://moluch.ru/archive/545/119380/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье авторы раскрывают факторы и предпосылки для реализации задач гражданско-патриотического воспитания в условиях детского оздоровительного лагеря.

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, гражданско-патриотическое воспитание, подростки.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности — в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.

Гражданско-патриотическое воспитание, как базовая национальная ценность, раскрывается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России через систему нравственных ценностей — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.

В настоящее время становится очевидным, что проблема патриотического воспитания подрастающего поколения — одна из наиболее актуальных, патриотическое воспитание является одним из основных направлений воспитательной работы не только школы, но и детских оздоровительных лагерей (ДОЛ). Программа летнего лагеря, включающая в себя работу по гражданско-патриотическому воспитанию, должна логично дополнять воспитательную работу образовательного учреждения, соответствовать возрастным и психофизиологическим особенностям детей.

Детский оздоровительный лагерь — это внешкольное учреждение для детей в возрасте от 6 до 15 лет, предназначенное для организации отдыха и оздоровления.

Мероприятия, проводимые в детском оздоровительном лагере согласно типовому положению о детском оздоровительном лагере, письмо министерства здравоохранения и социального развития российской федерации от 14 ноября 2011 года № 18–2/10/1–7164, обеспечивают комплексное развитие и воспитание детей младшего школьного возраста. Они способствуют формированию у детей любви к Родине, уважения к истории и культуре своей страны, а также ценности мира и дружбы между народами [1].

Эти мероприятия учитывают особенности психологии младших школьников, включая их нестабильное и неорганизованное восприятие, ограниченный объем внимания, склонность к наглядно-образному мышлению, активность и подражательность. Они способствуют развитию у детей умения анализировать события и явления, а также выражать свое собственное мнение по поводу происходящего.

Кроме того, в детском лагере организуются различные мероприятия, способствующие:

– стимулированию развития творческих способностей у ребят;

– охране и укреплению их самочувствия;

– профилактике заболеваний;

– занятиям спортом, физическими процедурами и путешествиями;

– развитию у ребят навыков, способствующих поддержанию здорового образа жизни;

– правильному питанию и образу жизни в комфортной обстановке при соблюдении гигиенических и эпидемиологических общепризнанных мерок.

Необходимо отметить, что подобные лагеря считаются центрами воспитания, так как они содействуют решению различных задач, связанных с образованием, становлением и приобретением новых навыков. Более того, эти лагеря создают благоприятные условия для того, дабы дети и школьники могли качественно проводить лейдейс вместе.

Под термином «воспитательная работа» воспринимается специфическая деятельность педагогов, направленная на развитие и управление различными функциями в соответствующей среде со основной целью развития личности учеников.

Педагогическая кампания представляет собой неотъемлемую составляющую образовательного процесса, нацеленную на достижение целей развития и образования индивидуальности.

Воспитательная деятельность представляет собой специализированную педагогическую работу, целью коей является создание благоприятной образовательной среды и контрольный за процессом воспитания в учебном заведении.

При планировании воспитательной работы в лагере существенно создать систему, в которой ключевыми составляющими будут деятельность, способствующая развитию и воспитанию ребят. Для этого важно обеспечить детям благоприятные условия для жизнедеятельности и механизмы, кои способствуют здоровому образу жизни и становлению физических, психологических и эмоциональных аспектов их потенциала.

Эффективность работы со детьми в детском оздоровительном лагере в многом зависит от того, кто непосредственно составляет их коллектив. Важно, чтобы педагог персонал смог максимально использовать потенциал всякого ребенка, исходя из их интересов, необходимостей и окружающей среды, для обеспечения не исключительно физического, но и психологического здоровья. Работа c детьми в лагере не является самоцелью, однако скорее необходимостью для создания благоприятных условий их становления.

Основная цель воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере заключается в микротом, чтобы дать ребенку возможность изучить подсолнечная вокруг себя, узнать о своей культуре и нации, быть толерантным к другим культурам, а также взрастить гражданскую позицию и ответственность за собственные поступки. Важно, чтобы ребенок осознавал собственную принадлежность к обществу и стране, и показывал готовность принимать ответственные решения.

Следующие направления гражданско-патриотического воспитания в детских оздоровительных лагерях имеют дух значение:

а) Духовно-нравственное.

Цель: осмысление воспитанниками в процессе патриотического воспитания высоких ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. Они должны уметь пользоваться этими тезисами, в качестве определяющих принципов, позиций в своей практике.

б) Историко-краеведческое.

Система мероприятий по патриотическому воспитанию направлена нате изучение историко-культурных корней, осознание уникальности Отечества, его участи и неразрывной связи с ней. Она содействует формированию гордости за участие в делах прародителей и современников, а также исторической ответственности после происходящее в обществе.

в) Гражданско-патриотическое воспитание.

Через ряд событий оказывает влияние на развитие правовой культуры, искусность анализировать политические и правовые события, формирование гражданской позиции, готовность к служению обществу и выполнение конституционных обязанностей.

г) Социально-патриотическое.

Целью считается стимулирование связи между различными поколениями с точки зрения духовности, этики, культуры и ситуации, а также развитие у людей энергичного отношения к жизни, проявление достоинства и сострадания, но также забота о пожилых людях.

д) Военно-патриотическое.

Наша установка — воспитание у молодежи глубокого патриотизма, почтения к истории России, понимания значимости служения Отечеству и готовности к его охране. Мы стремимся развивать интерес к российской военной истории, передавать воинские традиции и значения.

е) Героико-патриотическое.

Элемент патриотического воспитания, направленный свет на популяризацию героических профессий и ощутимых исторических событий, формирование уважения к подвигам прародителей и передачу их ценностей.

ж) Спортивно-патриотическое.

В процессе занятий физической культурой и спортом выговор сделан на развитие морально-волевых свойств, формирование силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности и накопление данных опыта. преданность родине и готовность охранять свою страну.

В условиях детского оздоровительного лагеря требуется проводить комплексную работу по воспитанию гражданственности и патриотизма, принимая во внимание возрастные особенности детей и взаимосвязь разных аспектов этой работы.

Е. А. Царегородцева считает, что гражданско-патриотическое воспитание в условиях детского оздоровительного лагеря — данное систематический процесс воздействия на развитие ребят, направленный на формирование у них высоких нравственных ценностей, установления правильного поведения, а вдобавок готовности к труду, физическим упражнениям и вероятной военной службе, включая службу в государственных органах.

Все отмеченные аспекты должны быть включены в групповые программы детских лагерей. Такие программы обязаны быть ориентированы на развитие и обвязка всей системы гражданско-патриотического воспитания во временном детском коллективе путем координации работы всевозможных подразделений лагеря и воспитательных отделов.

Краткосрочное пребывание детей в условиях осуществления программы гражданско-патриотического воспитания не дозволяет полностью оценить ее влияние на формирование тех или иных качеств личности ребенка. Целью подобных программ считается демонстрация культурных ценностей через участие в плане смены, что помогает детям применять эти качества в жизни, развивать эмоциональную сферу и постигать социальные ценности гражданина и патриота.

Для доказательства эффективности воздействия программ на развитие фигуры ребенка могут служить следующие показатели:

– виден рост единства во временной детской группе, улучшение качества усвоения детьми ценностей сотрудничества и взаимодействия с начала до конца смены;

– желание детей принимать участие в символах и ритуалах России и детского лагеря способствует образованию их гражданской позиции в положительном ключе.

– улучшение общественной активности, уровня социализации и самореализации ребят в рамках проекта, осуществляемого детским коллективом во время летней смены;

– желание ребят принимать участие в предлагаемых формах дополнительного образования, гражданских и экологических мероприятиях во время лагеря;

– отсутствие противоречий на уровне межличностных, межкультурных и межрелигиозных взаимоотношений как в детском лагере, так и между коллектива сверстников.

Разработка программ должна базироваться на применении следующих педагогических принципов:

– Гуманизм является основой будущего гражданского социума в России, где важно признавать калорийность каждого человека и стремиться к установлению человеческих взаимоотношений. Этот принцип подразумевает уважение к детям как личностям, признание их права возьми свободное развитие и проявление их потенциала.

– Сотрудничество. Принцип обусловлен необходимостью структуры взаимоотношений детей в коллективе сверстников. Он означает развитие умения обсуждения совместных вопросов и решения конфликтов. Принцип содействует формированию дружеских отношений, уважения к другим и пониманию ценности коллективного действия во разных областях жизни и сферах деятельности.

– Здоровый образ жизни. Считается основополагающим принципом для возрождения России и образования гражданского общества. Он необходим для воспитания здорового поколения и решения острых задач демографии. Этот принцип включает в себе разработку и внедрение технологий, направленных на сохранение здоровья на всех этапах жизни ребенка, создание системы охраны здоровья, профилактики заболеваний и пагубных привычек, а также пропаганду личной гигиены среди девушек и юношей, а также организацию оздоровительных мероприятий.

– Учет возрастных и индивидуальных особенностей. Принцип основан на закономерностях развития детей и подростков, уникальности каждого ребенка. Это имеет в виду необходимость постоянного внимания к его духовному миру (включая этнические и религиозные особенности), индивидуальным способностям, заботе о хорошем эмоциональном и физическом состоянии, соответствии всех методов и форм работы отличительным чертам воспитания детей и индивидуального развития подростков разных возрастных групп и полов.

– Преемственность, непрерывность и цикличность. Принцип обусловлен целостностью процесса гражданско-патриотического воспитания. Он подразумевает системное и комплексное проведение работы, постоянное и регулярное участие, так как воспитание является непрерывным процессом. Этот принцип подразумевает целенаправленную работу по формированию гражданской позиции у ребенка, создание взаимосвязанных воспитательных событий, способствующих развитию его гражданских качеств. Передача навыка, поддержка и повторение воспитательных моментов осуществляются в процессе реализации программных проектов, циклов воспитательного воздействия и педагогических ситуаций. Придерживаясь принципа преемственности, непрерывности и цикличности, мы обеспечиваем соответствие целей и задач содержанию, формам и методам работы с детскими коллективами.

– Романтика, игра и интерес. Принцип основан на стремлении детей и школьников ко всему прекрасному, героическому, романтичному, необычному. Он подразумевает необходимость передачи в чувственной и яркой форме великой истории борьбы и труда России, ее культуры и традиций, широкого использования символов государства, атрибутов и ритуалов, активного применения игры и игровых приемов в работе с детьми и школьниками.

– Толерантность — это основной принцип, который обусловлен разнообразием национальностей в детском сообществе. Важно устанавливать благожелательные отношения между детьми различных культур, религий и национальностей. Он означает создание условий для развития межнациональных взаимоотношений, изучение истории и культуры различных народов, их обыкновений и обычаев, а также проведение мероприятий, способствующих объединению детей разных национальностей. Принцип толерантности используется во всех сферах жизни и работы детского лагеря.

– Единство требований. Принцип обусловлен необходимостью создания общей системы педагогического воздействия на воспитанников, общей линии в образовательно-оздоровительной работе, исключающей появление противоречий и разнобоя в требованиях, адресованных детям. Он означает разработку системы таких требований, которые бы способствовали развитию всех сторон личности ребенка (познавательно-мировоззренческой, эмоционально-волевой и действенно-практической), становлению и развитию гражданской позиции, патриотической направленности личности детей. Принцип единства требований осуществляется во всем процессе гражданско-патриотического воспитания, во всем спектре создаваемых педагогических ситуаций.

На основе анализа можно сделать вывод, что воспитательная работа в детском оздоровительном лагере играет важную роль в формировании личности ребёнка. Она направлена на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, занятия физической культурой и спортом, формирование навыков здорового образа жизни.

Особое внимание в воспитательной работе уделяется гражданско-патриотическому воспитанию, которое включает в себя различные направления, такие как духовно-нравственное, историко-краеведческое, социально-патриотическое и другие. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно и с учётом возрастных особенностей детей. Для оценки эффективности воспитательных программ можно использовать различные критерии, такие как сплочённость временного детского коллектива, уровень принятия детьми ценностей сотрудничества и взаимодействия, социальная активность и самореализация детей и другие.

Реализация воспитательных программ должна строиться на принципах гуманизма, сотрудничества и здорового образа жизни. Эти принципы позволяют создать благоприятную среду для развития личности ребёнка и формирования у него гражданских качеств.

Литература:

  1. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, письмо от 14 ноября 2011 г. № 18–2/10/1–7164. (электронный ресурс). — URL: http://vlager.edu.ru/files/contentfile/29/pismo-minzdravsocrazvitiya-rf-ot-14.11.2011.pdf (дата обращения: 05.09.2024).
  2. Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 26 июня 2012 года № 504 (электронный ресурс). — URL: https://docs.cntd.ru/document/902361664 (дата обращения: 01.10.2024).
  3. Царегородцева, Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение в летнем лагере / Е. А. Царегородцева // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 5. — С. 55–60.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданско-патриотическое воспитание, детский оздоровительный лагерь, воспитательная работа, гражданская позиция, здоровый образ жизни, патриотическое воспитание, ребенок, детский лагерь, принцип, развитие.


Похожие статьи

Задать вопрос