В статье предпринята попытка переосмысления содержательных составляющих современной системы патриотического воспитания детей и молодежи через направленности дополнительного образования на основе комплексного подхода.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, дополнительное образование детей, комплексный подход.
Важность задач развития системы патриотического воспитания на современном этапе не вызывает сомнений. Это обусловлено прежде всего изменениями на законодательном уровне. Изменения в законе «Об образовании в Российской Федерации», уточнившие понятие «воспитание» как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде [1] обуславливают необходимость модернизации всей воспитательной системы общего образования по отмеченным направлениям. Одним из направлений является «формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества».
Согласно Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов. Это достигается совместными усилиями органов государственного управления, образовательных организаций, семьи, общественных организаций и объединений. В процесс реализации задач патриотического воспитания включены образовательные организации всех типов, включая общеобразовательные и организации дополнительного образования. Наряду с ключевыми воспитательными задачами общего образования в части формирования базовых национальных ценностей и социальной культуры школьника [2] задачи по патриотическому воспитанию в системе дополнительного образования решаются через включение в реализацию дополнительных общеобразовательных программ и образовательных мероприятий с детьми и молодежью активных форм и методов работы по развитию патриотического самосознания, формированию любви к Родине, сопричастности к судьбе своей страны, чувств уважения в старшему поколению и гордости за подвиги защитников Отечества. В этой связи рассмотрение системы патриотического воспитания исключительно через блок военно-патриотического воспитания подрастающего поколения представляется достаточно узким.
Система патриотического воспитания детей и подростков должна включать в себя: духовно-нравственное воспитание (честность, добросовестность, уважение к старшему поколению, к защитникам Отечества, любовь к Родине), культурно-историческое воспитание (любовь к «малой» Родине, формирование чувства национального самосознания, и толерантности), военно-патриотическое воспитание (изучение истории России, военных подвигов предков, знакомство с Днями боевой славы, сохранение воинских традиций, почитание ветеранов войн и труда), подготовку по основам безопасности жизнедеятельности, прикладную физическую подготовку, подготовку по основам военной службы (начальную военную подготовку), военно-техническую подготовку, знакомство в культурой и традициями своего народа, своей малой Родины, формирование навыков экологически ответственного поведения по отношению к природе родного края. Понимая под воспитанием комплекс методов, формирующих личность ребенка, получаем, что патриотическое воспитание, это работа с подрастающим поколением, целью которого формирование патриотических чувств, высоких идеалов служения своему народу.
Отсюда можно сделать вывод, что работа по патриотическому воспитанию с детьми должна проводиться комплексно, в единстве всех его составных частей, с учетом возрастных особенностей учащихся.
Деятельность по патриотическому воспитанию должна быть направлена на детей с раннего возраста, в условиях дошкольного образования и в семье. Именно в этом возрасте, в условиях высокой познавательной активности детей создается благоприятная среда для дальнейшего формирования личности, обладающей необходимыми качествами.
Таким образом, в качестве основного подхода к развитию системы патриотического воспитания детей и молодежи в условиях региональной образовательной системы необходимо избрать комплексный подход, позволяющий использовать различные формы и содержательные линии.
Выполнение поставленных задач по патриотическому воспитанию достигается за счет актуализации указанных направлений в рамках учебной и воспитательной деятельности образовательных организаций: включение соответствующих тематических блоков в программы дополнительного образования и внеурочной деятельности, использование в рамках программ учебных курсов и дисциплин.
Таким образом, используя методологию комплексного подхода [3], деятельность по патриотическому воспитанию должна быть основана на формировании единого комплекса образовательных и воспитательных мероприятий, реализации образовательных и воспитательных программ в системе общего образования (включая дошкольное и дополнительное образование), цели и задачи которых соответствуют основным направлениям патриотического воспитания обучающихся системы общего образования, включая мероприятия по направлениям:
− военно-патриотическое;
− туристско-краеведческое;
− экологическое;
− физкультурно-спортивное;
− волонтерское, тимуровское движения, наставничество через взаимодействие с НКО.
Рассмотрим указанные направления работы детально.
Военно-патриотическое воспитание является неотъемлемой частью патриотического воспитания подрастающего поколения и ориентировано на формирование моральных качеств, обеспечивающих их способность к защите Российского государства, уважения и высокого общественного престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Военно-патриотическое воспитание в значительной степени влияет на боеспособность, комплектование и мобилизационную готовность Вооруженных Сил. Данное направление реализуется через: создание и функционирование центра военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки «Авангард», деятельность которого направлена на организацию и проведение 5-дневных сборов с молодежью допризывного возраста, летних оздоровительных профильных военно-спортивных смен для обучающихся и юнармейцев разных возрастов, а также организации и проведения курсов повышения квалификации (инструктивно-методических сборов) для преподавательского состава; муниципальные центры патриотического воспитания, призванные систематизировать работу направлении патриотического воспитания непосредственно на местах от школьного до муниципального уровня во взаимодействии с органами власти и НКО; военно-спортивные игры для детей 12 до 18 лет («Орленок», «Зарница», «Победа»); кадетское и казачье образование, основанное на духовно-нравственных принципах, идеологии защиты Отечества, народа, национальных святынь и культурного наследия, суверенности и целостности государства; поисковые и тимуровские отряды, занимающие важное место в системе патриотического воспитания. На базе поисковых отрядов создаются музеи и музейные комнаты, посетить которые может любой школьник и узнать о подвигах своих дедов и прадедов. Тимуровское движение — как одно из направлений школьного волонтерства, также имеет большое значение в работе системы военно-патриотического воспитания.
Основной идеей спортивно-патриотического воспитания служит обобщение базовых национальных особенностей, героизации выдающихся соотечественников, уникальном комплексе физического воспитания, которое позволит сформировать у обучающихся патриотические ценности, культуру здорового образа жизни. Реализация мероприятий, основой которых будут национальные виды спорта и вовлечение в них обучающихся будет способствовать физическому развитию подрастающего поколения, их готовности к защите Родины. Данное направление реализуется прежде всего через вовлечение детей и молодежи в национальные виды спорта: лапта, самбо, городошный спорт, гиревой спорт направлены на воспитание и развитие физической и духовной сил. На протяжении многих и многих веков данные виды спорта сопутствовали повседневной жизни русского человека, выработали у него особые черты характера и менталитета, а также важные качества личности, которые отражают общественное устройство народа и его взгляды на окружающий мир. Национальные виды спорта направлены на то, чтобы у молодого поколения развивались не только физические, но и духовные качества, а также выносливость, меткость, ловкость и способность анализировать. Многие виды национального спорта формируют у детей волю к достижению цели.
Туристско-краеведческая деятельность является одним из средств патриотического воспитания детей. Участие в конкурсных мероприятиях, ознакомление с природой родного края, народным творчеством, традициями своего народа не только развивает физические и эстетические качества детей, но и формирует их духовно-нравственную основу. Понятие патриотизма неразрывно связано с сохранением и изучением истории, культуры и природы своей малой Родины. Только через погружение в изучение истории, культуры, краеведения, этнографии родного края посредством туристско-краеведческого направления дополнительного образования можно привить обучающемуся чувство любви, гордости и уважения к своей малой Родине, ее жителям, а потом и к своей стране. Желание защищать свою страну зарождается внутри ребенка благодаря любви к своей Родине. В походах создаются условия для закаливания таких морально-волевых качеств, как человечность, скромность, организованность, дисциплинированность, смелость, решительность, отзывчивость, доброта, товарищество, ответственность, трудолюбие и многое другое. Туристско-краеведческое направление реализуется через 2 аспекта: школьный туризм и музейная работа. Туризм способствует патриотическому воспитанию школьников посредством изучения родного края. Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углубленного изучения во время походов истории, природы и культуры родного края — своей малой родины, о нем можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве патриотического воспитания. Школьный музей является одним из мест сохранения памяти об истории Отечества.
Взаимодействие с НКО патриотической направленности.
В настоящее время все больше расширяется перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, ряд НКО работает исключительно в патриотическом направлении, часть НКО одной из приоритетных деятельностей так же рассматривают патриотическое направление. НКО реализует огромное количество разнообразных по формам и методам патриотических мероприятий и проектов: тематические конкурсы, фестивали, флешмобы, массовые акции, исторические реконструкции, линейки, встречи с ветеранами, форумы, конференции, дебаты, круглые столы, спортивно-патриотические мероприятия, семинары и т. д. Это еще одна форма взаимодействия с детьми в рамках развития патриотических чувств.
Для успешного решения поставленных задач необходима консолидация общих усилий системы общего и дополнительного образования детей, планомерное совершенствование профессионального мастерства педагогов-участников воспитательного процесса, формирование у них активной гражданской позиции, готовности к инновационной воспитательной деятельности в условиях актуализации государственных задач по развитию системы воспитания подрастающего поколения. Идеалы патриотического сознания: служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга становятся ориентирами социальной и образовательной политики.
Литература:
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
- Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей. Молодой ученый. -2012. -№ 5. -С. 405–412.
- Буйлова Л. Н., Каргина З. А. Методология и методологические подходы к исследованию проблемы развития дополнительного образования детей//Наука и образование: современные тренды. -2015. -№ 3 (9). -С. 111–154.