В статье поднимаются вопросы духовно-нравственного воспитания подростков, рассматриваются основные подходы к решению проблемы формирования духовно-нравственных качеств подрастающего поколения средствами театрализованной деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, подростки, театрализованная деятельность, учреждения дополнительного образования.
Проблема организации духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения представляет значимый интерес для научного сообщества и всегда была и остаётся в центре внимания учреждений различных уровней. Систематическая и поисково-исследовательская работа даёт возможность проанализировать, в какой степени необходимо решать вопросы ценностных ориентаций подрастающего поколения. Чаще всего данные аналогичные вопросы обсуждаются на научно-практических конференциях, отражаются в научных работах и методических рекомендациях.
Спектр обсуждаемых вопросов позволяет разработать различные педагогические модели, теории и методики по культурно-досуговой деятельности духовно-нравственного воспитания подростков, которые отражены в исследовании таких ученых, как Л. С. Выготский, Е. П. Ильин, В. В. Корешков, Т. А. Красило, М. Л. Лазарев; представлены в работах по театрализованной деятельности методических рекомендациях и являются предметом изучения С. В. Гиппиус, Л. Г. Дмитриевой, А. Б. Никитиной, А. В. Павленко, М. Л. Сосновой, Е. С. Тимофеевой и др.
В государственных документах, а именно: Федеральный Закон «Основы законодательства РФ о культуре», «О национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г»., «Основы государственной культурной политики», в Распоряжении Правительства РФ от 29.05.2015 г. «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г». обозначаются ориентиры духовно-нравственного воспитания учащихся всех возрастных групп и рассматривается духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как социально значимая проблема, решение которой лежит в основе взаимодействия общего и дополнительного образования.
Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения [3].
Опираясь на мнения учёных, можно сделать вывод, что “духовно-нравственное воспитание — это единый процесс формирования эмоционально-духовной сферы личности через многообразную художественно-творческую деятельность, процесс становления эстетических, духовно-нравственных взглядов и убеждений мыслящего человека, ориентированный на исторически сложившийся эталон гармонично-развитой личности” [2].
Одним из основных, критических периодов любого человека является подростковый период — это период перестройки социальной активности, сопровождающийся очень мощными сдвигами во всех сферах жизнедеятельности ребёнка [1]. Как утверждает А. А. Жаркова, перед педагогами, осуществляющие социально-культурную деятельность в образовательных учреждениях, стоит главная задача, заключающаяся в том, чтобы «сформировать личность в качестве социально активного субъекта, способного к анализу, оценке событий, выбору нравственного поступка, ответственности» [4, с.4.].
Грамотно организованный досуг ребят поможет усвоить им правильные жизненные ценности и взгляды [7]. Развитие творческих способностей, вхождение ребёнка в систему дополнительного образования формирует у него вполне реальные навыки содержательного проведения собственного досуга, оберегая его от сомнительных компаний и бесцельной траты свободного времени.
Эффективным средством формирования духовно-нравственных качеств современного подростка является театрализованная деятельность. Театрализация представляет собой сложный творческий метод, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование и наиболее близко стоящий к искусству [6].
В. А. Сухомлинский говорил, что театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству [8].
Театрализованная деятельность обладает значительными ресурсами развития творческого потенциала, которая позволяет активизировать такие личностные качества как коммуникативность, активность, эмоциональность, креативность, уверенность в себе, способность к самораскрытию, стремление к гармоническим отношениям с людьми и жизнью.
Таким образом, востребованность театрализованной деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования способствует вовлечению в творческую работу подростков и создаёт широкие возможности для их духовно-нравственного развития и воспитания.
Литература:
1. Белозерцев Е. П. Проблемы социально-нравственного становления личности в условиях глобализации культуры. — Курск: ООО «Издательский дом ВИП», 2017. — с. 5–13.
2. Булатников И. Е. Этические основания социально-педагогической концепции В. А. Сухомлинского в диалоге эпох и общественных отношений / И. Е. Булатников // Психолого- педагогический поиск. 2013 — № 3 (27). — с. 86–100.
3. Грибкова Г. И. Основы проектной деятельности в социально-культурной сфере. — М.: Перспектива, 2014. — 82с.
4. Жаркова А. А. Гармоничное развитие личности в условиях социально-культурной деятельности: парадигмальный подход. «Педагогика искусства» / А. А. Жаркова. // Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования» http://www.art-education.ru/AE-magazine/ дата обращения 10.11.19
5. Опарина Н. А. Педагогика детского зрелищного досуга: монография. — М.: ООО «Белый ветер», 2013. — 38 с.
6. Опарина Н. А. Организация театрализованного досуга школьников: монография. — М.: Просвещение, 2018. — 65 с.
7. Первушина О. В. Социально-культурная деятельность: теоретические основы: учебное пособие. — Барнаул: АГИИК, 2002. — 96 с.
8. Сухомлинский В. А. О воспитании. — М.: Политическая литература, 1982. — 105 с.
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», — М.: РИПОЛ классик; Изд-во «Омега-Л», 2016. — 142с.