Статья посвящена весьма актуально проблематике современных педагогических исследований, связанных с определением направлений в системе патриотического воспитания обучающихся российских школ.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, педагогические исследования, формы патриотического воспитания
Значимость и актуальность исследования и комплексного анализа проблемы патриотического воспитания молодежи обусловлена возрастающей приоритетностью данного направления в современной образовательной и воспитательной парадигме. В связи с этим у российских и зарубежных педагогов-теоретиков и практиков вызывают интерес вопросы, связанные с изучением различных форм патриотического воспитания, спецификой данного вида образовательной работы в аудиторных и внеаудиторных формах реализации, выявлением дидактического потенциала средств и условий для данного вида деятельности [2; 4]. При этом необходимо учитывать совокупность факторов современной образовательной и социальной среды, оказывающих влияние на формирование данного педагогического дискурса.
Педагогические научные и научно-методические исследования, посвященные данной проблематике, представлены на сегодняшний день немалым количеством работ, но большая их часть, несмотря на общие методические рекомендации, носит узконаправленный, специализированный характер. Например,это исследования, определяющие специфику и способы патриотического воспитания в рамках различных программ подготовки или особенности представления и реализации основных положений воспитательного образования конкретными внеаудиторными способами и средствами [1; 5]. Поэтому представляются актуальными исследования комплексного харвактера, включающие системиатизацию существующих в современной школе форм и видов работы по патриотическому воспитанию, их системный анализ и классификацию.
Включение патриотического воспитания в учебные программы частных образовательных учреждений также будет способствовать формированию единого образовательного пространства в стране, что, позволит повысить эффективность работы в данном направлении. При этом важно учитывать не только национальные традиции, но и глобальные цивилизационные достижения, чтобы быть в достаточной степени интегрированными в контекст культурных мировых традиций.
Организация эффективного патриотического воспитания подрастающего поколения является значимым аспектом обеспечения стабильности общества и достижения национальных задач. Патриотизм дает возможность объединиться вокруг общих ценностей и целей, что способствует процветанию государства. Поэтому воспитание патриотизма в современной школе — важная составляющая национальной стратегии развития.
Современная образовательная школьная практика предусматривают обязательные «Беседы о важном» для формирования у учащихся национального патриотического мышления. Патриотизм является важным качеством личности и ценностью, которую необходимо культивировать у учащихся уже с младшего школьного возраста. Исследование вопроса о воспитании молодежи является весьма актуальным в связи с пониманием механизмов формирования национальных ценностей.
В современной педагогике выделяется два основных направления — ценностное и деятельностное. Ценностное направление подчеркивает важность воспитания патриотических ценностей и ответственности перед Родиной, в то время как представители деятельностного направления проявляют готовность осуществлять конкретные действия, направленные на развитие страны [2; 3].
Таким образом, изучение сущестующих в современной дидактике методов анализа специфики патриотического воспитания и форм его реализации в позволяет лучше понять комплексный подход к формированию патриотизма в молодежной среде.
Патриотическое воспитание является непрерывным процессом, включенным во все сферы жизни личности и определяющим ее характер, включая профессиональные, общественные и семейные отношения. В современной школе это комплексный процесс, охватывающий учебно-воспитательную работу в целом, а не ограничивающийся отдельными учебными дисциплинами.
Отмечая особенности аудиторной реализации различных форм патриотического воспитания, необходимо отметить, что учащиеся обязаны соблюдать законы и правила и проявлять уважение к учителям, развивать в себе патриотизм, а также овладевать основами современной национальной идеологии. Также существенное внимание уделяется формированию высокой нравственной культуры и приобретению школьниками необходимых учебных знаний и навыков.
Изучение национальных традиций также играет важную роль в патриотическом воспитании. Современная школа приняли активные меры для просвещения учащихся в сфере культуры традиционных праздников, включая организацию факультативов и предметов по выбору, посвященных фольклорной культуре и национальным празднествам. Это способствует более глубокому пониманию школьниками этнокультурных ценностей. Глубокое знание национальных традиций, являющихся неотъемлемой частью культуры, органично воспитывает чувство гордости за страну и патриотизм.
Специфика и основные формы патриотического воспитания в современной школе направлены на развитие эффективного механизма управления молодежью на основе принципов совместной деятельности различной профессиональной и общественной направленности. Интеграция патриотического воспитания в национальную систему образования обеспечивает усвоение учащимися необходимых принципов и ценностей.
Школы различных типов и уровней должны не только включать патриотическое образование в учебные программы, но и реализовывать качественное преподавание основ политической теории, интегрируя аспекты национальной истории и культуры в программы различных дисциплин. Администрация учебных заведений должна связывать между собой разнообразные формы патриотического воспитания, чтобы соответствовать стандартам, подчеркивая ключевые аспекты патриотического образования и применяя современные дидактические методы для повышения его эффективности и привлекательности для учащихся.
Современная школа должна активно сочетать теоретическое обучение с практическими занятиями за пределами учебных аудиторий, включая элементы патриотического образования в каждое мероприятие. Необходимо регулярно организовывать экскурсии на объекты, связанные с патриотическим образованием, чтобы стимулировать интерес учащихся и придавать учебному процессу практический характер. Также школьники должны принимать активное участие во внеаудиторных занятиях, направленных на формирование патриотических ценностей и осознание специфики национальной истории и культуры.
Таким образом, современная российская система школьного образования интегрирует патриотическое воспитание в свои образовательные программы, используя его в рамках управления, профессионального развития, культурных мероприятий и других сфер деятельности. Рационально также увеличить разнообразие форм реализации мероприятий в рамках общей системы патриотического воспитания, чтобы укрепить патриотические ценности, подчеркнуть их актуальность и важность в современной образовательной парадигме.
Литература:
- Великородная Л. А. Патриотическое воспитание студентов на основе русского музыкального наследия: автореф. дисс.... канд. пед. наук. Воронеж, 2009. — 25 с.
- Душкин А. М. Патриотизм: сущность, формы бытия, варианты трансформации: авторефю дисс.... канд. филос. наук. Омск, 2023. — 21 с.
- Матвеева С. В. Воспитание патриотизма у старшеклассников в условиях целостного педагогического процесса в современной общеобразовательной школе: автореф. дисс.... канд. пед. наук. Нижний Новгород,, 2006. — 22 с.
- Кирницкий В. В. Проблема формирования патриотических ценностей в массовом сознании российской молодежи. Автореф. дисс. … канд. aилос. наук. Москва, 2016. — 21 с.
- Тун, Баохуэй. О патриотическом воспитании в России и Китае // Образование и право. — 2020. — №. 9. — С. 87–91.