В статье предпринята попытка проанализировать актуальные потребности и состояние методического сопровождения педагогов общеобразовательного учреждения, реализующих основы патриотического воспитания в современной школе. Проанализирована нормативно-правовая база, регламентирующая процесс патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях, предложены пути совершенствования методической работы.
Ключевые слова: общеобразовательная организация, педагог, патриотическое воспитание, методическое сопровождение.
В современном быстроменяющемся мире, который требует от человека широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными организациями стоят особо сложные задачи. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности, к сожалению, доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. И задача педагога научить всему этому ребенка. Жизненные принципы педагога, его личный пример, взгляды, суждения — самые эффективные факторы воспитания. И, показывая свой город, свою страну, с самой привлекательной стороны педагог формирует в подрастающем поколении важные черты, такие, как любовь к родному краю, Родине, истории, уважение к людям других национальностей, Российской Армии, уважение к ветеранам войны.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности обучающегося невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Одна из первостепенных задач сформулирована в Конвенции о правах ребенка: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» [1].
Принципы реализации воспитательной системы образования опираются на идеологию и ценностно-смысловые установки, сформулированные как приоритеты государственной политики в области воспитания для всей системы образования и отражающие государственный и социальный заказ. Именно поэтому так важно для каждого работника образовательной организации не просто их знать, но и понимать суть, видеть возможности реализации в практической деятельности, настойчиво овладевая актуальными умениями и навыками эффективной воспитательной работы в профессиональной деятельности.
Сегодня мы имеем целый ряд нормативно-правовой документации, в которой одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается патриотическое воспитание подрастающего поколения: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ДО, НОО, ООО, СОО); Примерная программа воспитания и социализации обучающихся; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» отражены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, в частности воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры [4].
ФГОС НОО определяет «портрет выпускника начальной школы», который должен быть любящим свой народ, свой край и свою Родину; уважающим и принимающим ценности семьи и общества [5].
Воспитательный компонент федерального государственного образовательного стандарта общего образования представлен методическим документом: «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся», которая призвана обеспечить формирование у обучающихся основ российской идентичности.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, которая представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации [2].
Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Целью стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в России с учетом интересов детей, актуальных потребностей общества и государства, глобальных вызовов и условий развития страны [3].
Таким образом, социальный запрос на патриотическое воспитание подрастающего поколения в современной России велик, однако далеко не все педагоги готовы к осуществлению эффективного патриотического воспитания в образовательной среде школы. Возникает необходимость целенаправленного методического сопровождения педагогов в процессе воспитания патриотизма у младших школьников. В связи с этим цель нашего исследования заключалась в изучении индивидуально-профессиональных компетенций педагогов в сфере патриотического воспитания и организации методического сопровождения этого процесса.
В Муниципальном общеобразовательном учреждении Степановской средней общеобразовательной школе имени Н. К. Иванова был проведен опрос педагогов, направленный на выявление их заинтересованности в методическом сопровождении патриотического воспитания обучающихся. Выборку составили 19 педагогов (18 женщин и 1 мужчина) в возрасте 25–55 лет, имеющих педагогический стаж от 1 до 30 лет.
Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Отношение педагогов к патриотическому воспитанию в школе
Вопрос |
Ответы педагогов (в %) |
1. Известны ли Вам требования нормативно-правой документации к патриотическому воспитанию обучающихся? |
«Да» — 26; «Нет» — 21; «Не уверен» — 53 %; |
2. Считаете ли Вы, что в условиях современной России активная работа по патриотическому воспитанию детей — обязанность каждого педагога? |
«Да» — 90 %; «Нет» — 0 %; «Считаю это обязанностью родителей, а не педагогов» — 5 %; «Не считаю это особо важным»-5 %; |
3. Как часто, по Вашему мнению, нужно применять элементы патриотического воспитания в своей работе с обучающимися (проводить беседы, знакомить с историей района, города, страны, развивать чувство любви к своей стране и т. д.) |
«Каждый раз» — 37 %; «Раз в неделю»- 32 %; «Раз в месяц» — 21 %; «Другое» — 10 %; |
4. Как Вы осуществляете работу с обучающимися по патриотическому воспитанию? |
«Провожу достаточно активную работу: провожу тематические классные часы, оформляю различные наглядные материалы, участвую в патриотических акциях и т. д». — 53 %; «Уделяю этому внимание по мере необходимости»- 42 %; «У меня пока нет наработок в этой сфере» — 5 %; |
5.Считаете ли Вы, что у педагога есть много возможностей формировать у обучающихся патриотические чувства? |
«Да» — 95 %; «Нет» — 5 %; |
6. Считаете ли Вы, что выпускник должен обладать сформированным эмоциональным отношением к своей Родине, к её символике (герб, флаг, гимн), гордится своей принадлежностью к Родине? |
«Да» — 37 %; «Нет, это отношение сформируют в школе» — 63 %; «Не считаю это важным» — 0 %; |
7. Какие факторы, на Ваш взгляд, затрудняют качественное патриотическое воспитание? (подразумевался выбор нескольких позиций) |
«Нет системы патриотического воспитания, знания даются детям стихийно, отрывочно, без логической связи» — 47 %; «Отсутствие интереса к патриотическому воспитанию» — 32 %; «Нет материальной базы: мало пособий, книг, нет возможности создания коллекции предметов народных промыслов, костюмов, предметов быта и т.д» — 47 %; «Отсутствие оказания помощи методического сопровождения педагогам в патриотическом воспитании обучающихся» — 14 %; «Нет заинтересованности педагогов в патриотическом воспитании детей» -16 %; |
Таким образом, назрела необходимость в целенаправленном сопровождении педагогов в процессе осуществления патриотического воспитания детей. Мы полагаем, что для успешного патриотического воспитания обучающихся младшего школьного возраста педагог должен обладать следующими компетенциями: гражданско-правовой, семейно-личностной, этнокультурной, индивидуально-профессиональной. Многие педагоги нуждаются в развитии этих компетенций.
Литература:
- «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) Электронный ресурс Режим доступа: https://demo.consultant.ru/cgi/online; (дата обращения: 10.03.2021).
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещении,2009 29 с. (Стандарты второго поколения) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Электронный ресурсРежим доступа http://static.government.ru/; (дата обращения: 11.03.2021).
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2021) Электронный ресурс- Режим доступа: https://demo.consultant.ru/cgi/online (дата обращения: 6.03.2021).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) Электронный ресурс- Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 6.03.2021).