Экономическое воспитание дошкольников при проведении интегрированных образовательных событий и дидактических игр | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.

Дата публикации: 31.05.2020

Статья просмотрена: 321 раз

Библиографическое описание:

Манькова, О. Ю. Экономическое воспитание дошкольников при проведении интегрированных образовательных событий и дидактических игр / О. Ю. Манькова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5324/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена экономическому воспитанию дошкольников в образовательной организации. Основными условиями являются организация образовательных событий и предметно-пространственной среды, позволяющих обогащать экономическим содержанием различные виды детской игровой деятельности.

Ключевые слова: дошкольники; экономика; воспитание; образовательные события; дидактические игры.

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью экономического воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. Проблема обусловлена современными экономическими условиями жизни общества, так как в мире постоянно происходят экономические процессы.

Новейшие механизмы хозяйствования требуют от людей определенного уровня экономической культуры, а незнание основ экономики может создавать ряд общественных и хозяйственных проблем.

Экономическое образование и воспитание детей дошкольного возраста как актуальная проблема настоящего времени включает в себя комплекс психологических, педагогических, социальных аспектов, которые являются объектом внимания ученых разных областей (П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, Ю. К. Васильев, Т. В. Дробышева, А. А. Королев, В. Д. Попов, И. А. Сасова, В. П. Фофанов, Б. П. Шемякин и др.).

Многими учеными педагогами (О. В. Дыбина, Н. Г. Кузнецова, О. Е. Люнгрин, Т,В. Мезенцева, Н. П. Паленова, Е. А. Сидякина, Д. Г. Умнова и др.) доказано, что в процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у дошкольников вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного обслуживающего труда, складываются первичные представления о труде взрослых, осуществляется первичная профессиональная ориентация [2], [3], [4], [5].

О сущности профессиональной ориентации на разных этапах развития личности ребенка отражено в исследовании Е. М. Беспаленко [1].

В ходе образовательных событий у дошкольников воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, к творчеству, развивается экономическое мышление, конвергентное мышление, а в процессе дидактических игр приобретаются навыки владения экономическими терминами, основами ведения домашнего хозяйства на примере сюжетно-ролевых игр.

Дидактические игры, сюжетно-ролевые и математические игры знакомят дошкольников со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена, качество товара, качество услуг — и этическими: честность, благотворительность, практичность, экономность.

Изучение научной литературы по проблеме исследования позволило сформулировать цель исследования — теоретически обосновать и создать оптимальные педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования — экономическое воспитания детей в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования — педагогические условия экономического воспитания детей в ДОО.

Гипотеза исследования — экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если в воспитательно-образовательном процессе будет реализована программа экономического воспитания детей, включающей в себя системообразующие звенья: цель, содержание, образовательная деятельность и прогнозируемый результат.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие старшие дошкольники МБДОУ «Центр развития ребёнка детский сад № 121» г. Воронежа. Всего участвовало 36 человек (17 мальчиков, 19девочек). Возраст детей 5–6 лет.

Методы исследования: дидактические задачи экономического содержания; сюжетно-ролевые игры «Ферма», «Магазин», «Банк», «Блогер», «Театр» и др.; математические задачи, сканворды и кроссворды.

Условия проведения исследования: создание воспитывающей среды, направленной на формирование экономических знаний; использование зоны экономического воспитания в предметно-пространственной развивающей среде.

Результаты исследования и их обсуждение

Программа экономического воспитания старших дошкольников состоит из пяти разделов, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд. Профессии» «Деньги и цена», «Домашняя экономика. Бюджет семьи», «Реклама и торговля», «Потребности и возможности». К каждому разделу подбираются образовательные задачи. Весь познавательный материал систематизирован в соответствии с основными принципами обучения детей дошкольного возраста. Приобретенные знания оценивались количеством собранных карточек во время игры или решения задания. Каждая карточка соответствовала баллам. Если задание выполнено без ошибок — 3 балла, с одной ошибкой — 2 балла, с двумя ошибками — 1 балл, задание не выполнено — 0 баллов. Подсчет баллов для выявления уровня сформированности экономических компетенций у дошкольников по каждому разделу находилось среднее арифметическое значение — распространённая мера, представляющая собой сумму всех зафиксированных значений, делённую на их количество. Сравнивались показатели февраля 2019 и декабря 2019 года.

Таблица 1

Сравнительный анализ сформированности экономических компетенций устарших дошкольников

Содержание программы

Февраль 2019

Декабрь 2019

1

«Труд. Профессии»

3,91

4,23

2

«Деньги и цена»

4,12

4,47

3

«Домашняя экономика. Бюджет семьи»

3,61

4,03

4

«Реклама и торговля»

4,25

4,56

5

«Потребности и возможности»

3,32

3,67

Сравнивая результаты, однозначно знания и умения в области экономических знаний стали лучше. Однако, на практике, во время проведения очередных занятий по экономическому воспитанию, могло оказаться так, что дети, прежде хорошо решающие проблемные экономические задачи, вдруг не могли применить знания в игре. Поэтому, погрешности в данных могут быть более широкого значения. Итак, наименьший результат по пункту 5 «Потребности и возможности». Дети воспитаны больше как потребители, не всегда учитывают возможности. Улучшить результат удалось, но не всегда это удается в реальной жизни.

Наилучший результат по пункту 4 «Реклама и торговля». Дети прекрасно владеют формами создания рекламы, хотя иногда, во время сюжетно-ролевых игр, это выглядит как хвастовство. Непосредственность и бесхитростность часто в игровой рекламе делают воображаемый продукт привлекательным.

Пункт 3 «Домашняя экономика. Бюджет семьи» также имеет невысокий результат сформированности экономических компетенций. Методом наблюдения выявлено, что мальчики более «расточительны», а девочки «откладывают деньги» на покупку автомобиля или на «отдых у моря» в красивой шляпке.

Для наглядности сведем показатели в диаграмме (рис. 1).

Рис. 1. Сравнительный анализ сформированности экономических компетенций у старших дошкольников

Таким образом, в экономического воспитания дошкольники начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие, что подтверждает проведенное исследование.

Литература:

  1. Беспаленко, Е. М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Воронеж, 2001. — 233 с.
  2. Дыбина О. В., Сидякина Е. А., Паленова Н. П., Кузнецова Н. Г., Интеллектуальные бизнес — игры // Обруч. — 2005. — № 4. — С.47
  3. Люнгрин, О. Е. Экономическое воспитание дошкольников / О. Е. Люнгрин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 349–351. — URL: https://moluch.ru/archive/142/39933/ (дата обращения: 27.05.2020).
  4. Мезенцева, Т. В. Экономика для детей. Инфа — М, 2000, — 112 с.
  5. Умнов, Д. Г. Формирование экономической культуры у детей дошкольного возраста / Д. Г. Умнов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 70–71. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62103/ (дата обращения: 27.05.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): экономическое воспитание детей, экономическое воспитание, Домашняя экономика, дошкольник, дошкольный возраст, игра, балл, сравнительный анализ, старший дошкольный возраст, экономическое содержание.

Похожие статьи

Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности

В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.

Интеграция информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование

В статье рассмотрена интеграция информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование посредством слияния образовательных областей и обучающих средств, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Ав...

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Развивающее обучение в детском саду как средство интеллектуального воспитания дошкольников

Обоснована технология развивающего обучения в детском саду, содержащая цель, задачи, методологические подходы. Разработана модель с описанием этапов, методов и средств интеллектуального воспитания дошкольников. Доказана ведущая роль развивающей игры ...

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Использование ИКТ в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Статья рассматривает важность познавательного развития детей дошкольного возраста. В статье обсуждаются основные задачи познавательного развития, такие как развитие наблюдательности, аналитического мышления и самостоятельности. Авторы подчеркивают зн...

Технология развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста посредством создания предметно-развивающей среды

В статье описываются способы организации коммуникативной деятельности старших дошкольников, возникновение трудностей и пути их устранения, с учетом возрастных особенностей детей.

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Похожие статьи

Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности

В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.

Интеграция информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование

В статье рассмотрена интеграция информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование посредством слияния образовательных областей и обучающих средств, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Ав...

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Развивающее обучение в детском саду как средство интеллектуального воспитания дошкольников

Обоснована технология развивающего обучения в детском саду, содержащая цель, задачи, методологические подходы. Разработана модель с описанием этапов, методов и средств интеллектуального воспитания дошкольников. Доказана ведущая роль развивающей игры ...

Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Использование ИКТ в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Статья рассматривает важность познавательного развития детей дошкольного возраста. В статье обсуждаются основные задачи познавательного развития, такие как развитие наблюдательности, аналитического мышления и самостоятельности. Авторы подчеркивают зн...

Технология развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста посредством создания предметно-развивающей среды

В статье описываются способы организации коммуникативной деятельности старших дошкольников, возникновение трудностей и пути их устранения, с учетом возрастных особенностей детей.

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Задать вопрос