Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 27.06.2024

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Ковалева, М. А. Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста / М. А. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — С. 408-410. — URL: https://moluch.ru/archive/525/116143/ (дата обращения: 26.12.2024).



Приобщение ребенка к миру экономической действительности является одной из сложнейших и в то же время важных проблем детского образования. Финансовое образование для дошкольников не только развивает деловые навыки человека, но и приближает ребенка к реальной жизни, учит ориентироваться в событиях. «Экономическое воспитание (финансовая грамотность) является одной из социальных проблем общества, которая тесно связана с семьей и детьми. Ребенок рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой. Дети ходят в магазин с родителями, участвуют в купле, продаже и других финансово-экономических отношениях, и таким образом овладевают информацией в экономике на бытовом уровне» [1, с. 17].

Важность включения основ экономического обучения в педагогическую практику дошкольного образования становится все более актуальной в современном обществе. Важно понимать, что в этом возрасте не идет речь о передаче конкретных финансовых знаний или навыков. Однако именно в этом периоде формируются важные личностные черты, такие как ответственность, бережливость и сила воли, которые будут необходимы для взрослой жизни. Эти качества помогут принимать успешные решения в будущем. [5].

При формировании представлений о экономике необходимо учитывать особенности психологии маленьких детей. Согласно исследованиям, начинать работу по экономическому образованию детей рекомендуется в возрасте старшего дошкольника, так как именно в этот период дети начинают активно взаимодействовать с окружающим миром через различные игры и задания. Знакомство с основными экономическими понятиями позволяет им развивать навыки реального экономического мышления, делая процесс более осмысленным.

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

В учебных кругах огромное внимание уделяется проблемам обучения экономике, воспитания и развития экономического мышления молодого поколения. Особое значение имеют исследования различных ученых, таких как К. Я. Кленок, Э. Н. Камышевич, Н. В. Лесных, С. А. Маргинин, А. С. Низкий, Т. П. Птица, А. А. Призывник, Г. А. Рыбина, И. Г. Ряба, И. А. Сеймова, А. А. Саламандр, Б. П. Ширма и прочих умов, чьи труды посвящены экономическому образованию и воспитанию, развитию экономического мышления молодежи. Исследования вышеперечисленных авторов представлены в статьях Н. Л. Жмуркиной и Е. Н. Горошиной [2].

«Экономическое воспитание (финансовая грамотность) является одной из социальных проблем общества, которая тесно связана с семьей и детьми. Ребенок рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой. Дети ходят в магазин с родителями, участвуют в купле, продаже и других финансово-экономических отношениях, и таким образом овладевают информацией в экономике на бытовом уровне» [1, с. 17].

И. В. Красноперова рассматривает «экономические представления в составе педагогических условий формирования эколого-экономических знаний средствами естественно-географических дисциплин у школьников» [3, с.17].

А. Ф. Аменд утверждает, что «формирующиеся экономические представления детей тесно связаны с экономическими представлениями их родителей. Однако важно не только то, какие знания, навыки, установки передаются, но и то, как они передаются, т. е. каков процесс экономического воспитания ребенка» [1, с. 43].

Эффективным средством развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста является игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, игровая деятельность становится основным средством экономических представлений детей старшего дошкольного возраста.

С. Л. Новоселова выделила следующую классификацию игр дошкольников:

– сюжетно-ролевые;

– театрализованные;

– подвижные;

– дидактические [4].

Дидактические игры имеют огромный потенциал для развития экономических знаний у старших дошкольников. Они позволяют детям решать интегрированные задачи по формированию основ экономической грамотности в увлекательной форме, без принуждения. В этих играх дети моделируют реальные ситуации: купля-продажа, производство и сбыт готовой продукции и т. д. Это помогает им улучшить понимание финансовых явлений и терминов, получить новую финансовую информацию, навыки и умения. Дети, выполняя различные действия в играх, учатся применять их в различных условиях и с разными предметами, что способствует лучшему усвоению знаний.

И. В. Красноперова считает, что «…с помощью дидактических игр экономического содержания создаются наиболее благоприятные условия, приближенные к реальной обстановке, с учетом психологически адекватной возрасту учащихся ситуация общения, развивает интерес к экономическим знаниям. В связи с тем, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, игровая деятельность ‒ становится основным средством экономического воспитания ребёнка 5–7 лет…» [3, с. 7].

В ходе опытно-экспериментального исследования по развитию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Берёзовская Средняя общеобразовательная школа № 10 (дошкольная ступень) выявлен уровень развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 40 человек: 20 детей — экспериментальная группа (ЭГ) и 20 детей — контрольная группа(КГ). На основе анализа научной литературы по проблеме развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста были выбрана методика исследования В. А. Романовой, Н. А. Гросс, Л. В. Крючковой.

Исходя из полученных данных видно, что детей с низкими показателями в экспериментальной группе больше на 10 % чем в контрольной. Это послужило поводом для организации работы по развитию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры в экспериментальной группе на формирующем этапе исследования.

В ходе формирующего этапа исследования составлена картотека дидактических игр направленных на развитие экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры экономического характера, включались нами как в содержание ООД, так и проводились вне её. Для активизации деятельности детей и повышения интереса к ней, мы использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные, с денежными купюрами. Подбор разнообразных по экономическому содержанию игр, интегрированное их включение в образовательный процесс группы, организация предметной среды для проведения игр способствовали расширению экономических представлений у детей. Наблюдение за детьми в ходе дидактических игр экономического содержания позволяет говорить о проявлениях интереса у детей к данной области знания, закреплении знаний, получении новой информации об экономике, её процессах. Данные представления элементарны, но научны и в игровой форме легко как воспринимаются детьми, так и осваиваются.

На контрольном этапе исследования мы выявляли эффективность проделанной работы на формирующем этапе средствами диагностических методик констатирующего этапа исследования. Исходя из полученных данных видно, что детей с низкими показателями в экспериментальной группе на контрольном этапе исследования сократилось на 10 %. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что развитие экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста является эффективным, если учитывает индивидуальный уровень развития экономически представлений детей старшего дошкольного возраста, а также используют дидактические игры, направленные на моделирования реальных жизненных ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции.

Литература:

  1. Аменд А. Ф. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. № 4. 2015. C. 55–57.
  2. Герасимова Е. Н. Взаимосвязь финансовой грамотности детей дошкольного возраста и их родителей // ПНиО. 2022. № 5 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-finansovoy-gramotnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-i-ih-roditeley (дата обращения: 15.02.2024).
  3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник. М.: Academia, 2017. 288 c.
  4. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. М.: Юрайт, 2020. 412 с.
  5. Хованская А. А. Современные формы организации деятельности дошкольников по формированию финансовой грамотности // Интерактивная наука. 2023. № 5 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-organizatsii-deyatelnosti-doshkolnikov-po-formirovaniyu-finansovoy-gramotnosti (дата обращения: 15.02.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, ребенок, игра, представление, финансовая грамотность, экспериментальная группа, формирующий этап, бытовой уровень, готовая продукция, Российская Федерация.


Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста

Творческие игры как способ формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников

Игры с математическим содержанием как средства развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста

Творческие игры как способ формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос