В статье дается обоснование одному из способов экономического воспитания — игре, и состояние данного способа в современное время. Ключевые слова: экономика, культура, игра.
Keywords:economy,culture, game.
Актуальна ли тема: «Экономическое воспитание старших дошкольников»? Да, эта тема актуальна на современном этапе развития экономических отношений в России.
Вся страна пришла в движение — заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, поэтому данная проблема была выбрана мной в качестве темы по самообразованию
Целью данной работы является повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление;
Пробуждать здоровый интерес к деньгам;
Познакомить с элементарными экономическими понятиями;
Учить решать простейшие экономические задачи;
Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения;
Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 5–7 лет;
Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результата труда людей).
Новизна опыта состоит в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Экономическое воспитание дошкольников — это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера, поэтому опыт работы может быть использован воспитателями в своей профессиональной деятельности.
Ситуация, сложившаяся в экономике нашей страны, характеризуется радикальным преобразованием всех сфер общественной жизни. Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Поэтому экономическое воспитание — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время, актуально и востребованно особенно остро.
На самом деле, малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, к примеру, весьма уязвимые с этической стороны понятия: деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другое. Опыт показывает, что в них заложен огромный нравственный потенциал, обозначаемый таким этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие, искусство пользоваться. В настоящее время педагоги ориентируются на формирование у детей уже к 6, 7 годам элементарных знаний об экономике, однако, на практике взрослые зачастую не имеют конкретных методических рекомендаций, литературы, которые помогали бы им в воспитании человека, умеющего экономически мыслить.
В теории и практике современного экономического воспитания и образования обнаруживаются некоторые противоречия:
наблюдается тенденция к завышению возможностей детей;
дошкольников знакомят со сложными понятиями, которые выходят за рамки их повседневной жизни и опыта;
в экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязь с нравственным воспитанием;
утверждая необходимость и важность экономической подготовки детей и молодежи, игнорируется трудовое воспитание и обесценивается труд — одна и ведущих категорий экономической науки и средств воспитания.
Эти факторы и недостаточная методическая разработанность данной проблемы привели к созданию странички на сайте дошкольного учреждения, где в соответствующей возрасту, доступной и познавательной форме, дается информация для родителей по экономическому воспитанию дошкольников.
Задачи занятий по экономике:
дать теоритическую основу экономических наук — через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями;
включение в подготовительную работу занятий по математике (например, простейшие подсчеты), рисованию, аппликации (реклама, ее изготовление);
знакомство с рекламой, как способом распространения информации о товарах и услугах, понимание значения рекламы;
с помощью игр, экономических задач, кроссвордов и других форм ввести в сложный мир вещей, человеческих отношений, отношению к деньгам, честным способам их зарабатывания и разумному использованию.
Таким образом, задача подготовки родителей помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь, формировать экономическое мышление.
Экономическое воспитание невозможно без знакомства с современными рыночными отношениями, без умения правильно относиться к деньгам и распоряжаться ими.
Способ обучения ребенка, с помощью которого легче всего было бы подать сложный экономический материал, в том числе — управление деньгами — игра; в игре ребенок легко усваивает новые знания.
Взрослые, работающие с детьми, должны знать: по мере взросления им становиться нужны партнеры, а сама игра включает в себя не просто оперирования предметами и игрушками, а предполагает умственную деятельность ребенка.
Именно в этот период родителям следует активно играть с детьми в игры с экономической составляющей.
Цель таких игр — приобщение ребенка к окружающему его миру ценностей и научение необходимым моделям поведения в нем.
Фактически ребенок в результате экономических игр должен понять, откуда берутся материальные ценности (средства) и как ими можно распоряжаться.
Еще один прием, который чаще других, интуитивно, используют родители в семейном экономическом воспитании — обращение и собственному опыту воспоминания о своем детстве.
Рассказы о том, какие тогда были игры, как лично берегли (или не берегли) свои игрушки, и что из этого получилось (служила много лет, стала самой любимой или другое).
Наиболее простыми видами игр экономической составляющей могут быть настольные игры, которые предполагают необходимость в подсчете очков, шагов для передвижении фишки.
Дошкольники 4–5 лет в процессе игры достаточно просто осваивают цифры и элементарные математические действия (сравнивают количества, складывают, вычитают) и их связь с измерением положения их фишки.
Простейшие экономические настольные игры приучают старших дошкольников к усидчивости, развивают внимание, мышление, формируют умение сдерживать свои эмоции, взаимодействовать с другими игроками, делать выбор, просчитывать свои (и чужие!) действия, видеть последствия того или иного решения.
В игре ребенок приобретает начальные знания в финансовой сфере, знакомится с основными финансовыми понятиями, скажем, «долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т. д.
Кроме того, только в дидактических играх с экономической составляющей ребенок имеет возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями («заключение договоров», «одалживание», возможность «скинуться» на общее дело). Здесь база для становления субъектности ребенка.
К тому же, не исключен вариант, что обучение в игре, например, отношениям с деньгами, станет для ребенка-дошкольника первой ступенькой в выборе сферы профессиональной деятельности.
Анализируя все вышеизложенное, можно сделать вывод: учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, всю работу по обучению малышей основам экономических знаний нужно выстроить в игровой форме.
Литература:
- Абрамова, А. И. Экономическое образование и воспитание учащихся / А. И. Абрамова. -М.: Высшая школа, 1986. 152с.
- Автономов, А.Я., Малышев, M.JI. Совершенствование экономического воспитанияучащегося/ А. Я. Автономов, M.JI. Малышев //Педагогика. -1987.-№ 8. -С. 53 57.
- Алябьева, И. А. Учебныезаданиякак метод реализации экономического образования наурокематематики / И. А. Алябьева // Экономика в школе. -2002.-№ 2.-С. 62–65.
- Непомнящая, Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет / Н. И. Непомнящая. М.: Педагогика, 1992. — 270 с.
- Новоселова, C.JI. Развивающаяпредметнаясреда / C.JI. Новоселова. -М., 1995.- 143 с.