Геймификация, игрофикация, играизация в образовательном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 20.04.2016

Статья просмотрена: 6089 раз

Библиографическое описание:

Никитин, С. И. Геймификация, игрофикация, играизация в образовательном процессе / С. И. Никитин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1159-1162. — URL: https://moluch.ru/archive/113/28806/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены вопросы применения игрофикации и геймификации в образовательном процессе. Проблемы в современном обществе связанные с играизацией. Практические способы геймифицировать обучение. Как сделать обучение более инновационным. Основные аспекты игрофикации.

Ключевые слова:игрофикация, геймификация, обучение, игра, рациональность, навыки, нелинейная динамика, Веберовская типология, играизация, Роберт С. Беккер и его способы геймифицировать обучение.

This article examines the application of igrofikacii and gejmifikacii in the educational process. Problems in contemporary society associated with igraizaciej. Practical ways of gejmificirovat′ training. How to make training more innovative. The main aspects of the igrofikacii.

Keywords: Gamification, gejmifikaciâ, learning, playing, rationality, skills, nonlinear dynamics, Veberovskaâ typology, igraizaciâ, Robert c. Becker and his ways of gejmificirovat′ training.

Игрофика́ция (геймификация от англ. gamification, геймизация) — это различное применение подходов, характерных для компьютерных игр в программных инструментах для неигровых процессов с целью привлечения пользователей, потребителей и обучающихся, повышения их вовлечённости в решение прикладных задач, использование продуктов, услуг.

Важно отметить что, по прогнозам в начале 2015-х годов игрофикация будет одним из ключевых трендов в информационных технологиях для организаций и образовательных учреждений, а к 2020 году технологиями геймификации воспользуются до половины всех образовательных учреждений и организаций. Принципы основные игрофикации (Геймизации) — это обеспечение получения постоянной, измеримой обратной связи от пользователя, обеспечивающей возможность динамичной корректировки пользовательского поведения, как следствие быстрое освоение всех функциональных возможностей приложения, поэтапное погружение пользователя в более тонкие моменты.

Нельзя не сказать, что одним методом игрофикации является создание истории, легенды, снабжённой драматичными приёмами, которые сопровождают процесс использования приложения. Всё это способствует созданию у пользователей ощущения сопричастности, вклада в общее дело, интереса к достижению каких-либо вымышленных целей. Кроме того, при игрофикации применяется поэтапное изменение и усложнение задач и целей по мере приобретения пользователями новых навыков и компетенций, что обеспечивает развитие эксплуатационных результатов при сохранении пользовательской вовлечённости. [2]

Основные аспекты игрофикации:

  1. Динамика использование сценариев, требующих концентрации, внимания пользователя и реакции в реальном времени.
  2. Механика это — использование сценарных элементов, характерных для геймплея, таких как виртуальные награды, статусы, очки, виртуальные товары.
  3. Эстетика это — создание общего игрового впечатления, способствующего эмоциональной вовлечённости.
  4. Социальное взаимодействие это — широкий спектр техник, обеспечивающих межпользовательское взаимодействие, характерное для игр. В последнее время термин «геймификация» встречается всё чаще.

Следует обратить внимание что, предприниматели во всем мире меняют свое отношение к бизнесу, мысль о том, что работа и игра несовместимы уже не соответствует действительности. Истоки геймификации лежат в области маркетинга, где она используется для вовлечения потребителей во взаимоотношения с продуктами и брендами. Задействуются игровые механизмы, которые вызывают поведение и отношение, выгодные для бизнеса. Когда геймификация используется в обучении, она работает почти так же. С помощью игры обучающиеся начинают развивать те навыки, которые они были готовы игнорировать при работе, над которыми были склонны сопротивляться. Таким вот образом геймификация облегчает преподавание и усвоение материала у педагога и ученика. Игра и геймификация, это разные вещи. Не путайте геймификация — это техника, а не стратегия или методология. Геймификация — есть только толчок, это убедительно, а не поучительно.

Зачем геймифицировать обучение? Чтобы сделать обучение более функциональным, приятным и мотивирующим. Когда люди учатся на практике или на собственном опыте, геймификация помогает заставить их действовать, не думая слишком много. Игровая механика объединяет обучение с психологией игры. Игре под силу повысить уровень внимательности, отдачи и сноровки. Конкурентные игры подстрекают игроков идти до победного конца. Чтобы сделать обучение более инновационным, геймификация меняет форму обучения от классической и предсказуемой до лёгкой и более понятной. Таким образом, это увеличивает интерактивность и делает процесс обучения больше автономным. Эти преимущества убедительны, но если они не отражают ваши потребности, то вероятно геймифицировать обучение не нужно без надобности в образовательной программе. [3]

Следует подчеркнуть какими способами можно геймифицировать обучение. Рассмотрим на примере нескольких практических способов геймифицировать обучение. (Роберт С. Беккер) Их можно выполнять в небольшом масштабе в одном курсе, не дорого и не подрывая всеобъемлющие стандарты традиционной учебной программы:

  1. Веселите. Делайте обучения веселым, привнося в него игровое начало. Другими словами, разрабатывайте такие игровые моменты, которые как бы случайно поддерживают цели обучения. Игра, это рычаг развития мышления и ловкости.
  2. Награждайте. Предлагайте такого рода награду в геймифицированном обучении. Ее надо заработать, делая вещи, которые требуют мастерства.
  3. Материализуйте идеи. Воплощайте идеи, делая их ощутимыми и материальными. Многие обучаются лучше и быстрее, когда понятия передаются в виде осязаемых объектов.
  4. Планируйте уровни сложности. Уровень подразумевает противостояние. Обучающиеся переходят на следующий уровень, преодолевая вызовы все возрастающей сложности.
  5. Поощряйте практику. Поощряйте практику, сокращая количество лекций. В геймифицированном обучении вы должны противостоять желанию рассказать обо всем, что нужно знать и делать. Обучающиеся должны сами узнавать большую часть материала. Практика, это то, что происходит, когда преподаватель выходит из кабинета и у учеников начинается настоящий учебный процесс.
  6. Поощряйте самостоятельность. Самостоятельное обучение сродни свободному плаванию с большими рисками, но и с большей отдачей. Геймифицируйте обучение, не просто делясь своей мудростью, а предоставляя обучающимся возможность учиться на своих ошибках, другими словами, на собственном опыте.
  7. Ролевые игры. В игре участник принимает определенную роль в воображаемой ситуации и действует от лица своего персонажа. В процессе ролевой игры обучающиеся используют свои знания и навыки и учатся применять их для решения задач в необычных ситуациях. Ролевая игра является высшим проявлением геймификации, потому как именно здесь сходятся воедино многие ее составляющие.
  8. Соперничество. Участники геймифицированного тренинга являются соперниками. Для них недостаточно просто хорошо себя показать, они должны действовать лучше, чем противоборствующая сторона. Их текущие результаты размещаются на турнирной таблице.
  9. Ситуативное обучение. Вы можете геймифицировать обучение, поместив его в контекст реальной жизни или в приемлемую версию реальности. Ситуативное обучение применяется в учебных симуляциях, где учащиеся изучают систему, играя с ее моделью. [1]

Как следует из вышесказанного геймификация — это техника улучшающая качество обучения. Она применяется не для создания игр, а для того, чтобы сделать регулярное обучение более забавным и увлекательным. Не лишне заметить, что многие профессиональные деятельности и различные игровые практики, которые традиционно считались второстепенным занятием, не только сближаются, но и сливаются, образуя парадоксальный синтез.

Этот новый процесс называется играизацией. Он не ограничивается Россией или какими-то конкретными регионами земного шара, идет практически повсеместно, распространяясь на все новые и новые сферы человеческой деятельности, включая экономику, политику, психологию, дипломатию, военное дело, образование и т. д. Остается все меньше и меньше сфер, которые напрямую не затронуты играизацией (некоторые сложные технологические процессы и медицинские практики, научные исследования). Природа и глобальность играизации позволяет утверждать, что у этого процесса есть глубокие корни в современной социальной и культурной жизни. Процесс не смог бы обрести такие масштабы без существенных перемен в механизме общественной динамики в целом.

Что же такое произошло, что играизация стала возможной:

  1. Социокультурная реальность становилась все более динамичной и открытой, многообразной и неопределенной.
  2. В общественную жизнь пришла самоорганизация социальных факторов (как индивидуальных, так и коллективных), знаменующая собой инновационное, активно — деятельное поведение людей и пластичное функционирование институтов общества.

Важно отметить что, наряду с этим стал утверждаться и новый социальный порядок, характерными чертами которого являются хаос и неопределенность. Повсеместно, причем все более и более масштабно возникают прерывистости, разрывы, парадоксы, случайности общественной жизни. Происходит размывание ранее достаточно жестких функций у производственной, общественной, образовательной деятельности игровых практик. Особенно это коснулось сферы потребления. Новация эта парадоксальна в своей основе, она сопрягает в себе противоположности, сочетает потешное и серьезное, рациональный профессионализм и иррациональную случайность, строгий расчет, страсть и деловитость, предопределенный порядок и шоу с неопределенным финалом. [2]

Следует обратить внимание что, играизация является естественным результатом нелинейной динамики, ее имманентной сутью. Она безжалостно рушит традиционные социальные практики, ломает сакральные табу, перестраивает содержание функций существующих экономических и политических институтов, существенно влияет на институт брака и семьи, преобразует интимность, подчас превращает девиацию и дисфункциональность в функциональность и норму.

В самом общем виде под играизацией имеется в виду следующее:

  1. Внедрение игровых практик, эвристических элементов в прагматические жизненные стратегии, что позволяет социальным факторам посредством самоорганизации и саморефлексии достаточно эффективно выполнять основные социальные роли, адаптироваться к неравновесности и инновациям жизни.
  2. Новый, формирующийся тип гибридной рациональности, характерный для социокультурной нелинейной динамики.
  3. Фактор изменения и конструирования социальной реальности неравновесного типа.
  4. Фактор формирования играизированных индивидов, как новых социальных типов.

Таким образом, можно сказать, что современная социальная адаптация сопряжена с механизмом социокультурной динамики, приобретающей нелинейный характер. При необходимости повседневного отслеживания неопределенностей жизни, осуществления выборов альтернатив, принятия рисковых решений у многих индивидов возникает потребность к духу страсти, удачливого шанса, которую можно сравнительно легко удовлетворить, участвуя в самых разных социальных практиках игрового типа. В этих условиях играизация выступает в качестве адаптационного фактора, особого нормативного регулятора социальной жизни посредством саморефлексии, успешного опыта самоорганизации типичные игровые и эвристические практики социально конструируются, а затем включаются в хозяйственно-экономические и политические отношения. При этом сами структуры переходят в состояние игры.

Суммируя сказанное играизация — это есть новый тип рациональности, позволяющей в предпринимательстве, политике, психологии, культуре, обучении, образовательном процессе, в военном деле и даже личной жизни противостоять последствиям нелинейной социокультурной динамики, становясь фактором порядка порожденного из хаоса. [3]

Сущностной характеристикой играизации как рациональности является то, что она органично основана на случайности и адекватна современному процесс увеличения динамической сложности. Играизация рационализирует психическое состояние людей, испытывающих стресс и эмоциональное напряжение от встреч со случайностями, способствуя в относительно мягких формах утверждению таких защитных механизмов как отрицание, вытеснение и сублимация. Играизация быстро включает в повседневную жизнь технологические, маркетинговые и управленческие инновации, особенно относящиеся к управлению рисками.

Важно отметить что, играизация — это специфический, гибридный тип рациональности. В соответствии с Веберовской типологией, выделяются четыре типа рациональности это: практическая, теоретическая, субстанциальная и формальная. Значительная часть людей, участвующих в играизированных социальных практиках, по существу низводятся до технических ресурсов, что способствует дегуманизации человеческих отношений. Многие рады обманываться, играют примитивные роли статистов. Они по существу становятся объектами, которыми манипулируют. [2] Итак, суммируя сказанное, играизация представляет собой гибридный тип рациональности, характерный для нелинейно развивающихся обществ, что отличает её от других типов рациональности.

Литература:

  1. http://beckermultimedia.typepad.com/weblog/2014/03/how-to-gamify-training.html;
  2. http://mgimo.ru/files/33246/33246.pdf
  3. http://tmx-learning.ru/?p=2987
Основные термины (генерируются автоматически): обучение, практик, игра, тип рациональности, нелинейная динамика, образовательный процесс, общественная жизнь, ролевая игра, ситуативное обучение, собственный опыт.


Ключевые слова

обучение, игра, навыки, игрофикация, геймификация, рациональность, нелинейная динамика, Веберовская типология, играизация, Роберт С. Беккер и его способы геймифицировать обучение

Похожие статьи

Геймификация в бизнесе: как повысить мотивацию и эффективность сотрудников

Статья рассматривает актуальную тему в сфере управления бизнесом — геймификацию. Геймификация представляет собой использование элементов игр в негейминговых контекстах для стимулирования мотивации и повышения эффективности сотрудников. В статье анали...

Применение дидактических игр в обучении математике

В данной статье приводится обзор работ зарубежных и отечественных авторов на тему внедрения дидактических игр в процесс обучения математике. Рассматривается отношение учителей к дидактическим играм, роль дидактических игр при обучении математике, пол...

Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения на уроках истории.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, в процессе внедрения идей концептуального обучения, как способ решения проблем предлагается...

Применение геймификации на уроках иностранного языка как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает понятие геймификации и влияние этого метода на мотивацию и интерес обучающихся к иностранному языку. Проанализированы виды мотивации, а также ее основные аспекты, связывающие психологические черты личности и геймификацию....

Роль геймификации в процессе обучения истории

В данной статье рассматривается метод внедрения компьютерных игр в учебный процесс — образовательная геймификация как средство повышения мотивации у учеников к учебному предмету «История». Выявлены преимущества и недостатки данного метода в процессе ...

Развитие навыков исторического мышления на основе исторических концептов

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, рассмотрены вопросы связанные с трудностями использования формационного и цивилизационного ...

Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников

В данной статье представлен обзор понятий «игра» и «дидактическая игра». Рассмотрены виды дидактических игр, представлены классификации дидактических игр, а также, продемонстрирована роль дидактической игры в процессе обучения.

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Роль и место исследовательской деятельности в юриспруденции

В статье рассмотрена роль исследовательской деятельности в юриспруденции, а именно рассмотрены четыре подхода, описывающие необходимость исследования современных проблем юриспруденции, которые заключаются в техногенности современного права, комплексн...

Применение акмеологического подхода

В данной статье рассмотрены формы, методы и средства (на примере предмета «Основы электротехники и электроники») по внедрению акмеологического подхода в профессиональном образовании и совершенствование содержания профессионального образования путем п...

Похожие статьи

Геймификация в бизнесе: как повысить мотивацию и эффективность сотрудников

Статья рассматривает актуальную тему в сфере управления бизнесом — геймификацию. Геймификация представляет собой использование элементов игр в негейминговых контекстах для стимулирования мотивации и повышения эффективности сотрудников. В статье анали...

Применение дидактических игр в обучении математике

В данной статье приводится обзор работ зарубежных и отечественных авторов на тему внедрения дидактических игр в процесс обучения математике. Рассматривается отношение учителей к дидактическим играм, роль дидактических игр при обучении математике, пол...

Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения на уроках истории.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, в процессе внедрения идей концептуального обучения, как способ решения проблем предлагается...

Применение геймификации на уроках иностранного языка как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает понятие геймификации и влияние этого метода на мотивацию и интерес обучающихся к иностранному языку. Проанализированы виды мотивации, а также ее основные аспекты, связывающие психологические черты личности и геймификацию....

Роль геймификации в процессе обучения истории

В данной статье рассматривается метод внедрения компьютерных игр в учебный процесс — образовательная геймификация как средство повышения мотивации у учеников к учебному предмету «История». Выявлены преимущества и недостатки данного метода в процессе ...

Развитие навыков исторического мышления на основе исторических концептов

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, рассмотрены вопросы связанные с трудностями использования формационного и цивилизационного ...

Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников

В данной статье представлен обзор понятий «игра» и «дидактическая игра». Рассмотрены виды дидактических игр, представлены классификации дидактических игр, а также, продемонстрирована роль дидактической игры в процессе обучения.

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Роль и место исследовательской деятельности в юриспруденции

В статье рассмотрена роль исследовательской деятельности в юриспруденции, а именно рассмотрены четыре подхода, описывающие необходимость исследования современных проблем юриспруденции, которые заключаются в техногенности современного права, комплексн...

Применение акмеологического подхода

В данной статье рассмотрены формы, методы и средства (на примере предмета «Основы электротехники и электроники») по внедрению акмеологического подхода в профессиональном образовании и совершенствование содержания профессионального образования путем п...

Задать вопрос