Понятие игровых методов обучения и их основные преимущества в обучении грамматике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 31 августа, печатный экземпляр отправим 4 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (530) август 2024 г.

Дата публикации: 01.08.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Сивцева, С. М. Понятие игровых методов обучения и их основные преимущества в обучении грамматике / С. М. Сивцева, А. С. Сивцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 31 (530). — С. 124-128. — URL: https://moluch.ru/archive/530/116935/ (дата обращения: 17.08.2024).



В статье исследуются игровые методы обучения, которые включают в себя игры и ролевые симуляции, способствующие преодолению трудностей в обучении и развитию коммуникативных навыков. Рассматриваются различные типы игр, их классификация по целям и функциям, а также их роль в образовательном процессе. Игровые методы характеризуются активностью учащихся, разнообразием условий и возможностей для принятия решений. Выделены основные функции игр, такие как развлекательная, коммуникативная, терапевтическая и социализирующая. Подчеркивается значение игровых методов в обучении грамматике иностранного языка и их преимущества по сравнению с традиционными подходами. Игровые методы помогают достигать образовательных целей, развивают творческое мышление и поддерживают мотивацию учащихся.

Ключевые слова: игровые методы обучения, ролевые симуляции, обучение грамматике, коммуникативные навыки, образовательные игры, проблемный подход, совместная работа, индивидуализация обучения, развлекательная функция, социализирующая функция.

Игровые методы обучения — это образовательные активности, включающие игры и ролевые симуляции, которые имитируют реальные ситуации профессиональной деятельности, совмещая при этом принципы проблемного подхода и совместной работы. Классификация игровых методов обучения может основываться на различных аспектах, включая цели игры, структурные элементы урока и тип участников. Различают игры для изучения нового материала, закрепления, проверки знаний, обобщения и релаксации. Игры способствуют преодолению трудностей в обучении и развитию коммуникативных навыков через работу в группах и партнерстве [8]. Игровыми в широком смысле можно считать любые образовательные методы, которые включают в себя следующие характеристики: соревновательный элемент, как индивидуальный, так и в командном формате и создание условных ситуаций через имитацию, моделирование или тренинг.

В деятельности учителя применяются игровые методы обучения, которые отличаются активностью учащихся, поскольку в них участники обычно преобразуют информацию. Эти игры характеризуются предоставлением множества вариантов и альтернативных решений, из которых необходимо выбрать наиболее рациональное; принятием решений в условиях неопределенности и в условиях, которые могут встретиться в будущей профессиональной деятельности; разнообразием условий проведения игры, которые могут отличаться от стандартных ситуаций; ограниченные временные рамки и возможность повторения ситуаций; наглядными последствиями принятых решений; интеграцией теоретических знаний с практическим опытом и приобретение навыков, необходимых для работы по специальности; широкими возможностями индивидуализации обучения. В ходе игр учащиеся развивают творческое мышление, применяемое в решении будущих профессиональных задач. Они имеют возможность пересмотреть свои решения, определить их преимущества и недостатки и внести изменения для улучшения [7].

Игровые методы обучения имеют несколько функций, позволяющие проанализировать эффективность использования игровых технологий:

— Развлекательная. Нацелена пробуждать интерес к процессу, развлекать и вдохновлять.

— Коммуникативная. Это отличное поле для отработки базовых навыков. Целью задания является разговор, приводящий к общей цели.

— Терапевтическая. Проецирование трудностей разных сфер в заданную ситуацию.

— Распознавательная. Зацикленность на самостоятельном изучении в ходе игровой деятельности.

— Корректировочная. Игроки в процессе стараются найти возможные варианты развития событий, вводят положительные изменения в ситуацию.

— Межнационального общения. В основу положены социально-культурные ценности человечества.

— Социализирующая. Хорошим примером является общежитие. Участников игры помещают в условия, где им не избежать объективных взаимоотношений [6].

Ценность учебных игр заключается в том, что они помогают достичь основных целей образовательного процесса — обучения, воспитания и развития личности: развивают коммуникативные навыки и снимают барьеры в общении, помогая учащимся стать увереннее в выступлениях и ответах; формируют мотивацию к успешному овладению учебным материалом, так как участие в игре может быть связано с чувством победы; содействуют формированию волевых качеств личности, таких как настойчивость и целеустремленность; поддерживают интерес к учебе, предоставляя разнообразные и непредсказуемые ситуации, в отличие от монотонных занятий; создают благоприятную атмосферу на уроке, способствуя снятию напряжения и усталости; развивают организаторские навыки и умения, такие как работа в команде и распределение ролей, и стимулируют развитие других важных мыслительных способностей и черт характера, таких как воображение, находчивость и чувство юмора [3].

Игровые методы и приемы в обучении предполагают наличие следующих элементов: игровой задачи, игровых действий, воображаемой ситуации и прочих. Игровая задача представляет собой игровую формулировку цели предстоящих действий, а игровые действия — способы активного участия ребенка в игровой ситуации. В процессе игровых действий создается мнимая ситуация «как будто», где смысл действия соответствует реальному, а операция выполняется с имеющимся материалом. При использовании игровых методов в учебном процессе вводятся персонажи, которые стимулируют познавательную мотивацию и активизируют учащихся. Эти персонажи обращаются к детям со своими проблемами, что меняет позицию ребенка из обучаемого в обучающего и способствует развитию интеллектуальной деятельности и познавательной мотивации. Игровые методы представляют собой процесс взаимодействия между педагогом и детьми, в результате которого передаются или усваиваются знания, умения или навыки. Среди них — дидактические игры и воображаемая ситуация. Дидактическая игра используется для совершенствования знаний и умений, а также для усвоения новых материалов, охватывая все основные направления воспитания и обучения. Воображаемая ситуация, в свою очередь, представляет собой сюжет и роли, которые принимают дети в ходе игры, стимулируя их интерес и активизируя процесс познания. Игровые приемы являются способами развития сюжетно-игрового замысла и включают в себя различные игровые задачи и действия, направленные на обучение и развитие детей. Они могут быть как сюжетно-игровыми ситуациями по типу режиссерских игр, так и сюжетно-игровыми ситуациями с ролевым поведением детей и взрослых [4].

Использование игровых методов при обучении иностранному языку является неотъемлемой частью учебного процесса по нескольким причинам:

  1. Игры придают урокам яркий и привлекательный характер, внушая обучающимся энтузиазм и активное вовлечение. В контексте обучения иностранному языку, где активное взаимодействие учеников играет ключевую роль, использование игр является эффективным методом стимулирования интереса и поддержания мотивации. Акцентируя внимание на забавных и интригующих игровых заданиях, педагог способен создать атмосферу, которая способствует эмоциональной привлекательности урока и активному участию обучающихся.
  2. Использование игр в образовательном процессе способствует улучшению концентрации и активной вовлеченности учащихся. Рутинные и монотонные занятия могут привести к разобщенности и неэффективности учебного процесса, в то время как игры предлагают интересные и захватывающие задания, которые стимулируют активную учебную деятельность. Таким образом, игры не только придают урокам яркость и динамизм, но и способствуют эффективному обучению и воспитанию.
  3. Внедрение игровых элементов, таких как соревновательные игры, в учебный процесс создает стимулирующую среду, которая мотивирует студентов принимать активное участие в занятиях. Кроме того, игры служат средством установления позитивной обстановки в классе, что способствует усвоению учебного материала и формированию позитивного отношения к урокам. Поэтому, внедрение игровых элементов в образовательный процесс может быть эффективным инструментом для стимулирования активности и заинтересованности студентов.
  4. Игровые методики представляют собой эффективный способ улучшения коммуникативных навыков иностранных языков. В процессе игры учащиеся взаимодействуют друг с другом, общаются на языковом уровне, что способствует более глубокому и осмысленному формированию языковых навыков. Поэтому, игры вносят важный вклад в формирование и развитие коммуникативных компетенций обучающихся в процессе изучения иностранного языка.
  5. Включение игровых элементов в образовательный процесс способствует установлению тесной связи между учителем и учащимися. Эта близость и доверие позволяют ученикам чувствовать себя комфортно и уверенно, что способствует более эффективному процессу обучения. Таким образом, использование игр в учебно-воспитательном процессе способствует укреплению взаимоотношений между учителем и учениками, что способствует эффективному обучению и воспитанию [9].

Игровые методики, применяемые в процессе обучения иностранному языку, могут быть классифицированы по различным языковым аспектам, таким как грамматика, фонетика, лексика и языковая структура. Эффективное сочетание игровых приемов с учебным процессом, особенно в контексте изучения иностранного языка, позволяет каждому педагогу достигать оптимальных результатов, индивидуально адаптируя игровые методы к содержанию урока. Игра является ключевым инструментом обучения и эффективным стимулом для усвоения языковых навыков, делая обучение более привлекательным и способствуя развитию мышления учащихся. При этом игровой метод остается единственным уникальным средством, которое способствует изучению языка на добровольной основе. Существует несколько преимуществ использования игровых методик на уроках английского языка, одним из которых является то, что учащиеся, участвуя в игре, демонстрируют свои языковые навыки и эффективно усваивают материал [2].

Рассматривая использование игровых методов обучения при обучении грамматике иностранного языка, стоит отметить, что грамматические игры представляют собой эффективный метод стимулирования активной устной речи и усвоения грамматического материала учащимися [1]. В отличие от традиционного подхода к изучению грамматики, который может вызывать раздражение у учеников своей монотонностью, использование грамматических игр делает учебный процесс более интересным и привлекательным. Эти игры способствуют развитию учащихся навыков использования различных грамматических конструкций, созданию реальных ситуаций для их применения, а также развитию коммуникативных навыков и самостоятельности. Благодаря грамматическим играм у учащихся улучшается уровень речевой компетенции, что позволяет им более свободно и уверенно использовать изучаемый язык. При обучении грамматике английского языка особое внимание уделяется формированию правильной устной и письменной речи, развитию логического мышления, а также стимулированию самостоятельной и креативной работы студентов.

Использование игровых методик, включающих мыслительные и другие приемы, на уроках способствует более эффективному усвоению материала. Сочетание игровых элементов с учебным процессом, особенно в контексте изучения иностранного языка, дает наилучшие результаты. Учащиеся, занимающиеся изучением иностранного языка, высоко оценивают этот метод и отмечают его эффективность. Многие игры организуются в форме соревнований, как индивидуальных, так и командных, что способствует не только активизации учащихся, но и развитию их ловкости и стратегического мышления в игровой ситуации [5].

Использование игр на уроках позволяет создать привлекательную и интерактивную образовательную среду, где учащиеся могут осваивать сложные грамматические конструкции через игровые сценарии и задания. Кроме того, игры способствуют более глубокому усвоению материала, поскольку они активизируют множество языковых навыков и стимулируют учащихся к более интенсивному использованию языка в разнообразных контекстах.

Основные преимущества использования игровых методов в обучении грамматике заключаются в их способности сделать уроки более увлекательными, создать условия для практического применения грамматических навыков, развить коммуникативные и лингвистические компетенции учащихся, а также повысить их мотивацию к изучению языка.

Таким образом, игровые методики обучения представляют собой важный ресурс для современного образования, способствующий более эффективному и интересному усвоению грамматических навыков и содействующий формированию языковой компетенции у учащихся.

Литература:

  1. Абдурахманов, А. А. Место и роль формирования грамматической компетенции при обучении иностранному языку / Бюллетень науки и практики. — 2021. Т. 7. № 11. — С. 328.
  2. Абдурахманов, А. А. Использование игр в обучении грамматике английского языка / Бюллетень науки и практики. — 2022. — Т. 8. — №. 6. — С. 703.
  3. Александров, В. Л. Игровые методы и приёмы обучения. — 2012
  4. Галкина, Е. М. Использование игровых методов и приемов в ДОО / Е. М. Галкина, Л. А. Кирпичева, Г. Н. Кочешкова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 4–7.
  5. Деревянко, А. А. Применение метода ролевой игры в процессе обучения грамматике английского языка в вузе / А. А. Деревянко, А. С. Свистунов — Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6–3 (96). С. 46–49.
  6. Кунназарова, Г. И. Использование игровых методов в обучении английскому языку детей в дошкольных учреждениях //Мировая наука. — 2020. — №. 12 (45). — С. 199–202.
  7. Образцов, П. И. Игровые методы проведения учебных занятий / П. И. Образцов, А. И. Уман — Гаудеамус. — 2005. — Т. 2. — №. 8. — С. 90–101.
  8. Прохорова, Т. С. Особенности игровых методов обучения / Т. С. Прохорова, М. С. Шейхова — 2018. — №. 6 (49). — С. 974–977.
  9. Юсупова, Д. У. Эффективность использования игр в обучении грамматике младших школьников // Oriental Art and Culture. — 2023. — Т. 4. — №. 1. — С. 785.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, игра, игровой метод обучения, учебный процесс, использование игр, образовательный процесс, обучение, учащийся, воображаемая ситуация, навык.


Похожие статьи

Задать вопрос