Данная статья рассматривает проблемы технологий обучения в современной педагогике. Затрагиваются вопросы определения, признаков, классификаций педагогических технологий и их применения на практике, что может способствовать более эффективной организации и проведению учебного процесса, а также получению наилучших результатов.
Ключевые слова: педагогика, технологии, методы, результат, обучение языку, подход, функции.
Для российской педагогической практики термин «технология обучения» уже не является достаточно новым. Он был введен в 1989 году В. П. Беспалько, который дал представление о педагогической технологии, как «о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса». [1]
Еще А. С. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным «педагогическим производством», ставил проблемы разработки «педагогической техники». Применительно к деятельности преподавателя он означает владение способами конструирования учебного процесса на основе четкого алгоритма, порядка действий, целевых установок, а в результате более высокий результат, который можно достичь быстрее и с меньшими затратами. В дальнейшем теоретическую основу обучения составляют: понятие педагогической технологий, произведенная классификация и систематизация существующих педагогических технологий.
Как пишет в своих работах ведущий научный исследователь процессов проектирования современного образования, основатель научной педагогической школы Г. Е. Муравьёва: «Технологизация современного образования — это тенденция его развития, которая направлена на повышение результативности образовательного процесса, гарантию достижения студентами намеченных результатов обучения». [4] Кроме того, Г. Е. Муравьёва указывает, что технология должна разрабатываться заранее и планирование образовательного процесса должно осуществляться на основе технологии. Далее автор подчеркивает, что технология всегда объективна и повторяема, она не зависит от личных свойств человека, который её реализует. [4] Автор пишет, что научно обоснованная технология является промежуточным звеном между определённой наукой и соответствующим производством. Технология обучения является условно связующим звеном между теорией и практикой. Для того, чтобы использовать теорию в учебном процессе, научные знания необходимо технологизировать, превратить в инструмент, своеобразный каркас для решения педагогических задач.
Первыми технологиями в обучении были технология алгоритмизации обучения и технология программированного обучения.
Исследуя позиции отечественных авторов относительно понятия «педагогическая технология», мы встретили в литературе такие понятия, как «образовательная технология», «технология обучения». Они соотносятся, очевидно, так же, как и категории: педагогика, образование, обучение. Самым широким понятием является понятие «педагогическая технология», поскольку оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания. [2]. Образовательная технология связана с организацией образовательных систем и образовательных учреждений. Понятие технология обучения описывает деятельность учителя и учащихся в учебном процессе.
Словарь современного русского языка [2] определяет технологию как совокупность приемов, в каком-либо деле, мастерстве и искусстве. Педагогическая технология — это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов. Сущность этого определения заключается в идее оптимизации работы, в оптимизации образовательного процесса.
Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой образовательной процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей, а в нашем случае — обучение иностранному языку. Педагогическая технология представляет собой совокупность способов (методов, приемов, операций) педагогического взаимодействия, последовательная реализация которых создаёт условия для развития участников педагогического процесса и предполагает определенный его результат.
Г. Е. Муравьева на основе анализа литературы выделяет основные признаки, или характеристики, технологии обучения как процедуры деятельности [4]:
целенаправленность;
целостность;
научная обоснованность
направленность на результат;
планируемость;
высокая эффективность;
системность;
комфортность для учителя и учащихся;
проектируемость;
надежность;
гарантируемость результата и т. д.
В. В. Юдин [2] выделил следующие признаки педагогических технологий:
Четкость определенность в фиксации результата;
Наличие критериев его достижения;
Пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов обучения, определяющая переносимость и повторяемость опыта.
Следует также отметить, что важными признаками педагогических технологий являются: педагогическая идея (технология процесса передачи знаний и технология развития личности), фиксированная последовательность педагогических действий, операции коммуникаций, которая выстраивается в соответствии с целевыми установками, процесс взаимодействия преподавателя и студентов с учетом их индивидуальных характеристик. Проектируя занятие, преподаватель должен четко продумать и сформулировать его цель, чтобы было понятно какими видами речевой деятельности и каким языковым материалом должны овладеть студенты на этом занятии и с помощью каких текстов или заданий это можно выявить. Материал должен подаваться в виде системы познавательных и практических задач. Любая технология должна быть четко выстроена, состоять из последовательности шагов, ведущих к результату. Преподаватель должен организовать личностно-мотивированное обеспечение деятельности студентов (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный опыт). На современном этапе применяется широкое использование новейших средств и способов предоставления и получения информации.
При подготовке к занятиям, преподаватель должен четко ставить учебные цели через изучаемое содержание, через деятельность преподавателя, через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития студента, а также через учебную деятельность студентов. Цель обучения формулируется через результаты обучения, выраженные в действиях обучающихся.
Многообразие педагогических технологий вызывает необходимость их классификации. Существует множество различных классификации педагогических технологий. Они создавались в разное время, каждая несёт в себе авторскую особенность. Классификации образовательных технологий выполняются по широкому спектру критериев:
по видам педагогического воздействия на обучающихся;
по возможности сочетания с традиционной системой обучения;
по компонентам методической системы обучения;
по технологическим моделям обучения;
профессионально ориентированные технологии и т. д.
Существуют и другие классификации педагогических технологий.
Наличие значительного числа педагогических технологий предъявляет педагогу определенные требования к их выбору и использованию в педагогическом процессе:
деятельный подход (педагогические технологии, используемые в педагогическом процессе, направленные, прежде всего, на речевую деятельность студентов);
соответствие технологий поставленным целям и задачам;
систематичность использования;
доступность;
развивающий характер;
высокая эффективность технологий и т. д.
Для расширения представления о педагогической технологии можно попытаться представить её возможные функции (назначение) в педагогическом процессе. Среди них можно выделить:
- Организационно-деятельностную функцию, предполагающую:
Организацию деятельности педагога;
организацию педагогом и студентами совместной деятельности;
организацию студентами своей деятельности;
- проектировочную функцию, включающую:
предвидение участниками процесса его возможных результатов;
моделирование педагогического взаимодействия;
- коммуникативную функцию, предполагающую:
коммуникативную деятельность участников педагогического процесса;
- рефлексивную функцию, которая заключается в:
осознании педагогом и студентами себя в сложившейся педагогической ситуации;
оценке объективности результата педагогического взаимодействия;
- развивающую функцию, состоящую в:
создании условий развития учащихся;
обеспечении средствами саморазвития студента и педагога.
Отбор и использование педагогом разнообразных технологий педагогическом процессе заставляет его выделить критерии их эффективности. Таковыми могут быть:
высокий уровень владения педагогом технологическими приемами;
высокий уровень технологической культуры педагога;
собственный опыт использования педагогом педагогических технологий;
возможность творческого преобразования технологии;
создание ситуации успеха в деятельности учащихся и педагога в процессе реализации технологии;
органическая взаимосвязь компонентов технологии;
достаточно полное описание технологии;
организация взаимодеятельности педагога и учащихся;
существенные изменения состояния учащихся (в их мотивации, знаниях, умениях, эмоциях и т. д.)
В современные условия хорошо вписываются известные и проверенные в традиционной системе обучения, педагогические технологии, такие как: технология модульного обучения, технология развивающего обучения, дифференцированного обучения и другие [3]. Современный педагог должен овладеть рядом технологий, таких как: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, групповая работа, информационные технологии и т. д. [5] Сегодня надо осваивать не просто одну или несколько образовательных технологий, требуется перейти от объяснения знания к организации его студентами. Это означает, что должно меняться и мировоззрение педагога, способы его работы, формирование у него нового мышления, мобильности, гибкости. Особенно важно это для преподавателей иностранных языков. Знание иностранных языков стало насущной потребностью современного общества.
Литература:
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
2. Виневская А. В. Педагогические технологии (вопросы теории и практики внедрения). Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.
3. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения. Минск: Тетрасистемс, 2013.
4. Муравьева Г. Е. Теоретические основы проектирования образовательных процессов в школе.М.:2002.
5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998