Пространство детской игровой площадки как один из способов социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мефодичева, А. К. Пространство детской игровой площадки как один из способов социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья / А. К. Мефодичева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 113-116. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13216/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья знакомит с новым взглядом на проблему социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Подчеркивается роль игрового пространства детской площадки в повышении уровня социализации детей с ОВЗ.

Ключевые слова: детская игровая площадка, социализация, дети с ограниченными возможностями здоровья, младший школьный возраст

В настоящее время в нашей стране происходят серьёзные изменения во многих областях науки, в том числе и в педагогике. Современная педагогика включает в свою основу понятие «социализация» как обязательное следствие обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Формирование социализированной личности является одной из актуальных задач современности. Социальные процессы, происходящие в настоящее время, обостряют интерес общества к развитию личности в конкретной социальной, культурной и образовательной среде, а также к факторам, условиям и механизмам социализации личности [2].

С начала 90-х годов XX века в Российской системе специального образования отмечается тенденция включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду, благодаря чему у таких детей появилась возможность получения образования совместно с нормально развивающимися сверстниками. Однако многие исследователи указывали на проблемы социального характера: отсутствие специального сопровождения, трудности детей в общении и взаимодействии с окружающими, неприятие со стороны общества, барьеры в реализации прав на охрану здоровья, что значительно усложняет их социальную адаптацию и выполнение своих социальных ролей [9].

Вступление в силу ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» и внедрение инклюзивного образования способствует преобразованию всей педагогической системы и диктует необходимость в специальном сопровождении и поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях образования [8].

Специалисты сопровождения считают, что включение в общество и принятие детей с ограниченными возможностями здоровья окружающими будет эффективнее именно в процессе совместного досуга, а не только в рамках учебной деятельности [3; 4; 5; 6; 7; 10]. Мы видим главное в процессе инклюзии — возможность получения не только образовательного, но и социального опыта лицами с ОВЗ совместно со сверстниками [1].

Широко известно, что у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья снижена вероятность достижения высокого уровня социализации и социальной адаптации без специально организованной помощи со стороны специалистов сопровождения. Мы рассматриваем детскую игровую площадку как социальную среду, в рамках которой возможно удаление границ между детьми с нормативным и особенным развитием, и предполагаем, что коррекционно-развивающая работа, организованная в рамках совместных игр в данных условиях, значительно повысит возможности социализации детей с ОВЗ. Таким образом, данное специально организованное инклюзивное пространство для совместного досуга может стать одним из путей социализации младших школьников с ОВЗ.

Мы проанализировали критерии социализации с точки зрения различных авторов и выделили те параметры, которые наиболее полно раскрывают данное понятие:

Критерий №1 — мотивация к деятельности (интерес к окружающему миру, к заданию, к общению со сверстниками и взрослыми, эмоциональное реагирование).

Критерий №2 — успешность социальных контактов (коммуникативные качества и общительность, самооценка, межличностные взаимоотношения).

Критерий №3 — сфера потребностей.

Критерий №4понимание социальных норм поведения.

Критерий №5 — физические качества.

Критерий №6 — навыки самообслуживания.

На основе данных параметров нами был составлен портрет социализированного ребенка младшего школьного возраста. Исследование литературных источников теоретической направленности позволило нам выделить уровни социализации и составить план диагностического обследования экспериментальной группы детей. Каждый критерий оценивался в баллах — от 0 до 2 (где 2 балла — наиболее точное соответствие портрету социализированного ребенка младшего школьного возраста).

Шкала уровней социализации:

9–12 баллов — высокий уровень (ВУ);

4–8 баллов — средний уровень (СУ);

0–3 балла — низкий уровень (НУ).

Исследование было проведено на базе МБОУ «Начальная школа-детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья», г.Мытищи МО в 1 дополнительном классе.

Результат проведенного констатирующего диагностического обследования представлен в Таблице 1.

Таблица 1

Результат констатирующего исследования уровня социализации

И.Ф. ребенка

Критерии социализации

Кол-во баллов (max— 12)

Уровень

соц-ии

Мотивация

к деятельности

Успешность

социальных

контактов

Сфера

потребностей

Понимание

социальных

норм поведения.

Физические

качества

Навыки

самообслуживания

Ваня А.

2

2

1

1

2

2

10

ВУ

Ринат Б.

1

1

1

1

1

1

6

СУ

Антон Б.

0

0

0

0

0

1

1

НУ

Дима Г.

0

0

0

0

0

0

0

НУ

Леша Г.

1

1

0

0

0

1

3

НУ

Настя И.

2

1

2

1

1

1

8

СУ

Костя К.

0

0

0

0

0

0

0

НУ

Рома М.

1

1

0

0

1

1

4

СУ

Света М.

2

2

1

1

2

2

10

ВУ

Влад П.

0

0

0

0

1

1

2

НУ

Максим Р.

0

0

0

0

1

1

2

НУ

Леша Ч.

1

1

0

0

1

2

5

СУ

Изучение методической литературы помогло организовать коррекционно-развивающую работу в рамках детской игровой площадки, концепция которой заключается во включении детей с ограниченными возможностями здоровья в совместный досуг в условиях двора, а также в организации совместного досуга, коллективных игр детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками в рамках ежедневных прогулок или культурно-массовых мероприятий города. Был подобран перечень игр по трем секторам:

1) сектор коллективных игр и упражнений;

2) художественно-эстетический сектор;

3) сектор игровой терапии.

Результат контрольного эксперимента представлен в Таблице 2.

Таблица 2

Результат контрольного исследования уровня социализации

И.Ф. ребенка

Критерии социализации

Кол-во баллов (max— 12)

Уровень

соц-ии

Мотивация

к деятельности

Успешность

социальных

контактов

Сфера

потребностей

Понимание

социальных

норм поведения

Физические

качества

Навыки

самообслуживания

Ваня А.

2

2

1

2

2

2

11

ВУ

Ринат Б.

1

1

1

1

1

2

7

СУ

Антон Б.

1

1

0

0

1

1

4

СУ

Дима Г.

1

1

0

0

0

1

3

НУ

Леша Г.

1

1

0

0

1

2

5

СУ

Настя И.

2

2

2

2

1

2

11

ВУ

Костя К.

0

0

0

0

1

0

1

НУ

Рома М.

1

1

1

1

1

2

7

СУ

Света М.

2

2

2

1

2

2

11

ВУ

Влад П.

1

1

0

0

2

1

5

СУ

Максим Р.

1

1

0

0

1

2

5

СУ

Леша Ч.

1

1

2

1

1

2

8

СУ

В ходе констатирующего и контрольного исследования был вычислен средний балл уровня социализации (Диаграмма 1).

Диаграмма 1.

Из анализа данной диаграммы можно заключить, что коррекционно-развивающая работа, проводимая в рамках специально организованного пространства детской игровой площадки, позволила повысить общий уровень социализации детей с ОВЗ.

Таким образом, данная модель взаимодействия детей может быть применима образовательными организациями, организациями дополнительного образования, специалистами сопровождения, педагогами-психологами, воспитателями, вожатыми, родителями и многими другими, кто непосредственно участвует в организации жизни и деятельности детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

Литература:

  1. Будже, Т. А. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. / Т. А. Будже, О. С. Докукина, Т. А. Никитина — М.: Московский центр качества образования, 2014. — 160 с.
  2. Волкодав, И. В. Психолого-педагогические основы социализации личности старшеклассников в условиях Республики Северная Осетия-Алания: Дис.... канд. пед. наук. — Владикавказ, 2001. — 149 с.
  3. Малофеев, Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. — 2008. — № 1. — С. 71–78.
  4. Малофеев, Н. Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен / Н. Н. Малофеев // Дефектология. — 2008. — № 2. — С. 86–93.
  5. Мустафина, Л. Н. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 164–166.
  6. Назарова, Н. М. Понятие интеграция в специальной педагогике / Н. М. Назарова // Понятийный аппарат педагогики и образования. — Екатеринбург, 1998. — Вып. 3. — С. 262.
  7. Никитина, М. И. Проблема интеграции детей с особенностями развития / М. И. Никитина // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. статей. — СПб., 1997. — Ч. 2. — С. 152.
  8. Поворознюк, О. А. Изучение уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе / О. А. Поворознюк, А. В. Алешина // Молодой ученый. — 2016. — № 7. — С. 693–695.
  9. Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании [Текст] / Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. — М.: МГУ, 2015. — 180 с.
  10. Шипицына, Л. М. Экскурс в историю интеграции / Л. М. Шипицына // Специальная педагогика / под ред. М. Н. Назаровой. — М.: Академия, 2000. — С. 355.
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, младший школьный возраст, детская игровая площадка, совместный досуг, коррекционно-развивающая работа, критерий социализации, уровень социализации, норма поведения, социальная адаптация, специальное сопровождение.

Похожие статьи

Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения

Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики у экспериментальной группы детей 6–7 лет.

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Развитие социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения

В статье рассматриваются вопросы по развитию социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности развития социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики, представлена система мероприятий по развитию социальной активн...

Специфика современного инклюзивного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями

В статье раскрывается роль инклюзивного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями, которое становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.

Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.

Детский проект как одно из эффективных средств работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада

В статье авторы пытаются определить влияние метода проектной деятельности на развитие детей с особыми возможностями здоровья в детском саду.

Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Похожие статьи

Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения

Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики у экспериментальной группы детей 6–7 лет.

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Развитие социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения

В статье рассматриваются вопросы по развитию социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности развития социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики, представлена система мероприятий по развитию социальной активн...

Специфика современного инклюзивного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями

В статье раскрывается роль инклюзивного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями, которое становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.

Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.

Детский проект как одно из эффективных средств работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада

В статье авторы пытаются определить влияние метода проектной деятельности на развитие детей с особыми возможностями здоровья в детском саду.

Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.

Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования

В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.