Пространство детской игровой площадки как один из способов социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Мефодичева Александра Константиновна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 03.11.2017
Статья просмотрена: 687 раз
Библиографическое описание:
Мефодичева, А. К. Пространство детской игровой площадки как один из способов социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья / А. К. Мефодичева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 113-116. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13216/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья знакомит с новым взглядом на проблему социализации детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Подчеркивается роль игрового пространства детской площадки в повышении уровня социализации детей с ОВЗ.
Ключевые слова: детская игровая площадка, социализация, дети с ограниченными возможностями здоровья, младший школьный возраст
В настоящее время в нашей стране происходят серьёзные изменения во многих областях науки, в том числе и в педагогике. Современная педагогика включает в свою основу понятие «социализация» как обязательное следствие обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Формирование социализированной личности является одной из актуальных задач современности. Социальные процессы, происходящие в настоящее время, обостряют интерес общества к развитию личности в конкретной социальной, культурной и образовательной среде, а также к факторам, условиям и механизмам социализации личности [2].
С начала 90-х годов XX века в Российской системе специального образования отмечается тенденция включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду, благодаря чему у таких детей появилась возможность получения образования совместно с нормально развивающимися сверстниками. Однако многие исследователи указывали на проблемы социального характера: отсутствие специального сопровождения, трудности детей в общении и взаимодействии с окружающими, неприятие со стороны общества, барьеры в реализации прав на охрану здоровья, что значительно усложняет их социальную адаптацию и выполнение своих социальных ролей [9].
Вступление в силу ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» и внедрение инклюзивного образования способствует преобразованию всей педагогической системы и диктует необходимость в специальном сопровождении и поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях образования [8].
Специалисты сопровождения считают, что включение в общество и принятие детей с ограниченными возможностями здоровья окружающими будет эффективнее именно в процессе совместного досуга, а не только в рамках учебной деятельности [3; 4; 5; 6; 7; 10]. Мы видим главное в процессе инклюзии — возможность получения не только образовательного, но и социального опыта лицами с ОВЗ совместно со сверстниками [1].
Широко известно, что у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья снижена вероятность достижения высокого уровня социализации и социальной адаптации без специально организованной помощи со стороны специалистов сопровождения. Мы рассматриваем детскую игровую площадку как социальную среду, в рамках которой возможно удаление границ между детьми с нормативным и особенным развитием, и предполагаем, что коррекционно-развивающая работа, организованная в рамках совместных игр в данных условиях, значительно повысит возможности социализации детей с ОВЗ. Таким образом, данное специально организованное инклюзивное пространство для совместного досуга может стать одним из путей социализации младших школьников с ОВЗ.
Мы проанализировали критерии социализации с точки зрения различных авторов и выделили те параметры, которые наиболее полно раскрывают данное понятие:
Критерий №1 — мотивация к деятельности (интерес к окружающему миру, к заданию, к общению со сверстниками и взрослыми, эмоциональное реагирование).
Критерий №2 — успешность социальных контактов (коммуникативные качества и общительность, самооценка, межличностные взаимоотношения).
Критерий №3 — сфера потребностей.
Критерий №4— понимание социальных норм поведения.
Критерий №5 — физические качества.
Критерий №6 — навыки самообслуживания.
На основе данных параметров нами был составлен портрет социализированного ребенка младшего школьного возраста. Исследование литературных источников теоретической направленности позволило нам выделить уровни социализации и составить план диагностического обследования экспериментальной группы детей. Каждый критерий оценивался в баллах — от 0 до 2 (где 2 балла — наиболее точное соответствие портрету социализированного ребенка младшего школьного возраста).
Шкала уровней социализации:
9–12 баллов — высокий уровень (ВУ);
4–8 баллов — средний уровень (СУ);
0–3 балла — низкий уровень (НУ).
Исследование было проведено на базе МБОУ «Начальная школа-детский сад для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья», г.Мытищи МО в 1 дополнительном классе.
Результат проведенного констатирующего диагностического обследования представлен в Таблице 1.
Таблица 1
Результат констатирующего исследования уровня социализации
И.Ф. ребенка |
Критерии социализации |
Кол-во баллов (max— 12) |
Уровень соц-ии |
|||||
Мотивация к деятельности |
Успешность социальных контактов |
Сфера потребностей |
Понимание социальных норм поведения. |
Физические качества |
Навыки самообслуживания |
|||
Ваня А. |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
10 |
ВУ |
Ринат Б. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
СУ |
Антон Б. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
НУ |
Дима Г. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
НУ |
Леша Г. |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
НУ |
Настя И. |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
8 |
СУ |
Костя К. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
НУ |
Рома М. |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
4 |
СУ |
Света М. |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
10 |
ВУ |
Влад П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
НУ |
Максим Р. |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
НУ |
Леша Ч. |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
5 |
СУ |
Изучение методической литературы помогло организовать коррекционно-развивающую работу в рамках детской игровой площадки, концепция которой заключается во включении детей с ограниченными возможностями здоровья в совместный досуг в условиях двора, а также в организации совместного досуга, коллективных игр детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками в рамках ежедневных прогулок или культурно-массовых мероприятий города. Был подобран перечень игр по трем секторам:
1) сектор коллективных игр и упражнений;
2) художественно-эстетический сектор;
3) сектор игровой терапии.
Результат контрольного эксперимента представлен в Таблице 2.
Таблица 2
Результат контрольного исследования уровня социализации
И.Ф. ребенка |
Критерии социализации |
Кол-во баллов (max— 12) |
Уровень соц-ии |
|||||
Мотивация к деятельности |
Успешность социальных контактов |
Сфера потребностей |
Понимание социальных норм поведения |
Физические качества |
Навыки самообслуживания |
|||
Ваня А. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
11 |
ВУ |
Ринат Б. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
7 |
СУ |
Антон Б. |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
4 |
СУ |
Дима Г. |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
НУ |
Леша Г. |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
5 |
СУ |
Настя И. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
11 |
ВУ |
Костя К. |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
НУ |
Рома М. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
7 |
СУ |
Света М. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
11 |
ВУ |
Влад П. |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
1 |
5 |
СУ |
Максим Р. |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
5 |
СУ |
Леша Ч. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
8 |
СУ |
В ходе констатирующего и контрольного исследования был вычислен средний балл уровня социализации (Диаграмма 1).
Диаграмма 1.
Из анализа данной диаграммы можно заключить, что коррекционно-развивающая работа, проводимая в рамках специально организованного пространства детской игровой площадки, позволила повысить общий уровень социализации детей с ОВЗ.
Таким образом, данная модель взаимодействия детей может быть применима образовательными организациями, организациями дополнительного образования, специалистами сопровождения, педагогами-психологами, воспитателями, вожатыми, родителями и многими другими, кто непосредственно участвует в организации жизни и деятельности детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Литература:
- Будже, Т. А. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. / Т. А. Будже, О. С. Докукина, Т. А. Никитина — М.: Московский центр качества образования, 2014. — 160 с.
- Волкодав, И. В. Психолого-педагогические основы социализации личности старшеклассников в условиях Республики Северная Осетия-Алания: Дис.... канд. пед. наук. — Владикавказ, 2001. — 149 с.
- Малофеев, Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Дефектология. — 2008. — № 1. — С. 71–78.
- Малофеев, Н. Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен / Н. Н. Малофеев // Дефектология. — 2008. — № 2. — С. 86–93.
- Мустафина, Л. Н. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 164–166.
- Назарова, Н. М. Понятие интеграция в специальной педагогике / Н. М. Назарова // Понятийный аппарат педагогики и образования. — Екатеринбург, 1998. — Вып. 3. — С. 262.
- Никитина, М. И. Проблема интеграции детей с особенностями развития / М. И. Никитина // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. статей. — СПб., 1997. — Ч. 2. — С. 152.
- Поворознюк, О. А. Изучение уровня социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе / О. А. Поворознюк, А. В. Алешина // Молодой ученый. — 2016. — № 7. — С. 693–695.
- Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании [Текст] / Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. — М.: МГУ, 2015. — 180 с.
- Шипицына, Л. М. Экскурс в историю интеграции / Л. М. Шипицына // Специальная педагогика / под ред. М. Н. Назаровой. — М.: Академия, 2000. — С. 355.
Ключевые слова
социализация, дети с ограниченными возможностями здоровья, младший школьный возраст, детская игровая площадкаПохожие статьи
Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения
Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики у экспериментальной группы детей 6–7 лет.
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.
Развитие социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения
В статье рассматриваются вопросы по развитию социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности развития социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики, представлена система мероприятий по развитию социальной активн...
Специфика современного инклюзивного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями
В статье раскрывается роль инклюзивного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями, которое становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.
Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья
В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.
Детский проект как одно из эффективных средств работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада
В статье авторы пытаются определить влияние метода проектной деятельности на развитие детей с особыми возможностями здоровья в детском саду.
Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей
В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.
К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.
Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования
В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.
Похожие статьи
Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения
Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики у экспериментальной группы детей 6–7 лет.
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.
Развитие социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения
В статье рассматриваются вопросы по развитию социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности развития социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики, представлена система мероприятий по развитию социальной активн...
Специфика современного инклюзивного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями
В статье раскрывается роль инклюзивного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями, которое становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.
Оценка ресурсов социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья
В статье показана значимость социальных ресурсов среды для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты экспертной оценки ресурсов социализации особого ребенка специалистами образовательных организаций.
Детский проект как одно из эффективных средств работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада
В статье авторы пытаются определить влияние метода проектной деятельности на развитие детей с особыми возможностями здоровья в детском саду.
Актуальность речевой диагностики детей раннего возраста и просветительской работы с родителями этой категории детей
В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.
К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.
Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования
В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.