В последнее десятилетие в нашей стране и за рубежом обозначилась устойчивая тенденция увеличения количества детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. По данным ООН в мире насчитывается примерно 450 млн. человек с нарушенным психическим и физическим развитием, что составляет почти десятую часть жителей планеты. Это подтверждается и данными Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), свидетельствующими, что число таких людей достигает 13 % от общего числа населения. По статистическим данным ряда стран дети с ограниченными возможностями здоровья составляют от 4,5 % до 17 % от их общего количества (в зависимости от того, какие нарушения учитываются). В России в связи с изменениями в политической, социальной и нравственной сферах жизни особо остро стоят социальные проблемы населения и, в том числе, рост числа детей с ограниченными возможностями [1, с.144].
Тенденция интегрирования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду отмечается в Российской системе специального образования с начала 90-х годов. Под интеграцией в образовании принято понимать возможность обучения детей с особыми образовательными потребностями в образовательном учреждении общего назначения.
Основными социальными проблемами детей с ограниченными возможностями являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и социальную адаптацию, образование, трудоустройство. Переход на платные медицинские услуги, платное образование, неприспособленность архитектурно-строительной среды к особым нуждам детей-инвалидов в зданиях общественной инфраструктуры (больницах, школах, средних и высших образовательных учреждениях), финансирование государством социальной сферы по остаточному принципу усложняют процессы социализации и включение их в общество [6, с. 180].
Таким образом, совокупность социальных изменений в России, в том числе появление и развитие института интегрированного (инклюзивного) образования, преобразовали различные педагогические системы так, что появилась реальная необходимость в педагогическом сопровождении и поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья, оказавшихся в силу различных причин в общеобразовательной школе.
Противоречие между увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе и недостаточностью психолого-педагогического и методического обеспечения им помощи обусловило актуальность и определило проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия педагогической поддержки социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы?
Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия педагогической поддержки социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.
Была выдвинута гипотеза о том, что социализация личности ребёнка младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной начальной школе получит наибольшие возможности своего развития, что подготовит воспитанника к жизни в современном обществе, если:
проводить внеклассную работу, направленную на реализацию его потребностей в самовыражении и участии в жизни класса;
использовать групповые формы работы;
создать непринужденную, доброжелательную атмосферу для сплочения классного коллектива, в который включен ребенок с ОВЗ.
Для реализации цели исследования и подтверждении гипотезы, выявлены следующие задачи:
- Раскрыть сущность и содержание понятия социализации и её особенности детей с ОВЗ.
- Выявить особенности педагогической поддержки детей в общеобразовательной школе.
- Выявить и обосновать психолого-педагогические условия педагогической поддержки социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной начальной школе.
- Реализовать психолого-педагогические условия педагогической поддержки социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной начальной школе и выявить их эффективность.
В контексте нашего исследования будем придерживаться следующего определения [26, с.19]: педагогическая поддержка — это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (О. С. Газман).
Исследование уровня социализации детей младшего школьного возраста с ОВЗ проводилось на базе начальной школы МБОУ СОШ № 1 г. Ишима.
В эксперименте принял участие ученики 4 класса в количестве 40 человек. Учащиеся были разделены на контрольную и экспериментальную группы, по 20 человек в каждой группе.
Для решения поставленных задач опытно-экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Для проведения констатирующего эксперимента нам необходимо выделить критерии и показатели уровня социализации детей младшего школьного возраста с ОВЗ (таблица 1).
Таблица 1
Критерии ипоказатели уровня социализации детей младшего школьного возраста сОВЗ
Критерии |
Показатели |
Методики |
Мотивация учения |
Исследование уровня школьной мотивации, познавательной активности |
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (автор А. Д. Андреева, модификация Ч. Д. Спилберга). |
Взаимоотношение в коллективе |
Изучение межличностных отношений в коллективе |
Социометрия |
Уровень самооценки |
Выявление системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди |
Методика «Лесенка» |
Сфера потребностей и интересов |
Определение направленности потребностей, выявление сферы интересов |
Методики «Цветик-семицветик» |
На основе выделенных критериев и показателей были определены следующие уровни социализации детей младшего школьного возраста с ОВЗ:
Высокий уровень — такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученик эмоционально-теплый, общительный, веселый,демонстрируют лучшую подготовленность к успешному выполнению школьных требований. Дети с высокой адекватной самооценкой, их характеризует максимальная самостоятельность. Преобладает широкий познавательный мотив, способность к самообразованию.
Средний уровень — такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный предмет их мало привлекает. Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры. Познавательный мотив проявляется в том случае, когда ребенок заинтересован в работе, не стремится к самостоятельности, но и не отказывается от помощи со стороны взрослого.
Низкий уровень — школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Отсутствует интуиция в межличностных отношениях, в его поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Неадекватная заниженная самооценка проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Нормальному развитию детей мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе.
Результаты констатирующего эксперимента «Социометрия показали», что один ученик Алеша М. в результате исследования получил статус «изолированный». Его бал составил 1, 14. После проведения программы по социализации младших школьников с ОВЗ при повторном контрольном исследования ученик Алеша М. получил статус «принятый».
После проведения ряда занятий и упражнений с группой младших школьников с ОВЗ на контрольном этапе исследования наблюдаются улучшение показателей самооценки.
Так адекватная самооценка наблюдается у большинства детей, а именно у 75 %, с заниженной самооценкой 2 ученика- 25 %. На констатирующем этапе было выявлено что ученик Алеша М. имеет низкую самооценки, на контрольном этапе — заниженная. На контрольном этапе низкой и резко низкой самооценкой выявлено не было, что говорит об эффективности проведенных занятий по развитию социализации младших школьников.
По результатам методики «Цветик-семицветик», можно сделать вывод о том, что 5 детей справились предложенными заданиями, 3 детей справились при помощи наводящих вопросов и подсказок педагога. Ученик Алеша М. с помощью педагога выполнил задание. Таким образом, можно сказать, что ученики 4 класса на контрольном этапе в полной мере е справились с предоставленными заданиями.
В мотивации учения на контрольном этапе преобладает процент учеников со средним уровнем с несколько сниженной познавательной мотивацией- 3 уровень, 37,5 %, на констатирующем этапе показатель был 50 %; продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу — 25 % учащихся;
25 % или два учащихся имеет первый уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему, что на 12,5 % больше по сравнению с констатирующим этапов исследования;
Сформулированные выводы на основе полученных данных и разработанная программа педагогической поддержки социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной начальной школе могут быть полезны педагогам, что позволит повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.
Литература:
1. Вихорев, Д. И. Проблемы обучения и адаптации детей-инвалидов в России [Текст] / Д. И. Вихорев // Высшее образование инвалидов: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. — СПб., 2013. — 144 с.
2. Газман, О. С. Основы интегрированного обучения [Текст] / О. С. Газман. — М.: Просвещение, 2008. — 19 с.
3. Прохоров, А. О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности [Текст] / А. О. Прохоров. — М.: ПЕР-СЭ, 2004. — 176 с.
4. Рытченко, Т. А. Психология и педагогика [Текст]/ Т. А. Рытченко // Учебно-практическое пособие.- М.: МЭСИ.:2000. — 85с.
5. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2004. — 350 с.
6. Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании [Текст] / Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. — М.: МГУ, 2015. — 180 с.