В статье автор исследует организацию двигательной деятельности с детьми 6–7 лет через проведение занятий аэробикой.
Ключевые слова: двигательная активность, дошкольник, аэробика.
В жизни ребенка правильная организация двигательной деятельности способствует улучшению его психического здоровья, меняя темп, характер деятельности ребенка. Это приводит к повышению эмоционального фона, физической активности, работоспособности. Потребность в движении, в двигательной активности ученые называют кинезофилией — врожденной биологической потребностью человеческого организма. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на здоровье, психофизическом благополучии детей, негативно влияет на двигательное и социальное развитие ребенка. [1, с. 144]
Средством повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста являются занятия аэробикой.
Термин «аэробика» (от греч. «аэро» — воздух и «биос» — жизнь) впервые был введен в 1960 г. американским врачом Кеннетом Купером, специалистом по профилактической медицине. К видам двигательной активности, стимулирующим потребление кислорода во время занятий, он отнес различные циклические движения, выполняемые с невысокой интенсивностью достаточно длительное время.
Аэробика — выполнение под музыку общеразвивающих и танцевальных упражнений, объединенных непрерывным комплексом. В упражнениях есть ритм и стиль, а музыка снимает утомление, усиливает удовольствие и создает позитивное настроение.
На занятиях аэробикой в ДОО решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Происходит формирование правильной осанки, развитие и укрепление костно-мышечной, сердечно-сосудистой системы, суставно-связочного аппарата.
Систематические занятия аэробикой позволяют сформировать основные физические качества: силу, гибкость, координацию движений, ловкость, чувство динамического равновесия. В процессе разучивания и выполнения упражнений у детей совершенствуются различные виды восприятия, развиваются музыкальность и чувство ритма.
На занятиях воспитываются самостоятельность и творческая активность, воля, желание и потребность жить в мире движений. Все это повышается интерес к занятиям аэробикой, способствует возникновению удовлетворения от достигнутых результатов. [2, с. 106]
В этом виде физической культуры существует много направлений. В работе с детьми дошкольного возраста чаще всего используют:
— классическую аэробику, включающую стретчинг — систему упражнений, развивающих гибкость и эластичность мышц;
— фитбол-аэробику — с использованием специальных гимнастических мячей;
— степ-аэробику — выполняются упражнения на специальной платформе с регулируемой высотой подъема;
— танцевальную аэробику, основанную на музыкальных и танцевальных стилях, соединенных с элементами современной хореографии и упражнениями спортивного характера. [3, с. 6]
Технология построения детской оздоровительной тренировки учитывает три основные позиции:
— морфофункциональные и психологические особенности развития детского организма;
— особенности мотивации к занятиям физическими упражнениями;
— подбор адекватных методов и средств тренировки. [4, с. 265]
Оздоровительные занятия с детьми 6–7 лет проводятся в течение 35 минут. Каждое занятие состоит из трех основных частей:
— разминки — 5–7 минут;
— основной части — 20–26 минут;
— заключительной части — 4–8 минут.
При этом необходимо учитывать, что разминка и заключительная часть не могут быть меньше по времени, указанного выше, вне зависимости от общей продолжительности занятия. [4, с. 265]
Разминка начинается с простых, не сложных по координации и хорошо разученных упражнений. За время разминки частота сердечных сокращений у детей поднимается до 140–150 ударов в минуту и в этом режиме проводится основная часть занятия, которая содержит несколько ударных серий упражнений, необходимых для тренировки выносливости и работоспособности у детей.
Первая ударная серия начинается сразу после разминки и состоит из двух частей по 10 секунд с интервалом 3 минуты. В течение 10 секунд выполняются упражнения высокой интенсивности (бег или прыжки). Частота сердечных сокращений может подниматься до 180–190 ударов в минуту, однако такое увеличение пульса весьма оправдано, так как показатели ЧСС у детей в покое выше, чем показатели взрослых. Интервал в 3 минуты необходим для снижения ЧСС до 150–160 ударов в минуту. В это время выполняются упражнения средней интенсивности, направленные на развитие координации движений.
За последующие 5–15 минут занятия разучиваются новые упражнения и движения, частота сердечных сокращений снижается до 140–150 ударов в минуту.
Затем выполняются две серии упражнений, которые по времени строятся следующим образов: 30 секунд интенсивной нагрузки — 1 минута активного отдыха — 30 секунд интенсивной нагрузки. Во время выполнения интенсивной нагрузки (30 секунд) частота сердечных сокращений может подниматься до 160–170 ударов в минуту. Между сериями в течение 5–7 минут выполняются упражнения средней или невысокой интенсивности, при которых частота сердечных сокращений снижается до 140–150 ударов в минуту. В это время могут выполняться упражнения на развитие силы и гибкости.
Восстановление после выполнения второй серии: 30 секунд — 1 минута — 30 секунд у детей дошкольного возраста происходит в релаксационной части занятия.
Каждому комплексу или упражнению дают название. Новые движения выполняем в медленном темпе, затем постепенно увеличиваем амплитуду, количество повторений и только после этого ускоряют темп.
Для дошкольников важны интересные, запоминающиеся упражнения, выразительные образы. Музыкальное сопровождение должно организовывать движения, создавать хорошее настроение. [5, с. 107]
При построении детской оздоровительной тренировки необходимо учитывать тот факт, что развитие физического и психоэмоционального утомления у детей идет значительно быстрее, чем у взрослых. Поэтому при выборе упражнений необходимо учитывать то обстоятельство, что при достаточно большом наборе движений, количество повторений ограничивается до 4–8 раз.
Большинство занятий имеют комплексную направленность и содержат упражнения на развитие всех двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости), а также освоение новых двигательных действий. [6]
Занятия проводятся 1–2 раза в неделю во второй половине дня с подгруппой детей в 8–10 человек. Формы проведения занятий разнообразны: учебно-тренировочное, комплексное, игровое, контрольное.
Учебно-тренировочные занятия подразумевают формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков, характерных для аэробики. Такой тип занятий должен составлять не менее 50 % всех занятий.
Комплексное занятие направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи физического, психического, умственного, нравственного развития.
Игровое занятие построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет и т. д. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и способности участвовать в коллективных играх и т. д.
Контрольное занятие проводится в конце каждого квартала (полугодия) и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей в освоении основных движений и физических качеств. [7]
Большое значение в детском занятии имеет игровая направленность. Игры можно проводить в несколько приемов в основной части занятия, и они могут быть направлены как на освоение новых движений, так и на закрепление уже разученных. Рекомендуется проводить занятия по единому игровому сюжету. В этом случае необходимо продумывать использование некоторых атрибутов, которые способствуют развитию сюжетной линии (например: «Путешествие в подводный мир», «Полет в космос» и т. п.). Занятие, содержащие игровые элементы, способствуют формированию и поддержанию интереса к оздоровительным занятиям. [6]
Разученному аэробному комплексу найдется место в любом виде деятельности дошкольников: мини-программы используются при проведении утреней гимнастики, во время динамических пауз. Подобранный комплекс — готовый номер для любого мероприятия.
При планировании детских занятий аэробики необходимо создавать безопасные, максимально комфортные и интересные условия для двигательных действий.
Важную роль в повешении интереса к занятиям аэробикой играет предметно-развивающая среда: физкультурный инвентарь, пособия, оборудование, игрушки. В работе с детьми используют фитболы разного диаметра, помпоны, ленты, мячи игровые ПВХ и надувные, гимнастические обручи разного диаметра. [5, с. 108]
Педагог ДОО должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями для проведения занятий по различным видам аэробики для детей дошкольного возраста, определять задачи профессионального развития, заниматься самообразованием, в совершенстве владеть техникой выполнения аэробных упражнений, повышать свой профессиональный уровень, узнавать о новых формах и методах работы.
Таким образом, аэробика для дошкольников является универсальным видом физической активности, оказывающим многостороннее воздействие на функциональные, двигательные, психомоторные способности дошкольников.
Литература:
1. Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении /И. М. Воротилкина. — М.: НЦ ЭНАС, 2004. — 144 с.
2. Жукене В. В. Оздоровительная игровая аэробика для детей старшего дошкольного возраста /В. В. Жукене //Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе. Сборник научных статей, 2016. — С. 106–109
3. Крючек Е. С. Аэробика, содержание и методика проведения оздоровительных занятий / Е. С. Крючек. — М.: Сфера, 2011. — 6 с.
4. Аэробика. Теория и методика проведения занятий /Под ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестакова. — М.: ТВТ Дивизион, 2014. — 265 с.
5. Жукене В. В. Оздоровительная игровая аэробика для детей старшего дошкольного возраста /В. В. Жукене //Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе. Сборник научных статей, 2016. — С. 106–109
6. Аэробика. Теория и методика проведения занятий /Под ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестакова. — М.: ТВТ Дивизион, 2014. — 266 с.
7. Пономарева Е. Ю. Программа проведения занятий фитнес-аэробикой в спортивно-оздоровительных группах для детей дошкольного и младшего школьного возраста /Е. Ю. Пономарева — [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://l.120-bal.ru/sport/6780/index.html