Подвижные и спортивные игры составляют основу целостного процесса физического, познавательного и социально-коммуникативного развития ребенка с самого раннего возраста. Первое знакомство с различными видами спортивных игр происходит в первые годы жизни, когда возможность свободного движения (бег, прыжки, преодоление препятствий и т. д.) в игровом процессе наиболее эффективно способствует развитию познавательной активности и физических качеств ребенка. Неслучайно одной из первостепенных задач, утверждаемых ФГОС ДО, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Игра — эффективный способ познания ребенком мира и самого себя, естественное средство эмоционального самовыражения и формирования взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Помимо физического развития организованная игровая деятельность направлена на формирование культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, содействует становлению социально значимых ценностей, развития интереса к спорту.
В отечественной психологии существует несколько распространенных классификаций периодов развития детской личности. Наиболее известными из них являются: концепция стабильных и критических периодов возрастного развития Л. С. Выготского, периодизация по основным стадиям развития интеллекта Ж.Пиаже, классификация по ведущему типу деятельности Д. Б. Эльконина и др.
В аспекте настоящего исследования интерес представляет проблема использования спортивных игровых технологий в раннем возрасте. Согласно общепринятой классификации — это период развития ребенка от одного года до трех лет. Как справедливо отмечает М. М. Борисова, детей раннего возраста в подвижных и спортивных играх привлекает, в первую очередь, возможность и необходимость активных действий: они с удовольствием бегают, прыгают, догоняют мяч и т. д. Как следствие, основными требованиями при отборе игровых технологий для детей раннего возраста являются:
– простота исполнения (не больше одного действия за весь процесс игры);
– наглядность (педагог принимает активное участие в игровом процессе);
– систематичность обращения к спортивным и подвижным играм в образовательном процессе [1, с. 44].
Рассматривая понятие игровой технологии, Г. К. Селевко в работе «Современные образовательные технологии» говорит о необходимости различения двух семантически близких определений понятия игры.
Так, игра, в широком смысле слова, — это «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [2, с. 192]. Другое дело — педагогическая игра, которая «обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью» [3, с. 192]. Спортивные и подвижные игры, применяемые в образовательном процессе современного ДОУ, безусловно, имеют педагогический характер, так как отличаются целенаправленной организованностью и ориентированы на конкретный педагогический результат.
При этом понятия «спортивная игра» и «подвижная игра» не являются тождественными. Спортивные игры — это отдельные виды спорта, которые предполагают командное или индивидуальное противоборство, определённое конкретными правилами (футбол, ручной мяч, волейбол, эстафеты и др.). Подвижные игры имеют определенный игровой сюжет и включают отдельные спортивные упражнения, направленные на развитие физических качеств (силы, выносливости, ловкости, координации и т. д.), а также спортивных навыков.
Основные виды подвижных и спортивных игр, используемых при работе с детьми раннего дошкольного возраста, представлены на Рисунке 1.
Рис. 1. Основные виды подвижных и спортивных игр
Согласно инновационной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, использование подвижных игр в раннем дошкольном возрасте содействует:
– становлению у детей раннего возраста интереса к взаимодействию со сверстниками и взрослыми в организованном игровом процессе;
– развитию физических навыков (умения бегать, прыгать, преодолевать препятствия и т. д.);
– формированию представлений об окружающем мире (малыши учатся прыгать, как зайчики, тренируются бросать мяч, осваивают понятия «вперед», «назад», «направо», «налево» и т. д.) [3, с. 10].
Е. А. Тимофеева отмечает, что эффективность подвижных и спортивных игр повышается, если они проводятся систематически (ежедневно), при этом продолжительность занятий в младшей группе составляет 6–8 минут в день (при наличии физкультурных занятий в этот день) и 10–15 минут (при отсутствии занятий физической культурой) [4, с. 10].
В утренние часы рекомендуется организовывать спокойные игровые упражнения с небольшими группами детей или индивидуальные занятия, позволяющие ребенку освоить технику той или иной игры. При этом не следует забывать, что чрезмерно активные подвижные игры способны вызвать переутомление, что не может не сказаться на качестве последующих учебных занятий.
Наиболее эффективны подвижные и спортивные игры на прогулке после утренних учебных занятий. В это время дети раннего возраста максимально расположены к активному отдыху, что позволяет во время прогулки использовать подвижные упражнения с высоким уровнем физиологической и эмоциональной нагрузки, а также спортивные игры, требующие отработки определенных технических навыков.
В послеобеденное и вечернее время рекомендуется обратиться к командным играм «малой подвижности», включающим элементы театрализации, музыкального сопровождения и т. д.
Основные этапы проведения подвижных и спортивных игр представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Основные этапы проведения подвижных и спортивных игр
Этап |
Цель |
Хронометраж (младшая группа) |
Вводный |
Мотивирует детей на игру. |
(около 2 минут — 2–3 минуты — 3 минуты) |
Основной |
Знакомит ребят с новой информацией по теме (спортивными атрибутами, техникой того или иного вида спорта, знаменитыми спортсменами и пр.). Практикует малышей в этом виде деятельности сначала с помощью упражнений, а потом в играх. |
(10–11 минут — до 15 минут — до 20 минут) |
Заключительный |
Подводит итог участия детей в играх и упражнениях. Педагог благодарит всех участников. |
(около 2 минут — 3 минуты — 3 минуты) |
Основными критериями при выборе подвижных и спортивных игр для детей раннего возраста являются:
1) Соответствие индивидуально-возрастным особенностям физического и психического развития ребенка (задания и упражнения должны быть просты и понятны детям, в противном случае необходимо объяснить содержание игры при помощи игрушки, книжки, картинок).
2) Многообразие и вариативность подвижных игр, используемых в образовательном процессе (для детей раннего возраста рекомендуется вводить постепенно новые игры, усложняя задания и технику их исполнения).
3) Направленность на конкретный педагогический результат (каждая подвижная и спортивная игра, организуемая с детьми раннего возраста, имеет целью формирование конкретных умений и навыков).
4) Наглядность (педагог принимает активное участие в игровом процессе, показывает в игровой форме простейшие движения, которые требуется совершить детям).
5) Аудио-визуальное сопровождение (наиболее увлекательны для детей игры, имеющие музыкальное сопровождение либо, воспринимаемые, как часть сказочного повествования).
Таким образом, подвижные и спортивные игры являются незаменимым уникальным средством формирования эмоциональных, умственных и физических качеств детей раннего возраста. Игры приносят малышам истинные удовольствие и радость в познании мира и самих себя. Высокая эффективность подвижных и спортивных игр объясняется их личностной ориентированностью, исследовательским и игровым характером ведущего типа деятельности, высокой технологичностью, нацеленностью на реальный практический результат.
Литература:
- Борисова М. М. Подвижные игры с детьми раннего возраста / М. М. Борисова // Современное дошкольное образование. Теория и практика — 2012 — № 2 — С. 44–47.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. / Г. К. Селевко— М.: Народное образование, 2014. –235 с.
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. И доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. —336 c.
- Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Е. А. Тимофеева — М.: Просвещение, 1979. — 96 с.