Подвижные игры как средство профилактики гиподинамии у детей 5–7 лет
Автор: Черникова Злата Александровна
Рубрика: Подвижные игры, физкультура, гимнастика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.
Дата публикации: 29.12.2024
Статья просмотрена: 10 раз
Библиографическое описание:
Черникова, З. А. Подвижные игры как средство профилактики гиподинамии у детей 5–7 лет / З. А. Черникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9734/ (дата обращения: 16.01.2025).
В статье рассматривается влияние подвижных игр на профилактику гиподинамии у детей в возрасте 5–7 лет.
Подвижные игры представлены как эффективный инструмент повышения общей физической активности, развития двигательных навыков и укрепления взаимодействий между детьми. В статье приводятся примеры подвижных игр, направленных на развитие физических качеств, таких как выносливость, сила и координация, быстрота. Особое внимание уделяется адаптации игр под возрастные особенности, что позволяет учитывать индивидуальные возможности организма ребенка. Подвижные игры представлены как эффективный инструмент повышения общей физической активности, развития двигательных навыков и укрепления взаимодействий между детьми.
Ключевые слова: гиподинамия, подвижные игры, дети, физическая активность.
Актуальность темы обусловлена возрастанием информационных технологий, сейчас у каждого ребенка с дошкольного возраста есть доступ к гаджетам, которые полностью захватывают детей, тем самым гасят интерес в движении. С развитием технологической среды все стремительнее развивается гиподинамия, что отрицательно сказывается на физическом и психоэмоциональном здоровье. По данным Всемирной организации здравоохранения(ВОЗ), дети должны уделять не менее 60 минут физической активности для поддержания своего здоровья. Внедрение подвижных игр значительно улучшит уровень физической активности ребенка.
Подвижные игры представляют собой один из наиболее эффективных способов профилактики гиподинамии, или недостатка физической активности у детей в возрасте 5–7 лет. Гиподинамия это понижение мышечных усилий, когда движение осуществляется, но при крайне малых нагрузках на мышечный аппарат4,с.353. При этом возникает дефицит биологической потребности в движениях, что резко снижает функциональное состояние и работоспособность организма. В период дошкольного возраста особенно важна профилактика гиподинамии, дети в этом возрасте находятся в критически важном периоде своего физического и психического развития, а недостаток двигательной активности может негативно сказаться на их здоровье. Внимательные родители и педагоги в любом возрасте распознают, что у ребенка развивается гиподинамия. Признаки чаще всего ярко выражены, к основным относят: вялость, малоподвижность, неактивность, сонливость, быстрая утомляемость, быстрый набор веса вплоть до ожирения3, с. 6266.
Подвижные игры представляют собой эффективное средство для профилактики гиподинамии, так как они не только способствуют физическому развитию, но и делают процесс обучения увлекательным. Для того, чтобы добиться положительных результатов в здоровьесбережение детей нужно работать не только педагогам, но и родителям.
По мнению Л. Н. Волошиной, «именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний»1, с. 4.
Игры, включающие физическую активность, способствуют развитию основных двигательных навыков. В процессе игры воспитанники активно двигаются, что способствует улучшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Кроме того, подвижные игры способствуют укреплению мышечного корсета, что важно для поддержания правильной осанки и предотвращения заболеваний опорно-двигательного аппарата2, с.37. Важно отметить что подвижные игры могут быть разнообразными и адаптированными под возрастные особенности детей5, с.7. Это позволяет учитывать индивидуальные физические возможности каждого ребенка и создавать комфортные условия для занятий.
Регулярное проведение подвижных игр в рамках образовательного процесса может не только предотвратить гиподинамию, но и сформировать у детей привычку к активному образу жизни3, с.73. Подвижные игры могут стать основой для формирования здорового образа жизни, который будет сопровождать детей на протяжение всей жизни.
Для обеспечения максимальной пользы от подвижных игр важно разнообразие видов деятельности. Рекомендуется включать в занятия традиционные, народные игры, эстафеты, спортивные соревнования и новые авторские игры. Организация подвижных игр должна быть продуманной, необходимо не забывать о безопасность детей. Важно обеспечить достаточное пространство для игр, следует установить четкие правила и следить за тем, чтобы занятия оставались интересными и увлекательными.
Игры, используемые для повышения двигательной активности, очень разнообразны, их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. На рисунке 1, представлены более подробно виды и классификация подвижных и спортивных игр.
Рис. 1. Классификация игр
Спортивные игры — высшая ступень развития подвижных игр. К спортивным играм относятся волейбол, футбол, теннис, бадминтон, хоккей.
В работе с дошкольниками их применяют с упрощенными правилами5, с. 7.
Рассмотрим несколько игр, которые способствуют физическому развитию, тем самым являясь средством для профилактики гиподинамии.
- Одна из таких игр называется «Ловишки»один из участников становится ловцом и должен поймать остальных участников5, с. 27. Эта игра развивает скорость, ловкость и тактическое мышление. В этой игре повышенная двигательная активность, что хорошо сказывается на организм детей.
- Затейники, в этой игре дети становятся затейниками, которые должны выполнять различные задания. Игра вовлекает детей в динамичную физическую активность, улучшая их координацию и выносливость. Включение разнообразных заданий способствует всестороннему развитию двигательных навыков.
- Брось-догони — дети играют с мячом, передавая его друг другу, одновременно бегая по площадке и стараясь не попасться водящему. Эта игра очень хороша для профилактики гиподинамии, ведь эта игра объединяет элементы бега и бросков, что развивает не только физическую активность, но и координацию движений. Такой формат помогает детям учиться коммуницировать и взаимодействовать в команде.
Для повышения двигательной активности используем также сюжетные подвижные игры, где сюжет будет образный. Они являются эффективным средством профилактики гиподинамии, поскольку вовлекают детей в активную физическую деятельность через игровые элементы, что делает процесс более увлекательным. Эти игры развивают физические качества, такие как координацию, выносливость, быстроту1, с. 14, а также формируют у детей позитивное отношение к физической активности и здоровому образу жизни. Для детей 5–7 лет, можно использовать различные сюжетные игры, примеры таких игр представлены ниже5, с. 27.
Медведи и пчелыдети играют в медведей и пчел, где пчелы должны ужалить медведей, которые забирают мед.
Баба-Ягаодин ребенок изображает бабу-Ягу, которая стоит на чистом поле, а остальные дети должны добраться до нее сделав определенные движения(например, прыгать на одной ноге). Игра развивает координацию и силу, а также улучшает баланс. Она является веселым способом вовлечь детей в активную физическую деятельность.
Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям5, с. 27.
Использование предложенных подвижных игр при профилактике гиподинамии у детей 5–7 лет обусловлено их многообразием и высокой физической активностью. Эти игры не только развивают физические качества, но и способствуют улучшению психоэмоционального состояния детей, повышая их уверенность и формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.
Для достижения наилучших результатов рекомендуется регулярно внедрять разнообразные подвижные игры в образовательные учреждения и домашние занятия, что поможет сформировать у детей устойчивую привычку к двигательной активности. Важно также привлекать родителей к увеличению двигательной активности ребенка, ведь совместные усилия положительно скажутся на физическом развитии детей. Главное, не столь важно какой вид нагрузки будет выбран основным, важна регулярность занятий. А также следует помнить, что физическая активность — не тот процесс, при котором можно полностью сконцентрироваться на результате, здоровый образ должен и может приносить радость сам по себе.
Литература:
1. Волошина, Л. Н. Влияние подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: автореферат дисс. на соискание степени канд. пед. наук./ Л. Н. Волошина. — Екатеринбург. — 2001–21 с.
2. Кабанов, А. Н. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ / А. Н. Кабанов, А. П. Чабовская. — Москва: Просвещение, 1969. — 288 c.
3. Мурашова, Е. В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром / Е. В. Мурашова. — 2-е изд., доп. — Екатеринбург: У-Фактория, 2007–256 с. (Серия «Психология детства»).
4. Солодков А. С, Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Олимпия Пресс, 2005 —528 с, ил.
5. Фетисова, С. Л. Подвижные игры в общеобразовательных и коррекционых учреждениях / С. Л. Фетисова, А. М. Фокина. — СПб: РГПУ им. А. М. Герцена, 2015. — 237 c