Подвижные игры и элементы спортивных игр как основа формирования личности и развития двигательных умений и навыков обучающихся начальной школы | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (5) апрель 2016 г.

Дата публикации: 07.03.2016

Статья просмотрена: 4478 раз

Библиографическое описание:

Небывайло, Г. Н. Подвижные игры и элементы спортивных игр как основа формирования личности и развития двигательных умений и навыков обучающихся начальной школы / Г. Н. Небывайло. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 2 (5). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/27/775/ (дата обращения: 17.12.2024).



)

Игра с раннего детства ребёнка является основным фундаментом познания, становления первых движений, моторики, речи.

По мере взросления ребёнка подвижные игры используются для общего физического развития, совершенствования двигательных умений и навыков, это самые доступные и эффективные средства воздействия на учащихся при их полной активности. Они способствуют решению таких образовательных задач, как совершенствование и закрепление умений, приобретённых на занятиях легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными играми; навыков в прыжках, беге, метаниях.

В связи с введением в учебные заведения ФГОС, универсальные учебные действия позволяют ученику самому ставить цель, решать поставленные задачи и проблемы, оценивать свои умения и навыки. Давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников, стараясь оценивать конкретно и объективно. Подводить итоги уроков, анализировать успехи, разбирать двигательные действия, в которых были допущены ошибки и почему?

Изучать двигательные умения и навыки не только в практической, но и теоритической форме. На каждом уроке ученики должны твердо знать, для чего он выполняет то или иное упражнение, чему конкретно должны научиться на данном занятии.

Игры, больше чем любые другие средства физического воспитания, отвечают потребностям растущего организма и способствуют всестороннему гармоничному развитию детей. С помощью игр развиваются такие физические качества как быстрота, сила, выносливость, ловкость, а также морально-волевые качества, гражданские качества — смелость, честность, коллективизм. Подвижные игры благотворно влияют на развитие организма детей, содействуют укреплению костно-мышечного аппарата и здоровья в целом.

Играя, школьники приобретают элементарные навыки владения мячом, которые необходимы для изучения таких спортивных игр как ручной мяч, баскетбол, волейбол, футбол.

Дети, играя в подвижные игры, быстрее отдыхают, снимают усталость после умственных нагрузок. Почти во всех подвижных играх, используемых на уроках физической культуры, участвует весь класс или большинство присутствующих, освобожденных учащихся я привлекаю в помощь в судействе. Игры включают учеников в активные действия, что значительно повышает моторную плотность урока.

Во всех классах я использую подвижные игры главным образом в основный части урока, но также можно с них начинать и вводную часть, что бы сразу включить детей в активную работу после напряженного умственного занятия в классе. В таком случае игры должны быть малой интенсивности, без лишних эмоций, то есть игры на внимание. Например, в моей практике, применяются такие игры: «Внимание класс», «Группа, смирно», «На берег, в речку».

Подбор подвижных игр связан с возрастными особенностями учащихся, их физической подготовленности, игровым опытом, а также с прохождением учебного материала. Так же я использую разделение детей по половым признака, и это очень эффективно, когда девочки играют в одной команде с девочками, а мальчики играют в одной команде с мальчиками. Например, в такую игру как «Меткий стрелок» мы с ребятами играем девочки против мальчиков. У ребят очень хорошо формируются способности к согласованию действий с партнёрами, а также очень важен и соревновательный момент, добавляем метод поощрения (приз, оценка). Из опыта работы могу сказать, что детей больше привлекают игры с соревнованием не между отдельными участниками, а между командами.

Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей).

Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством для решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению игр, нежели к их собственному содержанию. В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми.

Для младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью, постоянно потребностью в движении, при выборе игр я всегда помню о том, что организм детей этого возраста не готов к длительным нагрузкам, поэтому игры для младших школьников я прерываю паузами для отдыха. Для детей 1–2 класса игры со сложными движениями еще недоступны. Их больше привлекают игры сюжетного характера. Например, для учеников 1–2 классов в своей работе я использую следующие подвижные игры:

 игры с элементами бега: «Гуси-лебеди», «Салочки выручалочки», «Рыбаки и рыбки»

 игры с прыжками: «Салки на одной ноге», «Зайцы в огороде», «Переправа»

 игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Угадай и поймай», «Самый меткий», «Кто дальше бросит»

В 3–4 классах у детей совершенствуется координационные способности. Рост показателей силы, быстроты, ловкости, и выносливости, более совершенное управление своим телом и лучшая адаптация организма к физическим нагрузкам делают доступными для детей этого возраста игры довольно сложного содержания. В этом возрасте у детей увеличивается сила и подвижность нервных процессов, а следовательно, повышается устойчивость внимания и интересов. Подвижные игры, в 3–4 классах более длительные по времени и интенсивны по нагрузке. В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.

Для учащихся 3–4 классов рекомендую игры с общеразвивающими упражнениями:

 игры с перестроениями: «Поворот направо», «Капитаны», «Тройка»

 игры с элементами бега: «Карась и щука», «Круговая эстафета», «Бег за флажками»

 игры с прыжками: «Удочка», «Прыжки по полоскам», «Прыжок за прыжком»

 игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Салки с мячом», «Охотники и утки», «Подвижная цель».

 игры с элементами сопротивления: «Тяни в круг», «Перетягивание в парах»

Игровые уроки я провожу с целью подготовки к соревнованиям «Веселые старты», на таких уроках в игровой обстановке мы изучаем отдельные элементы движений, входящих в соревнование. В этих классах могут быть уроки и без подвижных игр, большинство подвижных игр для школьников этого возраста включает в себя элементы спортивных игр.

Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры. Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча. Очень важно, чтобы этой школой овладел каждый ученик начальных классов. Движения с мячом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног.

Перед младшими школьниками нужно ставить такие цели, достижение которых возможно за относительно короткий промежуток времени. Поставленные цели должны быть эмоционально окрашены, достижение их должно приносить ощутимые, конкретные результаты. Тогда деятельность учащихся, подкрепляясь видимыми сдвигами, будет более результативной и интересной возникнет интерес к урокам, к достижениям поставленной цели. Сознательные действия обучающихся — это созидательное решение учебной задачи и проблемы.

Я использую методику подвижных игр с направленным характером воздействия на развитие социальной активности в физическом воспитании детей и разделяю ее на 3 этапа.

Первый (подготовительный) этап. «Эмоционально-стимулирующий»

Второй (обучающий) этап «Рационально-содержательный»

Третий (формирующий) этап «Оценочно-рефлексивный»

Цель

Создание благоприятного эмоционально-психологического климата.

Формирование глубины, знаний о принципах и нормах поведения в коллективе, и моральных ценностях.

Создание условий для самореализации.

Задачи

1.Формирование внимания

2.Формирование способностей к согласованию действий

3. Проявление доброты, внимания, заботы.

1.Формирование у детей основ социальной активности.

2.Формирование способностей к совместным взаимодействиям.

1.Формирование устойчивой активности в поведении.

Средства

1.Подражательные игры

2.Игры сюжетно-ролевой направленности.

1.Подвижные игры с правилами без сюжета

2. Эстафеты

3. Народные игры

1.Командные игры

2. Восстанавливающие игры

Способ организации

Фронтальный

Фронтальный, групповой

Фронтальный, групповой, индивидуальный.

Таким образом, основой активности ребенка в коллективе является комфортный эмоционально психологический климат, создающий хорошее настроение и желание включаться в совместную деятельность.

Поэтому применение подвижных игр с элементами спортивных игр, на уроках физической культуры всегда актуально.

Литература:

  1. Жуков М. Н. Подвижные игры: учебник для студентов педагогических вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 36 с.
  2. Кузьмин Н. И. Подвижная игра как средство обучения и воспитания учащихся — Физическая культура в школе. — 2014. — № 6.-С.20.
  3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. — Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2011.-304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, класс, ребенок, способность, игровая деятельность, ловля мяча, согласование действий, социальная активность, физическая культура, элемент бега.

Похожие статьи

Туристско-краеведческие игры в школе и на местности как форма развития метапредметных умений и навыков учащихся

Формирование коммуникативных и познавательных компетенций в процессе использования дидактических игр и игровых приемов на уроках русского языка и обучения грамоте

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей при формировании у детей детского сада основ физической культуры и здоровья

Особенности и специфика социализации, самореализации и саморазвития подростков в условиях спортивной школы по футболу

Использование оздоровительного бега и ходьбы во внеурочной деятельности по физической культуре как средства повышения эффективности учебного процесса, воспитания и формирования здорового образа жизни

Формирование умений и навыков у детей с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр в разных видах деятельности

Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся младшей школы

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Туристско-краеведческие игры в школе и на местности как форма развития метапредметных умений и навыков учащихся

Формирование коммуникативных и познавательных компетенций в процессе использования дидактических игр и игровых приемов на уроках русского языка и обучения грамоте

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей при формировании у детей детского сада основ физической культуры и здоровья

Особенности и специфика социализации, самореализации и саморазвития подростков в условиях спортивной школы по футболу

Использование оздоровительного бега и ходьбы во внеурочной деятельности по физической культуре как средства повышения эффективности учебного процесса, воспитания и формирования здорового образа жизни

Формирование умений и навыков у детей с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр в разных видах деятельности

Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся младшей школы

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Задать вопрос