Разработка и реализация современного подхода к использованию игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 03.06.2022

Статья просмотрена: 392 раза

Библиографическое описание:

Михель, О. И. Разработка и реализация современного подхода к использованию игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе / О. И. Михель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92495/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данном исследовании описан опыт организации и реализации современного подхода к использованию игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе. Цель настоящей статьи — определить эффективность современного подхода в использовании игрового и проблемного метода на уроках физической культуры учащихся начальной школы. Обосновано использование игрового метода в виде современных подходов, таких, как использование игровых и носящих проблемный характер заданий. Научная новизна настоящей работы заключается в создании сводной классификации подвижных игр, включающей разработку содержания игровых и проблемного характера заданий предмета «Физическая культура», направленной на совершенствование физических качеств младших школьников.

Ключевые слова: подвижные игры, начальная школа, обучающиеся, игровой метод, игровые задания, современный подход в обучении, урок физической культуры.

Для детей младшего школьного возраста, игры имеют значимое место в развитии комплекса физических качеств: скорость, координация, сила, гибкость и выносливость. Большинство игр строятся по принципу проявления быстроты и проявление быстрой реакции на различные сигналы. Сменяющаяся игровая ситуация, требующая от игроков мгновенного перехода от одних действий к другим, способствует воспитанию координационных способностей [4].

Подвижные игры помогают развитию самосознания, в связи с возникающими в процессе игры, разнообразными задачами, которые требуют своевременной оценки ситуации, принятия решения и его выполнения. Игры приучают к логическому мышлению и наблюдательности. Так же развиваются организаторские способности (в зависимости от роли в игре) [22,1].

Правильное управление игрой, оказывает положительное влияние на мышечную, сердечно сосудистую, дыхательную и другие системы организма. Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в динамическую работу мелкие и крупные мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах [1].

Цель статьи — выделить и определить эффективность современного подхода в использовании игрового и проблемного метода на уроках физической культуры учащихся начальной школы.

Материалы и методы. Для определения эффективности современного подхода в использовании игрового и проблемного метода на уроках физической культуры (ФК) использовались методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение, с целью выбора подвижных игр и содержания игровых заданий; методика тестирования физической подготовленности детей; педагогический эксперимент, заключался в изучении влияния одного фактора (использования современного подхода игрового метода на уроках физической культуры) на другой (уровень физической подготовленности младших школьников и формированию интереса к уроку физической культуры).

Результаты и обсуждение результатов. Основное направление работы с детьми младшего школьного возраста — это создание комфортных условий для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных, психических и интеллектуальных возможностей ребенка.

Работа проводилась в различных формах:

– занятия, направленные на решение задач тренировочного и оздоровительного характера;

– соревновательные формы занятий (соревнования, контрольные нормативы, элементы спортивных игр, подвижные игры и задания).

Подвижные игры — доступное и эффективное средство физического воспитания, дающее возможность воздействовать на ребенка при активности. Такие игры, особенно с элементами соревнования, воздействуют лучше, чем другие формы физической культуры, так как соответствуют потребностям растущего организма. Каждая игра проводится по правилам, а это способствует воспитанию честности, выдержки и дисциплинированности [7].

При отборе игрового материала и его проверке была определена моторная плотность каждой игры или ее физиологическая стоимость по частоте сердечных сокращений (ЧСС). С этой целью они ориентировочно классифицировались по степени интенсивности двигательной деятельности на низкую, среднюю и высокую степень нагрузки.

За основу взяты показатели увеличения частоты сердечных сокращений относительно исходного уровня в процентах. Для игр низкой интенсивности свойственна ЧСС, не превышающая 30 % от показателей в покое. Увеличение ЧСС от 30 до 50 % соответствовало подвижным играм средней интенсивности, а превышение пульса от исходного уровня на 50–90 % характерно играм высокой интенсивности. На рис. 1 показана физиологическая характеристика подвижных игр:

– «Собери» (желтый график)

– «Вызов номеров» (фиолетовый график)

– «Хвостики» (голубой график)

– «Паучки» (оранжевый график)

– «Юбочки» (синий график).

Пульсометрия

Рис. 1. Пульсометрия

В ходе проведенного исследования полученные результаты позволяют проследить за изменением ЧСС учащихся младшего школьного возраста во время проведения подвижных игр. Для повышения скоростных качеств игры с бегом и прыжками находятся в пределах 159–190 уд. /мин, что позволяет говорить о высокой (тренирующей) нагрузке. Нагрузка, направленная на развитие силовых качеств, находится в 3–4 пульсовой зоне.Игры на растягивание находится в пределах 132–120 уд. /мин, что позволяет говорить о низкой (восстанавливающей) нагрузке.

В организации учебного процесса использовались подвижные игры:

  1. Коллективные подвижные игры без разделения на группы (команды).
  2. Коллективные подвижные игры с разделением на группы (команды).
  3. Игры для развития быстроты движений.
  4. Игры для развития мелкой моторики.
  5. Игры с произношением стихотворных речитативов.
  6. Игротерапия.

Проанализировав школьную программу, нами было выявлено следующее. В младшем школьном возрасте игровая деятельность является ведущим видом деятельности, но подвижные игры, которые нам рекомендуют в программах, учебниках из года в год повторяются. С развитием общества и потребностями необходимо использование подвижных игр, с учетом интересов современного поколения учащихся. Нами на уроки ФК были внесены игровые задания — это локальная форма проявления игровых действий, в том числе носящих проблемный характер.

На наш взгляд, основное отличие подвижной игры от игровых заданий заключается в том, что игровое задание обладает четко поставленной задачей и соответствующим ей результатом, который направлен на познавательные способности детей.

Нами проанализированы классификации подвижных игр таких авторов как: Р. В. Климкова (2007), И. М. Коротков, М. Н. Мельникова и Л. В. Былеева (2009), и составлена сводная классификация подвижных игр с включением заданий игрового и проблемного характера. (Рис.2)

Классификация подвижных игр и игровых заданий (по классификациям Р. В. Климковой 2007, И. М. Короткова, М. Н. Мельниковой и Л. В. Былеевой 2009).

Рис. 2. Классификация подвижных игр и игровых заданий (по классификациям Р. В. Климковой 2007, И. М. Короткова, М. Н. Мельниковой и Л. В. Былеевой 2009).

В классификацию вошли часто используемые учителями ФК подвижные игры на уроках физической культуры для разделов школьной программы. В сводную классификацию нами добавлены игровые задания, применяемые во всех известных подвижных играх и игры, носящие проблемный характер.

Отличительная черта и основной признак игровых заданий — наличие в них активных двигательных действий при решении конкретной частной задачи, благодаря чему они являются средством и методом физического воспитания и развития.

При использовании подвижных игр и игровых заданий ставится не только задача развития физических, но и интеллектуальных качеств, а также таких психических процессов, как внимательность, память, мышление. В сюжетных играх и заданиях развивается воображение, артистизм детей, при использовании музыкального сопровождения и элементов танца, формируется эстетическое мировосприятие.

При планировании игровой деятельности нужно учитывать общую нагрузку урока и определять цель, время и место среди других используемых упражнений и учебных заданий. Уровень трудности по физической нагрузке и сложности игрового взаимодействия участников должен соответствовать возрасту. В процессе практического проведения запланированных подвижных игр серьезное внимание необходимо уделять строгому соблюдению общепринятых на уроках физкультуры норм и правил техники безопасности как самих играющих, так и освобожденных от уроков детей.

Выводы. Особенности предполагаемого нами современного подхода в процессе уроков физической культуры следующие:

– на занятиях по физической культуре большая часть нагрузки была преподнесена через подвижные игры и игровые задания;

– игры не только развивают физические качества, но и влияют на развитие мышления, ловкости, морально волевых качеств;

– подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников;

– из-за эмоциональной насыщенности при игре, дети не всегда могут контролировать состояние, может быть перевозбуждение или переутомление. В связи с этим в уроки нами были включены игровые задания, благодаря которым мы могли целенаправленно контролировать нагрузки. Также регулировать нагрузку в процессе игры можно различными способами: сокращением длительности, введением перерывов, изменение количества играющих, уменьшение игровой площадки, изменение правил, смена ролей участников;

– в игровых заданиях дети переносят нагрузку легче, чем в упражнении, которое направлено на развитие какого-либо качества;

– Многие игры и игровые задания не носят соревновательного характера, они направлены на коммуникации, формирование навыков коллективного взаимодействия и т. п. При объявлении результатов игры даётся её краткий разбор, анализ ошибок, к такому анализу можно привлечь детей, это способствует развитию внимательности, приучает к осмыслению действий и сознательной дисциплине.

Таким образом, рациональный подбор и организация подвижных игр c учетом физической нагрузки дает возможности для совершенствования физических и функциональных возможностей, а также укрепления их здоровья. Использование подвижных игр с включением в уроки физической культуры игровых заданий и заданий проблемного характера положительно влияют на развитие физических качеств, тем самым, повышая показатели физической подготовленности младших школьников, и интерес детей к урокам физической культуры.

Литература:

  1. Богданова, В. В. Подвижные игры и их влияние на эмоциональную сферу старших дошкольников [Текст] / Богданова В. В., Лобанкина Т. В. // В сборнике: Теоретико-методологические и прикладные аспекты социальных институтов права, экономики, управления и образования Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Гуманитарно-социальный институт. 2016. С. 204–208.
  2. Енченко, И. В. Реализация ВФСК «Готов к труду и обороне» в Российской Федерации [Текст] / И. В. Енченко // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2018. — № 7 (161). — С. 74–79.
  3. Загороднева, Н. П. Музыкально-подвижная игра в воспитании дошкольника. [Текст] / Н. П. Загороднева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2016. № 4 (11). С. 145–147.
  4. Кенеман, А. В. Детские народные подвижные игры [Текст] / А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.
  5. Мальченко, А. Д. Подготовка к сдаче норм ВФСК ГТО на предметной основе легкой атлетики [Текст]: учебн. пособие / А. Д. Мальченко, О. В. Погорелова. — М.: РУДН, 2017. — 148 с.
  6. Николаева, Е. Е. Подвижные игры в жизни дошкольника [Текст] / Е. Е. Николаева // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 2 (8). С. 36–37.
  7. Проблемы школьного физкультурного образования: теория и практика: монография [Текст] / О. В. Булдашева, Г. М. Бурков, Л. Г. Буркова; под ред. И. С. Осиповой. — Новосибирск: ЦРНС, 2016. — 176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, физическая культура, задание, современный подход, младший школьный возраст, начальная школа, проблемный характер, игровой метод, сводная классификация, урок.


Похожие статьи

Интерактивные методы обучения на уроках немецкого языка

В рамках статьи определяются основные положении об особенностях и условиях применения интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка как средства стимулирования учебно-познавательной деятельности. В исследовании отображается опыт использ...

Геймификация в обучении математике учащихся 5–7 классов образовательных организаций

Геймификация на современном этапе обучения является важнейшим компонентом развития учащихся образовательных организаций. Благодаря элементам игры, у учащихся есть возможность изучать важный материал игровыми методами, повышая при этом эффективность о...

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Активные методы обучения на уроках английского языка как основа диалогического педагогического взаимодействия в учреждениях СПО

В статье обосновывается необходимость применения активных методов обучения в учреждениях среднего профессионального образования. Выделены группы активных методов обучения, приведены их примеры с кратким описанием.

Использование интерактивных методов на уроках экономики в школе

Данная статья посвящена проблеме использования интерактивных методов на уроках экономики. В ходе исследования нами были рассмотрены четыре основных направления: важность изучение учениками предмета экономики, преимущества использования интерактивных ...

Использование активных и интерактивных форм методов в обучении студентов-экономистов математике (на примере деловой игры)

Статья посвящена формированию математической компетентности студента — экономиста, под которой подразумевается сложный феномен, выражающийся в способности/готовности выпускника к адекватному применению математических методов в профессиональной деятел...

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Похожие статьи

Интерактивные методы обучения на уроках немецкого языка

В рамках статьи определяются основные положении об особенностях и условиях применения интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка как средства стимулирования учебно-познавательной деятельности. В исследовании отображается опыт использ...

Геймификация в обучении математике учащихся 5–7 классов образовательных организаций

Геймификация на современном этапе обучения является важнейшим компонентом развития учащихся образовательных организаций. Благодаря элементам игры, у учащихся есть возможность изучать важный материал игровыми методами, повышая при этом эффективность о...

Игровые технологии в начальной школе

В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Активные методы обучения на уроках английского языка как основа диалогического педагогического взаимодействия в учреждениях СПО

В статье обосновывается необходимость применения активных методов обучения в учреждениях среднего профессионального образования. Выделены группы активных методов обучения, приведены их примеры с кратким описанием.

Использование интерактивных методов на уроках экономики в школе

Данная статья посвящена проблеме использования интерактивных методов на уроках экономики. В ходе исследования нами были рассмотрены четыре основных направления: важность изучение учениками предмета экономики, преимущества использования интерактивных ...

Использование активных и интерактивных форм методов в обучении студентов-экономистов математике (на примере деловой игры)

Статья посвящена формированию математической компетентности студента — экономиста, под которой подразумевается сложный феномен, выражающийся в способности/готовности выпускника к адекватному применению математических методов в профессиональной деятел...

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности

В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Задать вопрос