В статье рассматривается проблема применения спортивных и подвижных игр на уроках физической культуры для развития различных физических качеств. Особое внимание автор уделяет вопросам развития быстроты и выносливости учащихся.
Ключевые слова:спортивные игры, подвижные игры, физические качества, физическое развитие.
В настоящее время методики по развитию быстроты и выносливости на учебных занятиях с элементами спортивных и подвижных игр в системе школьного образования недостаточно используются. Хотя некоторые исследователи [6], опираясь на свои исследования, разработал методики с использованием спортивных и подвижных игр в легкой атлетике.
Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, в пределах характерных для нее правил (либо усложнять, либо упрощать правила). Его применение обеспечивает высокую эмоциональность занятий и связано с решением в постоянно изменяющихся ситуациях разнообразных задач [1]. Эти особенности игровой деятельности требуют от занимающихся инициативы, смелости, настойчивости, проявления высоких координационных способностей, быстроты реагирования и мышления. Все это предопределяет эффективность игрового метода для совершенствования различных сторон учащихся.
Путь, пройденный выдающимися спортсменами, говорит о том, что для развития быстроты и выносливости следует широко применять спортивные и подвижные игры — в учебном процессе, в начальный период занятий спортом и в последующей тренировке [2–5].
Использование игрового метода позволяет проводить учебные занятия эмоционально, дает возможность значительно повысить плотность занятий. Поэтому при применении игр, учащиеся быстрее достигают высокого уровня всестороннего физического развития.
Обычно спортивные и подвижные игры применяются в уроке один раз — либо в разминке, либо в начале или конце основной части. Игры, включенные в разминку не должны быть напряженными, так как занимающиеся могут устать к основной части занятия. Подвижные игры, состоящие из бега, прыжков и метаний, упрощенные спортивные игры рекомендуется проводить в конце основной части занятия.
Для достижения высокого всестороннего развития, занятий, ограниченных одним предметом в одной четверти учебного плана, недостаточно: во-первых, они не позволят одинаково хорошо развить все физические качества; во-вторых, такие занятия однообразны, а, следовательно, скучны и утомительны. Ученик, чтобы развить свои природные способности — быстроту и выносливость, а возможно и добиться успехов в соревнованиях, должен: либо систематически тренироваться; либо разнообразить свои занятия по физической культуре, применяя в них различные средства общей физической подготовки. Среди этих средств особое место должны занимать спортивные и подвижные игры.
Замена традиционных легкоатлетических и гимнастических упражнений на спортивные и подвижные игры обусловлено тем, что игровые средства и методы являются сильнейшими стимуляторами двигательной деятельности детей. В современных условиях поиска методов повышения интереса и мотивов к занятиям физической культурой (балльно-рейтинговая оценка [7–8], нетрадиционные системы упражнений и видов спорта [9] и т. д.) такая замена видится нами наиболее простым способом решения данной проблемы.
Таким образом, нами выявлено противоречие между теоретическим обоснованием эффективности программы по ФК в школе в аспекте развития быстроты и выносливости и несоответствием уровня развития этих качеств у учащихся требованиям программы.
Выявленное противоречие определило проблему нашего исследования, которая заключается в определении и поиске наиболее эффективных игровых заданий из спортивных игр и подвижных игр, которые позволят повысить уровень быстроты и выносливости учащихся 12–13 лет на занятиях физической культурой.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать методику развития быстроты и выносливости на основе спортивных и подвижных игр в рамках учебного процесса учащихся 12–13 лет.
Объект исследования: образовательный процесс на уроках физической культуры учащихся 12–13 лет.
Предмет исследования: средства спортивных и подвижных игр для развития быстроты и выносливости на занятиях физической культуры.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать традиционные методики развития быстроты и выносливости у учащихся 12–13 лет на уроках физической культуры.
2. Определить исходные показатели быстроты и выносливости учащихся 12–13 лет.
3. Разработать и теоретически обосновать методику развития быстроты и выносливости на основе спортивных и подвижных игр в рамках учебного процесса по физической культуре для учащихся 12–13 лет.
4. Экспериментально проверить эффективность методики применения спортивных и подвижных игр для развития быстроты и выносливости у учащихся 12–13 лет на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение элементов спортивных и подвижных игр во всех разделах программы по физической культуре будет способствовать развитию быстроты и выносливости учащихся 12–13 лет в учебном процессе.
Новизна исследования: в работе проанализирован, обобщен, систематизирован научный материал по теме развития быстроты и выносливости у школьников на уроках физической культуры с применением спортивных и подвижных игр.
Разработана методика развития физических качеств у учащихся 12–13 лет, включающая целенаправленное использование системы спортивных и подвижных игр для развития быстроты и выносливости, позволяющая расширить объемспортивных и подвижных игр по сравнению с традиционным подходом.
Практическая значимость исследования заключается в дополнении теории физической культуры сведениями об использовании элементов спортивных и подвижных игр в учебном процессе учащихся 12–13 лет по физической культуре.
База исследования: исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 5 г.Ишима с 10 марта по 27 апреля 2015г., в котором приняли участие учащиеся 6бкласса — контрольная группа, 6в класса — экспериментальная группа.
Методы исследования: для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, контрольные испытания, педагогический эксперимент, математико-статистический метод обработки данных.
Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе эксперимента нами проведено тестирование физической подготовленности школьников контрольной группы (КГ) — 6б класс и экспериментальной группы (ЭГ) — 6в класс, которое включало в себя 4 теста: бег 6м. с высокого старта; тейпинг-тест в течении 10 сек.; тест 3×10 м.; бег 6 мин.(табл.1–2). Результаты исходных показателей контрольной и экспериментальной групп у мальчиков и девочек представлены в табл. 1–2.
Таблица 1
Результаты исходных показателей мальчиков КГ и ЭГ
Тест |
Группы |
n |
±σ |
Бег 6м. с высокого старта, с |
КГ |
10 |
1,67±0,07 |
ЭГ |
10 |
1,63±0,05 |
|
Теппинг-тест за 10 с, кол-во шагов |
КГ |
10 |
48±2,60 |
ЭГ |
10 |
47±3,25 |
|
Тест 3×10 м, с |
КГ |
10 |
8,55±0,11 |
ЭГ |
10 |
8,49±0,14 |
|
Бег 6 мин, м |
КГ |
10 |
847±32,47 |
ЭГ |
10 |
837±45,45 |
Результаты исходных показателей мальчиков КГ и ЭГ: в беге на 6 м. с высокого старта практически не отличаются 1,67 и 1,63 сек., соответственно. В тейпинг-тесте в течении 10 сек., так же, отличия не большие КГ — 48, ЭГ — 47. В тесте 3×10 м у КГ и ЭГ отличия минимальны 8,55 и 8,49 соответственно. В 6-ти минутном беге значения таковы КГ — 847, ЭГ — 837, что так же свидетельствует о равенстве групп до эксперимента.
Результаты исходных показателей девочек контрольной и экспериментальной групп представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты исходных показателей девочек КГ и ЭГ
Тест |
Группы |
n |
±σ |
Бег 6м. с высокого старта, с |
КГ |
5 |
1,72±0,05 |
ЭГ |
5 |
1,67±0,02 |
|
Теппинг-тест за 10 с, кол-во шагов |
КГ |
5 |
43±3,43 |
ЭГ |
5 |
43±3,43 |
|
Тест 3×10 м, с |
КГ |
5 |
8,81±0,14 |
ЭГ |
5 |
8,68±0,07 |
|
Бег 6 мин, м |
КГ |
5 |
834±38,63 |
ЭГ |
5 |
828±38,63 |
Результаты исходных показателей девочек КГ и ЭГ: в беге на 6 м. с высокого старта практически равны, разность 0,05 сек. В теппинг-тестев теч., 10 сек., результаты равны — 43 шага. В тест 3×10 м. у КГ и ЭГ отличия минимальны 8,81 и 8,68 соответственно. В 6-ти минутном беге значения таковы КГ — 834, ЭГ — 828, что так же свидетельствует о равенстве групп до эксперимента.
Затем в учебный процесс по физической культуре нами были введены упражнения из спортивных игр и комплекс подвижных игр для развития быстроты и выносливости обучающихся. Данные средства были организованы вместо легкоатлетических и гимнастических упражнений, запланированных в традиционной программе по ФК в общеобразовательной школе.
Игры, влияние которых было направлено на развитие быстроты, проводились в начале основной части урока, 2–3 раза в неделю. Игры, направленные на развитие выносливости, проводились в конце основной части урока, так же 2–3 раза в неделю.
В каждом занятии на неделе проводились игры или для развития быстроты, или для развития выносливости. Проходили и такие занятия, в которых применялись игры с одной и другой направленностью.
Ниже приведен перечень игр, которые использовались на уроках физической культуры в экспериментальном классе.
1. Вдогонку.
2. Челночный бег.
3. Командный бег
4. Конь — огонь.
5. Вызов номеров.
6. Цепочка.
7. День — ночь.
8. Гонка с выбыванием.
9. Наперегонки с мячом
На втором этапе эксперимента нами проведено повторное тестирование физической подготовленности школьников контрольной и экспериментальной групп.
Результаты показателей эффективности применения методики так же были распределены на две группы, для определения достоверности различий среди мальчиков и девочек. Результаты показателей эффективности методики мальчиков и девочек представлены в табл. 3–4.
Таблица 3
Результаты показателей эффективности методики у мальчиков КГ и ЭГ
Тест |
Группы |
n |
K |
m |
t |
p=0,05 |
||
Бег 6 м с высокого старта, с |
КГ |
10 |
1,60 |
3,08 |
0,09 |
0,03 |
1,94 |
2,10 |
ЭГ |
10 |
1,53 |
3,08 |
0,06 |
0,02 |
|||
Тейпинг-тест за 10 с, кол-во шагов |
КГ |
10 |
47,8 |
3,08 |
2,60 |
0,86 |
0,99 |
2,10 |
ЭГ |
10 |
49 |
3,08 |
2,60 |
0,86 |
|||
Тест 3×10 м, с |
КГ |
10 |
8,55 |
3,08 |
0,09 |
0,03 |
2,63 |
2,10 |
ЭГ |
10 |
8,35 |
3,08 |
0,21 |
0,07 |
|||
Бег 6 мин, м |
КГ |
10 |
846 |
3,08 |
22,73 |
7,58 |
0,89 |
2,10 |
ЭГ |
10 |
861 |
3,08 |
45,45 |
15,15 |
Математико-статистическая обработка результатов эксперимента свидетельствует о том, что в 3-х из 4-х показателях (бег 6м. с высокого старта; тейпинг-тест за 10 сек.; бег 6 мин.) различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются недостоверными, а значит, нельзя утверждать, что экспериментальная методика оказалась эффективнее традиционной в данных тестах.
В тесте 3×10 м различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными у мальчиков контрольной и экспериментальной групп. А значит, можно считать, что экспериментальная методика оказалась эффективнее традиционной для данного теста.
Результаты показателей эффективности методики девочек представлены в табл. 4.
Таблица 4
Результаты показателей эффективности методики у девочек КГ и ЭГ
Тест |
Группы |
n |
K |
m |
t |
p=0,05 |
||
Бег 6 м с высокого старта, с |
КГ |
5 |
1,65 |
2,33 |
0,05 |
0,025 |
2,09 |
2,31 |
ЭГ |
5 |
1,56 |
2,33 |
0,07 |
0,035 |
|||
Тейпинг-тест за 10 с, кол-во шагов |
КГ |
5 |
43,2 |
2,33 |
2,58 |
1,29 |
1,09 |
2,31 |
ЭГ |
5 |
45,2 |
2,33 |
2,58 |
1,29 |
|||
Тест 3×10 м, с |
КГ |
5 |
8,77 |
2,33 |
0,11 |
0,055 |
4,4 |
2,31 |
ЭГ |
5 |
8,43 |
2,33 |
0,11 |
0,055 |
|||
Бег 6 мин, м |
КГ |
5 |
830 |
2,33 |
30,04 |
15,02 |
0,65 |
2,31 |
ЭГ |
5 |
842 |
2,33 |
21,46 |
10,73 |
У девочек 12–13 лет различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются недостоверными, а значит, нельзя утверждать, что экспериментальная методика оказалась эффективнее традиционной в данных тестах.
Лишь в тесте 3×10 м различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются достоверными у девочек контрольной и экспериментальной групп. А значит, можно считать, что экспериментальная методика оказалась эффективнее традиционной для данного теста.
Выводы. В ходе исследования нами получен прирост показателей развития быстроты и выносливости у учащихся 12–13 лет средствами спортивных и подвижных игр. Однако, математико-статистическая обработка результатов выявила достоверные различия только в одном тесте из 4 (бег 3 по 10 м), что объясняется спецификой спортивных и подвижных игр, содержание которых способствует совершенствованию перемещений с изменением направлений и резкими остановками.
Несмотря на отсутствие достоверных различий по остальным показателям можно считать методику развития быстроты и выносливости эффективной, т. к. она применялась короткое время в период педагогической практики (8 недель). Считаем, что более продолжительное воздействие методики приведет к значимому приросту данных показателей. Исследование продолжается.
Литература:
1. Былеева, Л. В. Подвижные игры [Текст] / Л. В. Былеева, И. М. Коротков. — М.:«ФиС», 2002. — С. 14–35.
2. Валик, Б. В. Тренерам юных легкоатлетов [Текст] / Б. В. Валик. — М.: ФиС, 1974. — 244 с.
3. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю. В. Верхошанский. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — С. 310–331.
4. Волков, В. М. К проблеме развития двигательных способностей [Текст] // Теория и практика физической культуры. — 1993. — № 5–6. — С. 33–41.
5. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник для вузов физ. культуры и факультетов воспитания вузов [Текст]/ Л. В. Волков. — Киев: Олимпийская литература, 2002. — С. 276–311.
6. Пивоваров, Б. Н. Игры в тренировке легкоатлетов [Текст] / Б. Н. Пивоваров. — М.: Физкультура и спорт, 1959. — 74 с.
7. Поливаев, А. Г. Из опыта применения рейтингового контроля в физическом воспитании студентов в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 2. — С.118–123.
8. Поливаев, А. Г. Применение электронного журнала успеваемости по физической культуре в рамках балльно-рейтинговой оценки [Текст] / А. Г. Поливаев // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта: сб.статей и тез.Междунар.науч.-практ.конф., ред.-сост. А. Г. Поливаев, Ишим. — 2013. — С.76–84.
9. Фомичева Н. В. Технологии и подходы к организации учебного процесса по физической культуре в современной системе физкультурного образования [Текст] / Н. В. Фомичева [и др.] // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 6. — С. 61–64.