Организационно-педагогические условия физической и хореографической подготовки младших школьников на занятиях чирлидингом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 10.12.2022

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Асбапова, А. З. Организационно-педагогические условия физической и хореографической подготовки младших школьников на занятиях чирлидингом / А. З. Асбапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 240-243. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97254/ (дата обращения: 16.12.2024).



Чирлидинг — относительно новый для России вид спорта, который с каждым годом набирает обороты популярности среди спортсменов всех возрастов. Объединяет в себе три направления: танцы, гимнастика и акробатика, при этом имеет исключительно свои специфические элементы и атрибуты, характерные только для этого вида спорта. В настоящей статье, автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблемы разработки организационно-педагогических условий физической и хореографической подготовки младших школьников на занятиях чирлидингом.

Ключевые слова: развитие педагогики, младший школьный возраст, организационно-педагогические условия, физическая подготовка, хореографическая подготовка, чирлидинг.

Cheerleading is a relatively new sport for Russia, which every year is gaining momentum in popularity among athletes of all ages. It combines three areas: dancing, gymnastics and acrobatics, while it has only its own specific elements and attributes that are characteristic only for this sport. In this article, the author made an attempt of scientific analysis and critical reflection on the problem of developing organizational and pedagogical conditions for the physical and choreographic training of younger students in cheerleading classes.

Keywords: development of pedagogy, primary school age, organizational and pedagogical conditions, physical training, choreographic training, cheerleading.

Зародившийся в прошлом веке, в форме организованной поддержки игроков спортивных команд, чирлидинг в настоящее время не только как неотъемлемая часть различных массовых мероприятий, но и как вид спорта стал пользоваться все большей популярностью в нашей стране. Чирлидинг называют спортивными танцами с элементами гимнастики и акробатики, или новым видом гимнастики, но с нашей точки зрения это абсолютно новый уникальный спортивный феномен, некий симбиоз спорта и танцевального искусства, имеющий свои характерные особенности. [4, с. 92]

В чирлидинге выступления построены на синхронном групповом исполнении элементов различной сложности. В команды входит от 8 до 20 человек.

Разнообразные перемещения младших школьников по площадке, смена рисунков и перестроений — еще одна особенность спортивных программ в чирлидинге, предполагающая умение младших школьников четко ориентироваться на площадке, держать линию рисунков, выполнять перемещения быстро и точно. [3, с. 232]

В рамках нашего исследования мы будем брать за основу преимущественно средства направления чир-данс (чир-перфоманс) и лишь некоторые средства направления чир (чирлидинг). Номинация чир-перфоманс (чир-данс) включает в себя ряд дисциплин: чир-джаз, чир-фристайл и чир-хип-хоп, отличительной особенностью данного направления является танцевальная направленность.

Для хореографической и физической подготовки младших школьников, данные упражнения наиболее подходящие. В чирлидинге важны хореографические композиции, артистизм, синхронность и четкость выполняемых движений, а также техника выполнения основных элементов (прыжки, махи, шпагаты, повороты, элементы полуакробатики, специфические положения рук). В данной дисциплине запрещены сложные акробатические и гимнастические элементы.

Постановочные композиции развиваются по основным законам хореографии. Дисциплина чир-джаз и чир-хип-хоп регламентирована в стиле танцевального направления, в то время как дисциплина чир-фристайл подразумевает постановки в различных танцевальных стилях (классическая хореография, русско-народная, современная и другие танцевальные направления). Отличительной особенностью дисциплины чир-перфоманс является обязательное использование помпонов (яркий спортивный атрибут из ленточек разного материала и цвета) в соревновательной композиции.

Общими положениями для обоих направлений чир-спорта является четкость и резкость выполнения движений, а именно чир-прыжков, махов, поворотов, различных перестроений, а также базовых положений рук как отдельной группы движений, характерных только для чир-спорта, отличающейся прямыми линиями, точностью и резкостью выполнения. [1, с. 320]

Данный вид спорта характеризуется высокой сложностью структуры двигательных действий, поэтому в ходе тренировочного процесса предъявляются высокие требования к развитию и совершенствованию координационных способностей. К ним относятся дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движения, ориентирование в пространстве, сохранение равновесия, чувство ритма, статокинетическая устойчивость. Также выделяют способность к согласованию движений как координационную способность, определяющую уровень сформированности технического мастерства младших школьников. [6, с. 196]

На занятиях чирлидингом у занимающихся воспитывают лидерские качества, учат быть уверенными в себе и своих силах. Большое внимание уделяется воспитанию таких нравственных качеств, как взаимоподдержка и взаимоуважение как внутри своей команды, так и по отношению к командам конкурентов. Это обусловлено тем, что в данном виде спорта существует «кодекс чирлидера», в котором прописаны определенные правила поведения на тренировках и соревнованиях, за невыполнение которых можно получить дисквалификацию команды на соревнованиях. Сплоченность команды, а также доверительные отношения между ее участниками — важное условие для построения пирамид, партнерского взаимодействия и выполнения различных поддержек.

На сегодняшний день чирлидинг успешно внедряется в физическое воспитание детей дошкольного возраста. Данная музыкально-двигательная технология используется в дошкольных учреждениях в рамках физкультурных занятий и дополнительных кружков. Занятия по чирлидингу детей подрастающего поколения представляют собой совокупность элементов спортивных танцев и хореографии, выполняемых под ритмичное музыкальное сопровождение с использованием помпонов и различных кричалок.

Т. В. Калинина отмечает, что использование детского чирлидинга в образовательном процессе дошкольных учреждений способствует: всестороннему физическому развитию детей, формированию базы всевозможных двигательных действий, развитию координационных способностей, приобретению мотивации к занятиям физической культурой, а также развитию познавательных процессов и творческих способностей. [7, с. 246]

Ряд ученых рассматривают чирлидинг как новую здоровьеформирующую технологию в физическом воспитании детей дошкольного возраста, подчеркивая его возможности в формировании потребности занятий двигательной активностью и развитии эмоционально-волевой выносливости подрастающего поколения.

Н. С. Сологубова рассматривает чирлидинг как инновационную технологию физического воспитания дошкольников и отмечает высокую эффективность этого вида спорта в отношении нравственного и эстетического воспитания детей.

О социальной составляющей чирлидинга говорится в трудах С. О. Филипповой. Автор подчеркивает, что использование средств чирлидинга в физическом воспитании детей дошкольного возраста способствует формированию коммуникативных функций (навыков общения в коллективной деятельности), навыков деятельности в разновозрастной группе, социализации, положительных эмоций, а также формированию творчества через музыкальное движение.

Успешное формирование двигательных навыков и гармоничного физического развития, а также мощнейший воспитательный и социализирующий эффект использования чирлидинга в образовательном процессе дошкольников не мог не затронуть предметное поле адаптивного физического воспитания. Также на сегодняшний день нельзя не отметить появление нового для России самостоятельного вида спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья под названием — «пара чир», который ранее относился лишь к ответвлению чир-спорта. Пара чир имеет танцевальную и акробатическую направленность и существует лишь несколько лет, поэтому находится на этапе становления. [5, с. 38]

В. Н. Пташкина рассматривает пара чир как средство реабилитации умственно-отсталых подростков. Высокую эффективность снижения негативных реакций и повышение коммуникативных способностей после занятий чирлидингом у детей, имеющих в анамнезе неврозоподобный синдром, отмечают в своих работах А. В. Доронцева, Н. А. Зинчук и Н. В. Ермолина. К. А. Сорокина рассматривает чирлидинг как средство воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и подчеркивает заинтересованность занимающихся к данному виду спорта.

Занятия данным видом спорта способствуют:

– укреплению здоровья занимающихся, гармоничному физическому развитию, поскольку большинство средств подготовки базируется на упражнениях аэробного характера;

– всестороннему формированию физических качеств, поскольку выполнение соревновательных композиций требует высокого уровня сформированности силовых, скоростно-силовых качеств, общей выносливости, гибкости;

– целенаправленной координационной подготовке. Большинство упражнений чирлидинга — это согласованные двигательные действия, перекрестные движения, ритмичные и дифференцированные по своей структуре локомоции, объединенные в сложные хореографические перестроения. Более того, в рамках соревновательного упражнения сложно координационные движения согласуются с музыкальным ритмом, движениями партнера, произношением речевок;

– совершенствованию речевой функции, поскольку выполнение речевок требует хорошей дикции;

– гармоничному личностному развитию спортсмена, его социализации, поскольку командный вид деятельности формирует положительные черты характера, умение уважать мнение другого, работать в коллективе, сообща решать задачи.

Публичность соревновательной деятельности формирует у спортсменов правильную и полноценную социальную позицию, уверенность в своих силах, понимание многогранности окружающего мира. Немалый вклад в этом отношении играет и привлекательный внешний вид, который формируется в процессе занятий чирлидингом. [2, с. 8]

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что чирлидинг — это широкое спортивно-зрелищное направление, средства которого отличаются, в первую очередь, высокой координационной направленностью, эмоциональностью показательных выступлений, социализирующей способностью, одновременным задействием двигательного и речевого центра с использованием помпонов, выполнением движений под музыкальное сопровождение на основе композиций различных хореографических направлений, а также элементах гимнастики и акробатики.

Литература:

  1. Исследования спроса на занятия чирлидингом и требования к костюмам для соревнований / Е. О. Уткина, К. В. Белоусова, А. В. Лабазова [и др.] // Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. — С. 318–322.
  2. Паныч, Р. Б. Развитие чирлидинга: история и проблемы / Р. Б. Паныч, С. С. Петровский, Д. А. Огурцов // Вести научных достижений. Спорт и право. — 2020. — № 1. — С. 6–10.
  3. Содержание соревновательных программ групповых дисциплин в чирлидинге / М. М. Соловьев, Р. Г. Тихонов, М. В. Купреев, Е. С. Бокулева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2020. — № 12(190). — С. 231–234.
  4. Сорокина, К. А. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование (раздел чирлидинг) / К. А. Сорокина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 3–1. — С. 91–93.
  5. Структура пирамид в групповых дисциплинах чирлидинга / К. О. Борисова, М. М. Соловьев, Р. Г. Тихонов, А. А. Зиновьев // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2021. — № 7(197). — С. 37–40.
  6. Федосеева, А. Д. Спортивная подготовка по чир спорту в дисциплинах чирлидинга / А. Д. Федосеева // Вопросы педагогики. — 2021. — № 6–2. — С. 194–198.
  7. Чикватадзе, А. А. Чирлидинг в развитии волевых качеств юных спортсменов / А. А. Чикватадзе // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. — 2020. — Т. 2. — С. 244–249.
Основные термины (генерируются автоматически): вид спорта, дошкольный возраст, физическое воспитание детей, гармоничное физическое развитие, использование помпонов, Россия, средство направления, физическая подготовка, хореографическая подготовка, элемент гимнастики.


Ключевые слова

физическая подготовка, младший школьный возраст, организационно-педагогические условия, чирлидинг, развитие педагогики, хореографическая подготовка

Похожие статьи

Внедрение фитнес-технологий в учебный процесс младших школьников

В статье рассматривается проблема ухудшения здоровья и снижения адаптационных возможностей организма младших школьников. Рассматриваются пути повышения эффективности физического воспитания младших школьников, главным образом за счет применения на уро...

Общая физическая подготовка спортсменов группы начальной подготовки по джиу-джитсу

В настоящее время, в России происходит активное развитие физической культуры и спорта, а также внедрение новых спортивных дисциплин. К данным дисциплинам относится так же джиу-джитсу. Существует большое количество школ, которые занимаются развитием д...

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста

В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...

Использование спортивных игр в процессе физической подготовки курсантов вузов ФСИН России

В настоящий период времени имеющаяся система физического воспитания курсантов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее — ФСИН РФ) имеет необходимость в неких совершенствованиях, для того чтобы улучшить физическое состояние ...

Методика занятий стретчингом с женщинами первого периода зрелого возраста

Статья рассматривает стретчинг как одно из ведущих направлений оздоровительной физкультуры; исследуется воздействие стретчинга на организм женщины в плане оздоровления, повышения гибкости суставов и позвоночника. Исследуется организационный и содержа...

Современные фитнес-программы в организации профессионально-прикладной физической подготовки студентов

Авторами статьи рассматривается характер управленческой деятельности и рациональное применение фитнес — программ в целях профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Проанализировано влияние кроссфита на функциональную систему организм...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка

Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реализации военной составляющей в ходе преподавания дисцип...

Влияние физической подготовки на профессиональное становление специалиста торгового флота

В данной статье рассматриваются особенности физических и психических требований, предъявляемых к специалистам торгового флота, а также влияние физической подготовки на профессиональное становление инженера морского транспорта. В статье проанализирова...

Особенности использования средств и методов тренировки прыгунов в длину с разбега на всех этапах подготовки в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации

Данная статья посвящена новому взгляду на обучение данному виду легкой атлетики, с использованием средств и методов тренировки для разностороннего развития физических качеств воспитанников общеобразовательных организаций Министерства обороны Российск...

Адаптивная физическая культура в вузах России

В данной статье автор исследует концепцию адаптивной физической культуры (АФК) и ее роль в контексте индивидуальной адаптации и улучшения физического состояния людей с различными ограничениями и особенностями. В нынешних условиях учебного процесса в ...

Похожие статьи

Внедрение фитнес-технологий в учебный процесс младших школьников

В статье рассматривается проблема ухудшения здоровья и снижения адаптационных возможностей организма младших школьников. Рассматриваются пути повышения эффективности физического воспитания младших школьников, главным образом за счет применения на уро...

Общая физическая подготовка спортсменов группы начальной подготовки по джиу-джитсу

В настоящее время, в России происходит активное развитие физической культуры и спорта, а также внедрение новых спортивных дисциплин. К данным дисциплинам относится так же джиу-джитсу. Существует большое количество школ, которые занимаются развитием д...

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста

В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...

Использование спортивных игр в процессе физической подготовки курсантов вузов ФСИН России

В настоящий период времени имеющаяся система физического воспитания курсантов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее — ФСИН РФ) имеет необходимость в неких совершенствованиях, для того чтобы улучшить физическое состояние ...

Методика занятий стретчингом с женщинами первого периода зрелого возраста

Статья рассматривает стретчинг как одно из ведущих направлений оздоровительной физкультуры; исследуется воздействие стретчинга на организм женщины в плане оздоровления, повышения гибкости суставов и позвоночника. Исследуется организационный и содержа...

Современные фитнес-программы в организации профессионально-прикладной физической подготовки студентов

Авторами статьи рассматривается характер управленческой деятельности и рациональное применение фитнес — программ в целях профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Проанализировано влияние кроссфита на функциональную систему организм...

Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка

Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реализации военной составляющей в ходе преподавания дисцип...

Влияние физической подготовки на профессиональное становление специалиста торгового флота

В данной статье рассматриваются особенности физических и психических требований, предъявляемых к специалистам торгового флота, а также влияние физической подготовки на профессиональное становление инженера морского транспорта. В статье проанализирова...

Особенности использования средств и методов тренировки прыгунов в длину с разбега на всех этапах подготовки в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации

Данная статья посвящена новому взгляду на обучение данному виду легкой атлетики, с использованием средств и методов тренировки для разностороннего развития физических качеств воспитанников общеобразовательных организаций Министерства обороны Российск...

Адаптивная физическая культура в вузах России

В данной статье автор исследует концепцию адаптивной физической культуры (АФК) и ее роль в контексте индивидуальной адаптации и улучшения физического состояния людей с различными ограничениями и особенностями. В нынешних условиях учебного процесса в ...

Задать вопрос