Особенности развития физических качеств чирлидеров в условиях вуза
Автор: Галкина Татьяна Николаевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, январь 2018)
Дата публикации: 04.01.2018
Статья просмотрена: 2192 раза
Библиографическое описание:
Галкина, Т. Н. Особенности развития физических качеств чирлидеров в условиях вуза / Т. Н. Галкина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13588/ (дата обращения: 16.12.2024).
Рассматриваются основные физические качества, необходимые для повышения уровня выступлений команды чирлидинга. Приводятся основные методы воспитания таких физических качеств, как выносливость, силовая подготовка, прыгучесть, координация, гибкость, ритмичность и слаженность выполнения групповых комбинаций.
Ключевые слова: чирлидинг, физические качества, гибкость, тренировка.
Во всех видах спорта всесторонняя подготовка спортсменов является важнейшим условием достижения высоких спортивных результатов. В настоящее время с бурным развитием танцевальных видов спорта на первый план выходит важность серьезной хореографической подготовки. Чирлидинг признан как вид спорта совсем недавно, однако растущая популярность в мире способствует его широкому распространению и в России.
Пять лет назад в нашем университете была создана учебно-тренировочная группа по чирлидингу, в которой занимаются студентки 1–4 курсов [1]. Первоначально была организована группа с танцевальным репертуаром, которая выступала на спортивных мероприятиях и соревнованиях только в своем университете. Но, благодаря неугомонному желанию тренера и девушек, и зародилась первая спортивная команда чирлидеров в МИЭТе. Для команды важна эмоциональная реакция зрителей, а для успешного выступления необходимо показать четкость и синхронность выполнения движений, в том числе и сложные шпагаты, поддержки, прыжки, пируэты и элементы акробатики. Привлечь внимание помогают яркие костюмы, блестящие помпоны и речевки, однако недостаточный уровень физической подготовки может испортить впечатление о команде.
Основной формой проведения занятий по чирлидингу в МИЭТе являются тренировки, которые проходят во внеучебное время. В чирлидинге сочетаются танцевальные элементы (прыжки, вращения, равновесия и др.) и акробатические (поддержки, стойки, перевороты, пирамиды и др.), поэтому к методике проведения тренировок предъявляются особые требования. Заниматься чирлидингом пришли девушки с разной физической подготовленностью, но большинство из них не понимали, что это серьезный спорт. Для достижения успеха недостаточно просто танцевать и улыбаться. Не имея высокого уровня развития физической подготовленности, выносливости, гибкости, координационных способностей каждой участницы команды, а также без слаженности выполнения групповых комбинаций, невозможно добиться значительных результатов. Все эти качества развиваются за счет общефизической подготовки, целенаправленной физической подготовки и специальной физической подготовки [2] с постепенным увеличением тренировочной нагрузки в течение учебного года.
В рамках специальной физической подготовки на тренировках проводятся упражнения, эффективно развивающие определенные физические качества, специфичные для чирлидинга, с применением элементов хореографической и технической подготовки, а именно: выносливость, силовая подготовка, прыгучесть, координация, гибкость, ритмичность и слаженность выполнения групповых комбинаций. Следует отметить, что в занятиях чирлидингом трудно провести точную грань между технической и хореографической подготовкой в силу специфики этого танцевального вида спорта. Эффективность двигательных действий обусловлена точностью воспроизведения их пространственных, временных и силовых характеристик, что достигается за счет постоянного совершенствования перечисленных качеств.
Тренировка выносливости и силовая подготовка способствуют развитию у чирлидеров сильных мышц спины, плечевого пояса, рук и пресса, что в результате приводит к возможности демонстрировать и удерживать правильные и красивые линии тела в статике и динамике в выполняемых элементах. Выносливость (скоростная, силовая, координационная и т. п.) нарабатывается за счет развития анаэробных возможностей организма, что достигается путем выполнения упражнений, включающих функционирование большой группы мышц и позволяющих выполнять нагрузку с предельной и околопредельной интенсивностью [3]. Интенсивная работа всех мышц тела и значительное время, проведенное под нагрузкой в упражнениях, использующих вес тела, позволяет улучшить силовую подготовку чирлидеров. Особое внимание здесь уделяется тренировке мышц ног и спины, что обеспечивает сильный, красивый, динамичный танец, мощную базу и опору в поддержках и пирамидах, а также является основой для развития прыгучести.
Прыгучесть — это способность к максимальной концентрации мышечных и волевых усилий в минимальный отрезок времени при преодолении вертикального и горизонтального расстояния [4]. В чирлидинге прыжки являются одним из базовых элементов, поэтому наша команда нарабатывает прыгучесть участниц с помощью упражнений на развитие высокой скорости сокращения мышц ног, туловища и верхнего плечевого пояса, при достаточном уровне силы и координации.
В развитии координационных навыков решающую роль играет мышечная и внутримышечная координация. Известно [5], что экономичность движений связана с уменьшением количества вовлеченных в работу двигательных единиц за счет их строгого дозирования. Следовательно, качество двигательной деятельности в значительной мере определяется уровнем развития точности как одной из ведущих двигательных характеристик. Так, на тренировках по чирлидингу оттачивается выполнение каждого элемента за счет отработки точности воспроизведения их пространственных, временных и силовых характеристик.
Специфика спортивной специализации чирлидинга предъявляет особые требования к развитию гибкости. Гибкость как физическое качество зависит, в первую очередь, от особенностей связочного аппарата — толстые связки и суставная сумка сильно ограничивают подвижность сочленяющихся сегментов тела. Кроме этого на гибкость влияют эластичность мышц, степень активности растягиваемых мышц, разминка, массаж, температура тела и окружающей среды, время суток, возраст, уровень силовой подготовленности, исходное положение тела и т. д. Амплитуду движений сокращает ограниченная способность человека координировать расслабление растягиваемых мышц с одновременным напряжением мышц, производящих движение. Совершенствование гибкости достигается за счет регулярного выполнения упражнений на сгибание-разгибание, махов, наклонов, поворотов, вращательных и круговых движений с максимальной амплитудой (упражнения на растягивание мышц и связок) [6]. При выполнении таких упражнений важно растянуть соединительную ткань мышц-антагонистов, чтобы они стали упругими и податливыми. В работе над гибкостью на наших тренировках применяются активные (динамические), пассивные и статические упражнения, а также их сочетания:
– активные — махи, рывки, наклоны, вращательные и пружинистые движения — выполняются без предметов либо с предметами;
– пассивные — движения, выполняемые с помощью отягощения, партнера, на тренажерах, либо с использованием собственной силы;
– статические — движения с сохранением неподвижного положения с предельной амплитудой в течение некоторого времени.
Практика показывает, что силовые качества развиваются легче, чем гибкость, поэтому тренировке активной подвижности уделяется особое внимание, а улучшение пассивной гибкости рассматривается как вспомогательное средство.
Наиболее часто для развития гибкости чирлидеров нашей команды применяется повторный метод, позволяющий чередовать серии упражнений на растягивание с интервалами отдыха и восстановления работоспособности. При этом в структуре занятия упражнения на гибкость занимают ключевое место: в разминке после упражнений на разогревание как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению объемной или высокоинтенсивной тренировочной программы; в основной части занятия как средство развития гибкости и повышения эластичности мышц и связок; в заключительной части занятия как средство восстановления после высоких нагрузок и профилактики травм опорно-двигательного аппарата, а также снятия болей и предотвращения судорог, как это рекомендовано в [7].
Ритмичность в чирлидинге выражается последовательным напряжением и расслаблением мышц, т. е. закономерным чередованием усилий разной величины, что проявляется исполнением конкретных элементов в соответствии с музыкальным сопровождением. Любое упражнение в чирлидинге имеет определенный темп и динамику. Чем выше темп, тем больше требуется усилий, поэтому необходимо равномерно распределить силы по длительности всего упражнения. На тренировках чирлидеры стремятся выработать навык оптимального сочетания темпа и динамики, достигая максимальной амплитуды и свободы движений, что приводит к повышению качества исполнения всех танцевальных и акробатических элементов.
Для отработки слаженности выполнения групповых комбинаций команда чирлидеров стремится не только к синхронности исполнения движений с одинаковой амплитудой с соблюдением одинаковых пространственно-временных характеристик, но и старается определить главный момент приложения усилий в каждом элементе (акцент), тогда остальные движения легко выполняются как связующие действия. Слаженности движений способствуют также чувство единства коллектива, строгая дисциплина и командная работа. В чирлидинге важно желание быть в команде, уважать друг друга, ставить интересы коллектива выше своих собственных.
Особенностью вузовской команды является тот факт, что состав участниц изменяется год от года — поступают новые первокурсницы, старшекурсницы заканчивают обучение и уходят из коллектива. Изменения в расписании учебных занятий также влияют на возможность регулярного посещения тренировок, что создает препятствия для отработки синхронности и слаженности движений.
Несмотря на упомянутые особенности, упорные тренировки и отработка перечисленных физических качеств позволили команде чирлидеров МИЭТа перейти на новый уровень. В настоящее время команда выступает по программе чир-фристайл-группа, чир-данс-шоу, не только на внутривузовских мероприятиях, но и на московских соревнованиях и международных студенческих фестивалях.
Подводя итоги, можно заключить, что работа над выносливостью, силовая подготовка, воспитание прыгучести, координации, гибкости, ритмичности и слаженности выполнения групповых комбинаций позволяет чирлидерам более совершенно управлять своим телом во время выполнения упражнений, что существенно повышает качество выполняемых элементов и повышает зрелищность выступления.
Литература:
1. Галкина Т. Н., Борисова Н. Ю., Румянцева Е. Л. Черлидинг — современное направление занятий по физической культуре в вузе // Педагогика высшей школы. Международный научный журнал. — Казань: ООО «Издательство Молодой ученый». — № 1 (7) / 2017. — С. 23–25.
2. Гребенникова Л. И. Содержание специализированной подготовки команд чирлидеров в условиях вуза. // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. — № 1(21). — 2013. — С. 150–152.
3. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б. А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
4. Назаренко Л. Д. Прыгучесть как двигательно-координационное качество // Журнал «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка». — Выпуск 3. — 2000. — С. 28–32.
5. О’Лири Пэт. Выживают сильнейшие. Физическая подготовка в практике боевых искусств и единоборств. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
6. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. — М.: Советский спорт, 2008. — С. 319.
7. Чикуров В. И. Гибкость // Физическая культура и спорт. — М., 2008. — № 6. — С.9.
Похожие статьи
Совершенствование технической подготовки квалифицированных пауэрлифтеров
В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...
Кроссфит как средство физической подготовки курсантов летных вузов
Кроссфит, как средство физической подготовки курсантов летных вузов, нацелен на всестороннее развитие физической подготовленности, которая направлена на повышение силовых, скоростно-силовых качеств, а также функциональной подготовленности у курсантов...
Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде
В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...
Психологическая подготовка и стрессоустойчивость в профессиональном спорте
В статье рассматривается психологическая подготовка и стрессоустойчивость в профессиональном спорте. Изучается отрицательное влияние стресса на деятельность, которую совершает спортсмен во время соревнований. Дается определение понятию «спорт», опред...
Повышение уровня специальной выносливости на вольных упражнениях у гимнасток высокой квалификации
В статье рассматриваются вопросы совершенствования исполнительского мастерства гимнасток на вольных упражнениях на основе повышения уровня специальной выносливости и уровня владения базовыми навыками общего назначения и навыками высшего порядка: навы...
Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов
В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.
Повышение специальной выносливости у учащихся на секционных занятиях по легкой атлетике
Данная статья рассматривает методы повышения специальной выносливости у учащихся через секционные занятия по легкой атлетике. Предлагается программа тренировок, которая поможет развить у детей не только физическую выносливость, но и упорство, целеуст...
Возрастные особенности двигательных качеств юных единоборцев (на примере тхэквондистов)
В настоящей статье определены состояние развития скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, а также ловкости, выносливости и гибкости юных тхэквондостов 10–13 лет на этапе начальной подготовки.
Актуальные проблемы спортивной борьбы как составляющий компонент тренировок спортсменов смешанных видов единоборств
В приведенной работе освещены некоторые проблемы подготовки (тренировки, учебно-тренировочного процесса) спортсменов на примере подготовки борцов. В частности, изучена проблематика развития выносливости у спортсменов и затронуто эвристическое програм...
Особенности сформированности личностных особенностей студентов, занимающихся различными спортивными играми
В статье рассматриваются отличительные особенности свойств и черт личности студентов-спортсменов, занимающихся различными игровыми видами спорта. Материалы статьи могут быть использованы тренерами по игровым видам спорта для эффективной организации с...
Похожие статьи
Совершенствование технической подготовки квалифицированных пауэрлифтеров
В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...
Кроссфит как средство физической подготовки курсантов летных вузов
Кроссфит, как средство физической подготовки курсантов летных вузов, нацелен на всестороннее развитие физической подготовленности, которая направлена на повышение силовых, скоростно-силовых качеств, а также функциональной подготовленности у курсантов...
Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде
В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...
Психологическая подготовка и стрессоустойчивость в профессиональном спорте
В статье рассматривается психологическая подготовка и стрессоустойчивость в профессиональном спорте. Изучается отрицательное влияние стресса на деятельность, которую совершает спортсмен во время соревнований. Дается определение понятию «спорт», опред...
Повышение уровня специальной выносливости на вольных упражнениях у гимнасток высокой квалификации
В статье рассматриваются вопросы совершенствования исполнительского мастерства гимнасток на вольных упражнениях на основе повышения уровня специальной выносливости и уровня владения базовыми навыками общего назначения и навыками высшего порядка: навы...
Влияние фитнес-аэробики на совершенствование координационных способностей студентов
В статье рассматривается проблема совершенствования координационных способностей человека в более зрелом возрасте. Проанализировано влияние фитнес-аэробики на развитие координации у студентов в процессе практических занятий по физической культуре.
Повышение специальной выносливости у учащихся на секционных занятиях по легкой атлетике
Данная статья рассматривает методы повышения специальной выносливости у учащихся через секционные занятия по легкой атлетике. Предлагается программа тренировок, которая поможет развить у детей не только физическую выносливость, но и упорство, целеуст...
Возрастные особенности двигательных качеств юных единоборцев (на примере тхэквондистов)
В настоящей статье определены состояние развития скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, а также ловкости, выносливости и гибкости юных тхэквондостов 10–13 лет на этапе начальной подготовки.
Актуальные проблемы спортивной борьбы как составляющий компонент тренировок спортсменов смешанных видов единоборств
В приведенной работе освещены некоторые проблемы подготовки (тренировки, учебно-тренировочного процесса) спортсменов на примере подготовки борцов. В частности, изучена проблематика развития выносливости у спортсменов и затронуто эвристическое програм...
Особенности сформированности личностных особенностей студентов, занимающихся различными спортивными играми
В статье рассматриваются отличительные особенности свойств и черт личности студентов-спортсменов, занимающихся различными игровыми видами спорта. Материалы статьи могут быть использованы тренерами по игровым видам спорта для эффективной организации с...