В научной статье изучаются ключевые вопросы занятий спортом для студентов, которые относятся к специальной медицинской группе, и которые в связи со своими психологическими или физическими особенностями не способны проводить тренировки вместе с обычными студентами. Также здесь изучаются методики и средства, с помощью которых у студентов повышается эффект от занятий спортом, а также нанесения им меньшего вреда здоровью и его укреплению. Важность данной темы, в первую очередь, обуславливается именно тем, что ключевой задачей во время всего обучения студента является именно поддержание его физического и психологического состояния, сохранения и укрепления его здоровья, ведь именно данный фактор способствует активному развитию студента, что в дальнейшем скажется на его жизни и карьере.
Ключевые слова: студенты, специальная группа, здоровье, спорт, физические нагрузки, заболевания, занятия.
The scientific article examines the key issues of sports for students who belong to a special medical group, and who, due to their psychological or physical characteristics, are not able to train with ordinary students. Also, methods and means are being studied here, with the help of which students increase the effect of playing sports, as well as causing them less harm to health and strengthening it. The importance of this topic, first of all, is determined precisely by the fact that the key task during the entire student's education is precisely the maintenance of his physical and psychological state, the preservation and strengthening of his health, because it is this factor that contributes to the active development of the student, which will further affect his life and career.
Keywords: students, special group, health, sports, physical activity, diseases, classes.
На современном этапе развития общества вопрос психологического и физического развития студентов выступает как важнейший аспект будущего страны, поскольку именно на школьников и студентов ложится ответственность за ее состояние. Однако студенты могут отличаться между собой моральными, физическими и иными качествами. Даже в процессе обучения студенты сильно меняются в различную сторону, в связи с чем необходимо развивать у них интерес к физической культуре еще на первых порах обучения.
Множество современных студентов не занимаются спортом или вовсе мало передвигаются, в связи с чем у них появляются различные заболевания позвоночника, сердечно-сосудистые, кишечные и множество других. Для того, чтобы противостоять физической и психологической деградации студентов, на кафедре физического воспитания проводятся занятия спортом для них. Это помогает поддерживать их физическую форму, противостоит возникновению многих заболеваний.
Однако, как уже отмечалось выше, студенты зачастую различаются между собой какими-либо признаками. Но есть и студенты, которые не могут заниматься по программе остальных студентов по причине их ограниченных возможностей. Для таких лиц необходима поддержка и понимание, так как от их самооценки зачастую зависит их желание развиваться и совершенствоваться. Занятия спортом позволяют им ощутить эти чувства, посредством чего даже такие студенты могут достигать различных успехов как в спорте, так и в учебе. Однако для большинства студентов инвалидность является значительной проблемой для достижения успехов в спорте, да и просто в занятии им [1, c. 75].
Современная система здравоохранения, в своем большинстве, несет собой цель именно лечение уже возникших болезней. Однако для предотвращения возникновения этих болезней необходима именно «пропаганда» здорового образа жизни. В отдельных регионах нашей страны достаточно плохая экологическая ситуация, что также может сказаться на его физическом состоянии. В таких условиях необходимо создание активных программ, которые несут собой цель предотвращения недостаточного культурного уровня и физического воспитания [2, c. 190].
Важно отметить тот факт, что ежегодно число студентов специальной медицинской группы постепенно увеличивается. Так, в Национальном исследовательском университете за последние 4 года выявили следующие данные (отношения студентов со специальной медицинской группы и обычных студентов 1 курса):
— в 2020 году было 21,61 %;
— в 2021 году было 22, 14 %
— в 2022году было 23,54 % от общего числа поступивших [4, c. 29].
Причинами этого фактора могут выступать различные болезни. Зачастую из-за сидячего образа жизни у студентов возникают различные искривления в позвоночнике, чаще всего сколиоз. Из-за этого у них происходит преждевременное старение всего организма, ведь это сказывается и на всех его органах в частности. Кроме этого, на их физическое и психологическое состояние сильное влияние оказывают различные стрессы, которые студенты испытывают в процессе обучения практически ежедневно. Для студентов специальной медицинской группы такие стрессы сказываются еще сильнее.
В связи с этим важно отметить необходимость занятий спортом для студентов со специальной медицинской группой. Для этого необходимо подбирать для них специальные программы и упражнения для того, чтобы укреплять их здоровье, а не портить. Здесь необходимо учитывать совокупность физических и психологических факторов, в зависимости от их состояния.
В литературе выработаны некоторые подходы, в соответствии с которыми и нужно заниматься спортом с данной группой студентов. Среди них базово-вариативный подход является ключевым. Так, любое занятие длится 60–70 минут, где 35 % времени студенты занимаются по учебному плану, а 65 % времени они занимаются с преподавателем.
Стоит отметить, что для каждого студента могут подбираться особенные методы и программы, в зависимости от особенностей его здоровья. В процессе таких занятий повышается их сила и выносливость. Занятия с ними проводятся без тяжелых физических нагрузках, чтобы не перегрузить позвоночник. Обычно эти упражнения выполняются на специальном тренажере, где спинка наклонена, либо лежа на скамье.
Важно отметить, что самыми эффективными упражнениями для студентов со специальной медицинской группой являются упражнения с собственным весом. Такие упражнения сильно укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают физические данные, и повышают их способность трудиться.
Так как в нашей стране многие учебные заведения попросту не могут по различным причинам сформировать группы для занятий спортом для студентов, учитывая все их психологические и физические особенности, на наш взгляд, важно найти наиболее эффективные и результативные программы по физической культуре, которые отвечают состоянию здоровья студента и его физической подготовке. В процессе исследования многие специалисты берут за основу показатели до эксперимента и после него, чтобы выявить отрицательную или положительную динамику, в связи с чем уже и делается вывод о том, эффективна ли данная методика или нет.
Так, если студенты со специальной медицинской группой регулярно занимаются спортом, то как в процессе занятий, так и в состоянии покоя у них наблюдается улучшение в деятельности сердечно-сосудистой системы. Так, значительно повышается эффект от занятий с тренажерами. Именно занятия с тренажерами позволяют таким студентам повысить уровень своего физического и спортивного состояния [3, 58 c].
Таким образом, можно сделать умозаключение, что для студентов специальной группы необходимо применять тренажеры в процессе занятий, ведь это значительно повышает состояние их здоровья. Важно применять индивидуализированный подход к каждому студенту, и исходя из его состояния уже применять к нему определенные программы и методики занятий.
Литература:
- Борисова, Н. Ю. Особенности занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы / Н. Ю. Борисова, Т. Н. Галкина, Я. Е. Якимова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 248–251.
- Дудрова, Е. В. Научное обоснование совершенствования организации лечебно-профилактической помощи студентам с болезнями органов дыхания в вузах: автореф / Е. В. Дудрова. — М., 2010. — 26 с
- Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура: пособие по ЛФК / В. А. Епифанов. — М.: Просвещение, 2011. — 139 с.
- Михайлова, С. В. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы / С. В. Михайлова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — № 7. — С. 12.