В статье дается теоретическое обоснование возможности развития двигательных качеств у учащихся 12–13 лет с помощью средств и методов спортивных игр, реализуемых на уроках физической культуры. Автор предлагает комплекс специальных упражнений интегрального характера из баскетбола и волейбола, способствующих развитию двигательных качеств детей.
Ключевые слова:спортивные игры, двигательные качества, баскетбол, волейбол, интегральные упражнения, метод сопряженного воздействия, игровой метод.
Возможность научиться рациональным двигательным действиям зависит от приобретения знаний о сути, правилах и условиях их выполнения, но превращение знаний в действие может произойти лишь на основе его практического осуществления [1].
При овладении техникой какого-либо двигательного действия, вначале возникает умение его выполнить, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык. Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, то есть способами управления со стороны сознания человека [1;4]. Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: овладения необходимыми знаниями о технике действия, наличие двигательного опыта, достаточного уровня физической подготовленности, при творческом мышлении в процессе построения новой формы движений [4].
Обычно двигательное действие выполняется вначале с повышенным напряжением и лишними движениями, вынужденными задержками между входящими в него операциями, скованно и замедленно. Это обусловлено неотлаженностью операций и отсутствием прочных связей между ними [3], необходимостью детально контролировать движения и концентрировать внимание на всех основных моментах действия.
«Двигательное умение — это такой уровень владения двигательным действием, который отличается необходимостью подробного сознательного контроля за действием всех основных опорных точек, невысокой быстротой, нестабильностью, итогов, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и малой прочностью запоминания» [4]. Двигательные умения имеют большое дидактическое значение. Их формирование требует от ребёнка активного участия в обучении, приучает анализировать сущность поставленных задач, условия исполнения, управлять собственной умственной, перцептивной и двигательной деятельностью.
В современных условиях требования к качеству подготовки специалистов по физической культуре возрастают [2;5;6], в том числе требования к эффективному обучению детей и молодежи новым двигательным действиям. Поэтому проблема совершенствования двигательных качеств и умений не только актуальна для подрастающего поколения, которое воспитано на компьютерных играм, социальных сетях, но и для сфере подготовки педагогов по физической культуре (ФК).
Актуальность проблемы нашего исследования определяется той огромной ролью, как важно формирование двигательных умений и двигательных качеств, одним из оптимальных средств которых являются спортивные игры.
Проблема исследования: поиск новых подходов, средств, методов формирования двигательных умений и качеств у детей 12–13 лет в условиях урока ФК.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физической культуре.
Предмет исследования: средства и методы формирования двигательных умений.
Цель исследования: теоретически обосновать использование средств и методов спортивных игр для формирования двигательных умений.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические аспекты формирования двигательных навыков и качеств.
2. Изучить уровень сформированности двигательных качеств учащихся среднего звена.
3. Разработать и внедрить комплекс средств и методов спортивных игр для формирования двигательный умений и двигательных качеств учащихся среднего звена.
Гипотеза исследования: предполагается, что комплексное сочетание средств и методов спортивных игр (в урочных и неурочных формах физического воспитания) будут способствовать эффективному формированию двигательных умений, навыков и качеств учащихся 12–13 лет.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования определяется разработкой теоретических основ организации учебно-воспитательного процесса, ориентированных на формирование двигательных умений и качеств с помощью спортивных игр.
Методы исследования: анализ научно — методической литературы, методы опроса (анкетирование, беседа), констатирующий этап педагогического эксперимента, методы математической статистики.
База исследования: экспериментальная работа осуществлялась в период педагогической практики в МОУ СОШ № 8, г. Ишима. В исследовании приняли участие учащиеся 12–13 лет в количестве 15 человек.
Исследование проходило в несколько этапов: первым, из которых является изучение и обобщение исторической и психолого-педагогической литературы по вопросам выбранной нами темы курсовой работы, так же на первом этапе в ходе констатирующего эксперимента проходило диагностирование двигательных умений школьников (апрель-май 2014 года).
Вторым этапом исследования стала разработка и теоретическое обоснование специальной системы средств и методов спортивных игр, направленных на развитие двигательных умений и качеств учащихся 12–13 лет (сентябрь 2014 г.).
Третий этап был наполнен обработкой результатов констатирующего эксперимента, формулировкой предварительных выводов планированием формирующего эксперимента (октябрь-декабрь 2014 г.).
В течение первой-второй учебных четвертей для учащиеся на уроках физической культуры разработана программа, направленная на овладение основами техники баскетбола, легкой атлетики и выполнение контрольных нормативов. При этом, основной упор на формировании прикладных умений и основных физических двигательных качеств был сделан на средства баскетбола.
Основные задачи: укрепление здоровья, улучшение физического развития, привитие интереса к физкультурным занятиям, приобретение разносторонней подготовленности на основе занятий баскетболом, легкой атлетикой с применением средств баскетбола, футбола.
Для первичной оценки уровня подготовленности учащихся нами была проведена батарея тестов, включавшую тесты — прыжок в длину с места, бег 30 м, комплексный тест на ловкость, подъем туловища и подтягивания. Анализируя результаты тестов, можно отметить достаточно большую разницу, это говорит о разном уровне физической подготовленности испытуемых. Сравнивая показатели испытуемых с программными нормативами, можно заключить, что у испытуемых средний уровень развития двигательных умений, и не соответствуют требованиям программы по ФК в школе.
Также можно сказать, что наиболее низкий уровень наблюдается у юношей в подтягивании, у них в среднем составляет 4,5, а по нормативам ГТО должны приблизительно 7 раз. Только у одного учащегося наблюдается выполнение норматива. Отметим тот факт, отметить, что в некоторых показателях результаты преобладают у девочек, что для данного возраста вполне объективно, т. к. девочки начинают опережать мальчиков в физическом развитии (таблица).
Таблица 1
Исходные показатели уровня развития двигательных качеств учащихся 12–13 лет
|
Список испытуемых |
пол |
Подъем туловища (дев.) / Подтягивание (мальчики), кол-во раз |
Прыжок в длину с места, см (ю/д) |
Бег 30 м, с. (ю/д) |
Тест на ловкость, (бег, лазание, перелазание, метание мяча), с (ю/д) |
||||
1. |
А. В. |
ж |
|
19 |
|
165 |
|
4,6 |
|
14,2 |
2. |
Б.Д. |
м |
5 |
|
156 |
|
5,0 |
|
18 |
|
3. |
Б. И. |
ж |
|
16 |
|
145 |
|
5,3 |
|
19,2 |
4. |
В. В. |
ж |
|
17 |
|
164 |
|
4,0 |
|
13,2 |
5. |
Г. А. |
м |
3 |
|
130 |
|
4,0 |
|
14,2 |
|
6. |
Г. К. |
ж |
|
16 |
|
123 |
|
5,2 |
|
17,4 |
7. |
К. В. |
м |
6 |
|
156 |
|
4,8 |
|
18.1 |
|
8. |
К. В. |
м |
5 |
|
145 |
|
5,0 |
|
17.6 |
|
9. |
М. Д. |
м |
4 |
|
139 |
|
4,5 |
|
15.5 |
|
10. |
М. А. |
ж |
|
17 |
|
167 |
|
3,9 |
|
12.8 |
11. |
М.К. |
ж |
|
15 |
|
156 |
|
4,7 |
|
14.6 |
12. |
О. В. |
м |
7 |
|
145 |
|
4,2 |
|
13.9 |
|
13. |
О.А. |
ж |
|
15 |
|
154 |
|
4,8 |
|
17.0 |
14. |
Ш.Т. |
ж |
|
18 |
|
160 |
|
3,8 |
|
13.0 |
15. |
Я.А. |
м |
2 |
|
134 |
|
4,3 |
|
16,7 |
|
|
Среднее |
±σ |
4,5±1,9 |
16,6±1,4 |
143,7±9,6 |
154,2±15,4 |
4,5±0,4 |
4,03±0,5 |
16,2±1,6 |
15,7±2,2 |
Полученные данные позволяют констатировать, что существуют резервы для повышения уровня развития двигательных умений и двигательных качеств у учащихся 12–13 лет на уроках физической культуры в школе. Так как игровой метод и спортивные игры является наиболее привлекательным видом деятельности детей данного возраста, то мы на основе этого можем предположить, что данные резервы заложены в оптимальном сочетании средств и методов спортивных игр.
Разработанная нами программа содержит такие средства и методы как: игры в баскетбол без ведения с ограничением времени владения мячом; отработка быстрого прорыва с ведением или передачами; баскетбольные эстафеты; подвижные игры «мяч капитану», «третий лишний (с ведением мяча)», «набор передач в передовой зоне», «выбор номеров с ведением мяча», «шишки, жёлуди, орехи (с перемещением приставными шагами)» и многие другие; баскетбол с партнером на плечах; баскетбол прыжками на одной ноге. Основными методами данной программы являются игровой, соревновательный, непрерывный, повторный. На наш взгляд данная программа может привести к существенному повышению двигательных возможностей учащихся.
По результатам проведенного исследования можем сделать следующие выводы:
1. В современной научно-методической литературе достаточно подробно описаны и обоснованы подходы к обучению и формированию двигательных навыков и двигательных качеств детей, в том числе 12–13 лет. Однако, в данной литературе не учтены особенности подрастающего поколения, воспитанного в условиях интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий, компьютерных технологий, автоматизации производства и т. п. аспектов развития современного общества. На сегодня ученик 12–13 лет отличается от такового 20–30-летней давности. Поэтому необходим перемсмотр программ, средств и методов физического воспитания детей, в том числе подходов к формированию двигательных умений и развития физических качеств.
2. Результаты тестирования уровня физической подготовленности детей 12–13 лет свидетельствуют о существующей тенденции в сфере ФК — несоответствии данных параметров требованиям программ по ФК в школе. Так, испытуемые не выполняют требования нормативов в подтягиваниях, прыжке в длину с места, в тесте на ловкость. Данные факты актуализируют проблему нашего исследования — поиск новых подходов к средствам и методам формированию двигательных умений, навыков и качеств.
3. Нами разработана программа развития двигательных умений, навыков и качеств для учащихся 12–13 лет, основанная на широком применении наиболее приемлемых для детей данного возраста методах (игровой, соревновательный, повторный) и с использованием средств спортивных игр (баскетбол, футбол). Эксперимент по реализации программы продолжается.
Литература:
1. Боген, М. М. Педагогический анализ техники ориентировочной части двигательного действия [Текст] / М. М. Боген. — Москва: Физкультура и спорт, 1991 — c. 114–158.
2. Ведерникова, Л. В. Роль программы развития системы педагогического образования вуза в повышении качества подготовки современного педагога [Текст] / Л. В. Ведерникова, А. Г. Поливаев // Современные подходы к повышению качества образования: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, отв. ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим, 2013. — С. 6–14.
3. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология [Текст]: Учеб. пособ. для студ. пед. ВУЗов / Ю. А. Ермолаев. — М.: Высшая школа, 1985. — С. 356–387.
4. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки [Текст] / Л. П. Матвеев — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 280 с.
5. Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 167–170.
6. Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 9. — С. 125–129.
7. Поливаев, А. Г. Экспериментальное обоснование модели спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе [Текст] / А. Г. Поливаев // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. — 2012. — № 5–3(5). — С.47–49.