Использование нейроигр в спортивных эстафетах и занятиях по физической культуре в ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 мая, печатный экземпляр отправим 14 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бубнис, С. С. Использование нейроигр в спортивных эстафетах и занятиях по физической культуре в ДОО / С. С. Бубнис, С. И. Коновалова, А. М. Губайдуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 9 (560). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/archive/560/123119/ (дата обращения: 27.04.2025).



В статье описывается опыт использования нейроигр в спортивных эстафетах и занятиях по физической культуре в ДОО. Авторы раскрывают возможности нейроигр для развития координационных навыков, улучшения концентрации и мотивации дошкольников к активной двигательной деятельности. Представлены примеры интеграции нейроигр в образовательную практику. Материалы статьи могут быть полезны педагогам и методистам при разработке современных программ физического воспитания в ДОО.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, дошкольный возраст, физическое развитие, нейроигры, спортивные эстафеты, занятия по физической культуре .

Использование нейроигр в практике работы с детьми является актуальным направлением дошкольной педагогики сегодня. Применение данного вида игр опирается на исследования в таких областях научного знания, как физиология, анатомия, нейропсихология и позволяет эффективно решать целый ряд проблем, которые возникают в процессе обучения и воспитания современных дошкольников.

А. М. Календжян, В. В. Синельникова отмечают, что нейроигры имеют ряд неоспоримых преимуществ: «игровая форма соответствует ведущей деятельности ребенка-дошкольника, многофункциональность использования, возможности формирования партнерского взаимодействия между взрослым и ребенком, а также развитие стойкой мотивации и когнитивных процессов» [1, с.15].

По определению И. З. Хафизовой, нейроигры (нейропсихологические игры) — «это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию работы мозга через выполнение физических движений» [2, с.119].

Современные подходы к организации занятий физической культурой в ДОО все чаще включают элементы нейроигр. Нейроигры направлены на развитие у детей не только физических качеств (ловкость, быстрота реакции, координация, выносливость), но и психических функций (внимания, памяти, воображения). Использование подобных игр на занятиях физической культуры и в спортивных эстафетах позволяет эффективно совмещать двигательную активность с интеллектуальным развитием дошкольников.

В практике своей работы в СП «Детский сад «Чудо-град» ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный м. р. Волжский Самарской области мы активно используем возможности нейроигр на занятиях по физической культуре. Наиболее удобным форматом нам представляется их применение как отдельных упражнений на разных этапах занятий физической культурой, так и как элемента эстафет, где удаётся задействовать командную работу и соревновательный азарт.

Частое включение нейроигр в разминку помогает разогреть мышцы у детей и настроить их на занятие, задействуя не только тело, но и ум. К примеру, в начале занятия по физической культуры проводится нейроигра «Цветные сигналы», где инструктор по физической культуре показывает детям карточку определённого цвета и даёт звуковой сигнал, а воспитанники должны выполнить заранее оговорённое движение. Так, если появляется красная карточка, они приседают, если синяя — подпрыгивают, если зелёная — делают шаг назад. В рамках разминки достаточно одной-двух минут для такой активности, чтобы дети включились в процесс, начали лучше концентрировать внимание и быстро реагировать на смену заданий. Аналогичные короткие нейроигры проводятся и в других вариациях: с простым ритмическим хлопком или постукиванием по коленям, где каждый вид хлопка означает новое движение.

В основной части занятия используются более сложные нейроигры, в которых сочетаются бег, прыжки, равновесие и логические задания. Например, популярный вариант — эстафеты с элементами зеркальных движений. Дети делятся на команды, каждая команда выстраивается в колонну. Первый участник бежит до определённой отметки, где его ждёт партнёр (или инструктор по физической культуре), показывающий короткую цепочку движений (подъём руки, поворот головы, касание противоположного колена и так далее). Задача ребёнка — воспроизвести эту цепочку в «зеркальном» варианте, то есть, если ему показывают движение правой рукой, он должен повторить то же движение левой, и только после точного выполнения возвращаться к команде, чтобы передать эстафету следующему участнику. Такая игра развивает у детей чувство координации, умение удерживать в памяти заданную последовательность действий и быстро переключаться с одной руки на другую. При этом сохраняется физическая активность, поскольку дети бегают, прыгают, приседают, а эмоциональный настрой остаётся высоким благодаря соревновательному духу.

Помимо «Зеркальных движений», в основной части занятий организуются так называемые «Дорожки памяти» или «Шаги памяти». В этом случае инструктор по физической культуре раскладывает на полу коврики (или бумажные круги) различных цветов по определённой схеме, которую дети должны запомнить. Например, им говорят, что надо пройти по дорожке в порядке: красный — синий — красный — жёлтый. Детям особенно интересно, если каждая дорожка разная для каждой команды или если в конце их ждёт «секретное» задание (собрать букву, назвать цифру). Ошибка в последовательности заставляет участника вернуться к началу. Здесь сочетается несколько компонентов нейропрактики: фиксация зрительной информации (запоминание цвета), удержание этой информации в памяти при движении и контроль координации, так как ребёнку нужно аккуратно ступать на нужные коврики, не сбиться и не нарушить порядок.

Нейроигры на координацию и баланс дополнительно развивают и ощущение собственного тела в пространстве. В эстафете «Баланс и счёт» дети по очереди проходят по гимнастической скамейке, стараясь удержать равновесие. При этом инструктор по физической культуре держит карточки с цифрами и задает простые вопросы: «Сколько будет 2+1? Какое число идёт после трёх?» и так далее. Чтобы ответить, детям нужно не только сконцентрироваться на вопросе, но и сохранить равновесие на узкой поверхности, что тренирует способность мозга к одновременному выполнению нескольких задач.

В заключительной части занятия нейроигры нередко применяются нами для плавного успокоения и снижения общего возбуждения. Здесь используются спокойные нейроигры с элементами воображения, простыми дыхательными практиками и небольшими умственными задачами. Например, в нейроигре «Замри» мы включаем негромкую музыку и просим детей замереть в определённой позе при смене ритма или цвета карточки. Плавные, «ленивые» движения с ритмичными остановками помогают детям расслабиться после активной фазы занятия, а одновременные сигналы (визуальные, звуковые) развивают их способность быстро реагировать и переключаться. В завершение занятия часто организуются небольшие «музыкальные заминки», где дети двигаются под медленную мелодию, а инструктор по физической культуре периодически называет слова или показывает жесты, на которые надо тихонько реагировать (присесть, коснуться носа, постучать по коленям).

Практический опыт показывает, что нейроигры можно органично применять в разных возрастных группах. С детьми младшего дошкольного возраста обычно используем самые простые задания: знакомство с цветами, короткий счёт (до трёх), простые движения (хлопнуть, присесть). Младшие дошкольники легко переключаются и быстро устают, поэтому с ними полезнее проводить частые, но совсем короткие нейроигры. В средней группе уже вводим небольшие последовательности движений из двух-трёх элементов и учим детей соблюдать порядок «цвет — движение». В старшей и подготовительной группах используем более комплексные нейроигры на равновесие, счёт, пространственную память, например, дети идут по узкой дорожке и одновременно отвечают на вопросы или повторяют ритм, заданный хлопками. Дети этого возраста способны удерживать в памяти более длинные последовательности из четырёх-пяти действий и стараются соблюдать их без ошибок.

Таким образом, как показывает практический опыт нейроигры в спортивных эстафетах и на занятиях по физической культуре в ДОО выполняют сразу несколько важных функций. Они сохраняют интерес к движению и активной деятельности, развивают внимание, память, способность к переключению, а также формируют навыки командного взаимодействия. При умелой организации каждая эстафета превращается в увлекательное приключение, где дети не только бегают и прыгают, но и с радостью решают небольшие «головоломки» на уровне их возраста. Регулярное включение нейроигр в образовательный процесс помогает заложить прочный фундамент для дальнейшего интеллектуального и физического развития дошкольников, формируя у них положительную мотивацию к занятиям спортом и любознательность в учебной деятельности.

Литература:

  1. Календжян А. М., Синельникова В. В. Нейропсихологические игры дошкольников // Достижения науки и образования. — 2023. — № 1(88). — С.15–17.
  2. Хафизова И. З. Нейропсихологические игры и упражнения в детском саду // Международный научный журнал «Инновационная наука». — 2022. — № 12–2. — С.118–120.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, ребенок, движение, нейроигра, эстафета, возможность нейроигр, занятие, инструктор, память, Самарская область.


Ключевые слова

физическое развитие, дошкольный возраст, дошкольная образовательная организация, нейроигры, спортивные эстафеты, занятия по физической культуре

Похожие статьи

Роль фитнес-технологий в физическом развитии детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры

Статья посвящена вопросу снижения интереса к занятиям физической культурой в школе и анализу причин роста заболеваемости младших школьников. Рассматриваются подходы к повышению эффективности уроков физической культуры на основе внедрения в процесс фи...

Спортивные игры в инклюзивном образовательном пространстве: потенциал и возможности

В статье представлена авторская разработка — методические материалы и рекомендации использования спортивных игр в инклюзивном образовательном пространстве, которые содержат в себе описание и ход применения в адаптивной физической культуре в учреждени...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО

В данной статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ. В статье решаются проблемы обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в правильной...

Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры

В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут сп...

Роль и значение секции дзюдо в физическом развитии детей дошкольного возраста

В статье рассматривается значение занятий по дзюдо для физического развития детей дошкольного возраста, а также возможности организации секции дзюдо в дошкольной образовательной организации. Отмечаются особенности воспитания интереса к дзюдо и формир...

Обоснование применения методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с элементами мини-футбола на уроках физической культуры

В статье рассматривается значимость и актуальность развития координационных способностей младших школьников 7–11 лет, приводится методика развития координационных способностей младших школьников средствами мини-футбола и обоснование применения в обра...

Развитие выносливости у детей 9–10 лет, занимающихся плаванием, в рамках дисциплины «Физическая культура»

Статья посвящена исследованию развития выносливости у детей 9–10 лет, занимающихся плаванием, в рамках дисциплины «Физическая культура». В работе рассматриваются теоретические основы выносливости и особенности плавания как средства ее развития. Описа...

Социализация детей в дошкольном учреждении через театрализованные игры и постановки

Статья посвящена практике социализации детей в дошкольном учреждении через театрализованные игры и постановки. Описаны методы, такие как постановки известных сказок и активные театрализованные игры, которые способствуют развитию у детей социальных на...

Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования обучающих игр и игровых технологий для развития речевой сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте. Проведенные исследования показали, что игры способствуют активизации речевог...

Особенности совершенствования двигательных умений и качеств у учащихся 12–13 лет на уроках физической культуры средствами спортивных игр

В статье дается теоретическое обоснование возможности развития двигательных качеств у учащихся 12–13 лет с помощью средств и методов спортивных игр, реализуемых на уроках физической культуры. Автор предлагает комплекс специальных упражнений интеграль...

Похожие статьи

Роль фитнес-технологий в физическом развитии детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры

Статья посвящена вопросу снижения интереса к занятиям физической культурой в школе и анализу причин роста заболеваемости младших школьников. Рассматриваются подходы к повышению эффективности уроков физической культуры на основе внедрения в процесс фи...

Спортивные игры в инклюзивном образовательном пространстве: потенциал и возможности

В статье представлена авторская разработка — методические материалы и рекомендации использования спортивных игр в инклюзивном образовательном пространстве, которые содержат в себе описание и ход применения в адаптивной физической культуре в учреждени...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО

В данной статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ. В статье решаются проблемы обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в правильной...

Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры

В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут сп...

Роль и значение секции дзюдо в физическом развитии детей дошкольного возраста

В статье рассматривается значение занятий по дзюдо для физического развития детей дошкольного возраста, а также возможности организации секции дзюдо в дошкольной образовательной организации. Отмечаются особенности воспитания интереса к дзюдо и формир...

Обоснование применения методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с элементами мини-футбола на уроках физической культуры

В статье рассматривается значимость и актуальность развития координационных способностей младших школьников 7–11 лет, приводится методика развития координационных способностей младших школьников средствами мини-футбола и обоснование применения в обра...

Развитие выносливости у детей 9–10 лет, занимающихся плаванием, в рамках дисциплины «Физическая культура»

Статья посвящена исследованию развития выносливости у детей 9–10 лет, занимающихся плаванием, в рамках дисциплины «Физическая культура». В работе рассматриваются теоретические основы выносливости и особенности плавания как средства ее развития. Описа...

Социализация детей в дошкольном учреждении через театрализованные игры и постановки

Статья посвящена практике социализации детей в дошкольном учреждении через театрализованные игры и постановки. Описаны методы, такие как постановки известных сказок и активные театрализованные игры, которые способствуют развитию у детей социальных на...

Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается эффективность использования обучающих игр и игровых технологий для развития речевой сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте. Проведенные исследования показали, что игры способствуют активизации речевог...

Особенности совершенствования двигательных умений и качеств у учащихся 12–13 лет на уроках физической культуры средствами спортивных игр

В статье дается теоретическое обоснование возможности развития двигательных качеств у учащихся 12–13 лет с помощью средств и методов спортивных игр, реализуемых на уроках физической культуры. Автор предлагает комплекс специальных упражнений интеграль...

Задать вопрос