Использование подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Авторы: Лагутина Светлана Алексеевна, Игольникова Анна Дмитриевна, Белянская Оксана Евгеньевна
Рубрика: Подвижные игры, физкультура, гимнастика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (22) май 2019 г.
Дата публикации: 29.04.2019
Статья просмотрена: 1750 раз
Библиографическое описание:
Лагутина, С. А. Использование подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста как средство реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / С. А. Лагутина, А. Д. Игольникова, О. Е. Белянская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 5 (22). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4164/ (дата обращения: 16.12.2024).
Подвижная игра — незаменимое средство развития ребёнка.
Аркин Е. А., врач-психолог, педагог
Одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья дошкольников. Актуальность данной задачи обусловлена прежде всего снижением здоровья детей дошкольного возраста и связана со стремительным развитием информационно-коммуникативных технологии и снижением двигательной активности дошкольников.
Удовлетворение естественной биологической потребности организма в движении является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Врач и педагог В. В. Гориневский доказал, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.
Л. Д. Глазырина отмечала важность регулирования двигательной активности в дошкольном возрасте при подготовке детей к школе. Автор на основе наблюдений за учениками начальной школы доказала взаимосвязь между развитием двигательной активности и уровнем успеваемости учеников.
В каждом ребенке заложена огромная врожденная потребность в движении и двигательная энергия, считал Е. П. Ильин.
Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Е. А. Покровский подчеркивал роль игры, которая реализует потребность в движении ребенка естественным путем.
Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Используя в работе с детьми подвижные игры, педагоги решают множество задач воспитания и развития дошкольников. С помощью подвижных игр ребенок наиболее естественно удовлетворяет потребность в движении. Подвижная игра оказывает разностороннее влияние на развитие его физических, моральных, личностных качеств, позволяет ребенку приобретать разнообразный жизненный опыт.
Подвижная игра — это источник радости, положительных эмоций, верный спутник ребенка в мире детства.
Чтобы добиться положительных результатов в данном направлении, необходимо реализовать следующие задачи:
− заботиться о физическом и психологическом благополучии детей, довести до сознания детей, что двигательная активность является одним из источников крепкого здоровья;
− формировать у детей стремление к самопознанию, самоконтролю, потребность в регулярных занятиях физической культурой;
− развивать основные физические, нравственные, личностные качества, самостоятельность, дружелюбие;
− вызывать у детей стремление к выражению своих возможностей.
В воспитательно-образовательном процессе целесообразно использовать различные виды подвижных игр с правилами: сюжетные («Волк во рву», «Бездомный заяц»), бессюжетные («Ловишки», «Салки»), игровые упражнения («Через ручеек», «Канатоходец»), игры-забавы. Кроме того, необходимо учитывать виды движений: игры малой подвижности, игры с бегом, игры с прыжками, игры на ловкость и с мячом, игры на равновесие, игры с лазанием и ползанием. Все игры необходимо использовать с постепенным усложнением, учитывая возраст детей. Часть игр целесообразно использовать на улице, часть — в помещении.
Подвижные игры целесообразно использовать как при проведении ООД, часов двигательной активности, прогулок, так и в свободной деятельности детей.
При проведении ООД игра используется как часть занятия. Можно провести 3–4 игры в конце занятия, чередуя их по нагрузке: игра малой подвижности, игра средней или большой подвижности, затем игра малой подвижности. Так же можно проводить ООД, построенную на одних лишь подвижных играх.
При проведении прогулок руководство подвижной игрой должен осуществлять воспитатель группы, закрепляя ранее изученные игры.
В свободной двигательной деятельности подвижные игры должны иметь ситуативный, стихийный характер. Дети обычно выбирают игры уже знакомые им и полюбившиеся. В этом случае им отводится ведущая роль в выборе и осуществлении подвижной игры. В старшей группе воспитатель может помогать детям в выборе игры, ведущих при затруднении, в подготовительной группе дети действуют самостоятельно.
При проведении подвижных игр необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от степени двигательной активности. При работе с детьми, имеющими высокую интенсивность двигательной активности, для которых характерны невнимательность, расторможенность, пониженная координация движений, необходимо добиваться более точного выполнения движений, правил. Малоактивных, застенчивых, пассивных детей важно заинтересовать, постепенно привлечь к активности, больше поощрять, предлагать ведущую роль в игре и т. д.
Для того, чтобы закрепить изученные ранее игры целесообразно проведение различных спортивных развлечений и праздников. Например, «Веселые старты», «Раз, два, три, четыре, пять выходи со мной играть», «Игры со Смешариками» и др.
Для закрепления у детей умения самостоятельно организовывать подвижные игры и развития самостоятельности, целесообразно использование метода проведения совместных игр детей старшего и младшего дошкольного возраста. Кроме задач физического воспитания такие игры решают и задачи нравственного и трудового воспитания, позволяют малышам легче пройти период социально-психологической адаптации, а старшим детям позволяют развить чувство уверенности в себе, ответственности, самостоятельности, инициативность, трудолюбия, расширяют кругозор и жизненный опыт. При проведении таких игр ведущая роль должна принадлежать старшим детям — они объясняют малышам правила игры, следят за ее ходом, подводят итоги. Игры в таком случае необходимо использовать в упрощенном варианте для осуществления доступности и соответствия возрастным особенностям детей младшей группы.
Важную роль имеет развивающая среда. Необходим подбор инвентаря, используемого для проведения подвижных игр: обручи, шнуры, кубики, кегли, мячи различного диаметра, скакалки и др. Изготовление различных пособий, используемых при проведении подвижных игр: цветные флажки, султанчики, платочки, плоскостные и объемные ориентиры, маски и шапочки животных и птиц, эмблемы команд, грамоты для награждения и др. Оформление картотек подвижных игр, считалок для заучивания детьми наизусть и т. д.
В работе важно взаимодействие с родителями. Формы работы могут быть различными. Целесообразно провести анкетирование на тему «Игры, в которые мы играем». Так же целесообразны индивидуальные беседы с родителями, например, «Что такое двигательная активность», «Подвижные игры для больших и маленьких», консультации, например, «Использование подвижных игр в развитии вашего ребенка». Так же можно использовать различные печатные информационные материалы, мастер-классы, фотовыставки, проведение совместных спортивных мероприятий и т. д.
Кроме того, необходимо взаимодействие и с педагогами: проведение консультаций, рекомендаций, мастер-классов, выступления на заседаниях Педагогического совета по данной теме и т. д.
Подвижные игры создают условия для хорошего настроения детей, вызывают у них радость, желание двигаться, регулярно заниматься физической культурой. В тоже время чередование игр с учетом нагрузки дает возможность не допускать переутомления детей.
Таким образом, использование подвижных игр решает задачи федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Варьирование методов и форм в работе с детьми, распределение нагрузок, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка положительно влияют на развитие его двигательной активности, формируют качества и навыки для его всестороннего развития и успеха в дальнейшей жизни.
Литература:
- Гуськова А. А. Подвижные и речевые игры детей 5–7 лет. Учитель, 2014.-188 с.
- Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья. М., ТЦ Сфера, 2007.
- Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. М., ТЦ Сфера, 2004.
- Муллаева Н. Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. СПб.: Детство — Пресс, 2005.
- Орел В. И., Гаджанова С. Н. Оздоровительная работа в ДОУ. СПб.: Детство — Пресс, 2006.
- Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М., Мозаика-Синтез, 2002.-255 с.
- Силантьева С. В. Игры и упражнения для свободной двигательной деятельности детей дошкольного возраста. СПб.: Детство — Пресс, 2013.-203 с.
- Чеменева А. А., Ушакова-Славолюбова О. А. Коммуникативно-ориентированная среда физкультурного образования дошкольника. СПб.: Детство — Пресс, 2013.-175с.