В период дошкольного детства у человека закладываются основы соматического и психологического здоровья, физической и двигательной подготовленности. Необходимо отметить, что хорошее здоровье, приобретённое в дошкольном возрасте, становится фундаментом общего развития человека в течение всей жизни. Ни в какой другой временной отрезок жизни физическое развитие не связано так тесно с воспитанием, как первые шесть лет. [5, 9 с.] Одним из важнейших средств в решении основных задач физического воспитания и развития можно назвать использование подвижных игр в повседневной жизни ребёнка. Как сказал Василий Александрович Сухомлинский «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». [2, 4 с.] Особое место в ряду разнообразных игр занимают народные подвижные игры. Их преимущество состоит в том, что они доступны для людей разных возрастов, отличаются большим разнообразием и являются неотъемлемой частью культуры любого народа. Народные игры позволяют включаться в единое действие и детям, и взрослым, формируя таким образом, взаимоотношения между ними. Народные подвижные игры хороши ещё и тем, что не только способствуют развитию физических качеств, но и влияют на становление ума, характера, воли, формируют нравственные чувства, создают определенный духовный настрой и эмоционально-положительную базу для развития патриотических чувств. Кроме того, игры содержат в себе много юмора, шуток и соревновательного задора. Наличие последнего предоставляет возможность использовать народные подвижные игры как средство для подготовки дошкольников к спортивным играм.
Разберём на конкретных примерах влияние народных подвижных игр на развитие детей дошкольного возраста.
Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению уточнению представлений об окружающем мире. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Это подтверждают и названия игр. Например, такие игры, как «Бояре», «Царь Горох», «Стрельба из лука», «Стадо», «Жмурки». Они дают представление о жизненном укладе, обрядовых праздниках, о том, что когда-то их предки участвовали в битвах и военных походах, занимались скотоводством, обрабатывали землю.
Народные игры содержат много познавательного материала, оказывающего влияние на расширение сенсорной сферы ребенка, развитию мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, быструю и правильную реакцию, потому что только скорость действий дает благоприятный результат, что прослеживается в таких играх как «Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др. [3, 37 с.]
Правила народной игры оказывают воспитательное воздействие, они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они создают такие условия, в рамках которых ребенок вынужден проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, ловкости и сообразительности, умения ориентироваться в пространстве, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости.
В процессе участия в народных играх ребенок развивается физически, что объясняется характерной особенностью русских народных игр — движения в содержании игры: бег, прыжки, приседания, броски, ловля и передача мяча и т. п. [2, 64 с.] Эти двигательные действия следуют из сюжета игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры. Например, в лапте самого ловкого и хорошо ловящего мяч игрока, ставят в поле возле линии, а самый меткий становится капитаном команды и получает дополнительный удар.
Широта воспитательного воздействия народных подвижных игр предъявляет и определенные методические требования к их проведению. Наиболее общими из них являются:
– соответствие игр образу жизни людей в целом, их психическому складу, уровню культуры, традициям;
– соответствие сложности сюжета и содержания игры уровню развития, знаний, умений и навыков, физической подготовке дошкольников и их возрасту;
– соответствие игры задачам воспитания, образования и развития детей в образовательном учреждении и условиям, отвечающим успешному осуществлению педагогического процесса. [3, 49 с.]
Применение народных игр открывает перед педагогами большие возможности в решении задач развития физических качеств, ловкости, быстроты и выполнении разнообразных двигательных задач.
В своей работе мы активно используем народные подвижные игры различные по содержанию, тематике и организации. Подбирая игру, прежде всего мы отталкиваемся от программы нашего детского сада, так как программные требования являются основными критериями. В основном мы используем игры нашего региона. Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект. Обязательно учитываем погодные и территориальные условия. Так, например, игры с бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль стараемся проводить на большой территории, вне помещения. Регламентируем выбор игры и её место в режиме дня. Игры большой подвижности целесообразны на первой прогулке, особенно если ей предшествовала деятельность со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела. На второй прогулке можно проводить разные по двигательной характеристике игры, но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые. Подвижную игру проводим со всей группой детей и повторяем при необходимости 3–5 раз. При организации уже известных детям игр, мы стараемся предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать о правилах и содержании игры. При разучивании новой подвижной игры необходимо четкое объяснение ее содержания (отдельные элементы можно показать и даже проиграть). После объяснения мы сразу переходим к практике, чтобы по ходу игры уточнить то, что недостаточно хорошо поняли или запомнили дети. В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка действий детей и их поведение в игровой деятельности. К обсуждению результатов игры правильнее всего привлекать детей, чтобы формировать у них умение оценивать свое поведение и поступки товарищей. Такой прием будет способствовать более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий. [1, 539 с.] На прогулке проводим подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности, чтобы дети не уставали от только активных или только пассивных игр.
Большое место проведению народных подвижных игр отводим на музыкальных и физкультурных занятиях, при проведении тематических недель, народных праздниках: «Масленица», «Золотая осень», «Рождество» и многих других, которые проводятся в нетрадиционной форме. На данных праздниках родители являются активными участниками народных игр. «Солнце и месяц», «Горелки», «Непоседа воробей», «Чучело», «Третий лишний» и другие игры позволяют детям совместно с родителями погрузиться в мир далекого прошлого и познакомится с традициями родного края. Очень важно создать интерес к новой игре, тем самым придать целенаправленность игровым действиям. Для этого используем разнообразные приемы: внесение национальной атрибутики, решение проблемных ситуаций. После чего переходим к краткому, понятному, эмоционально окрашенному объяснению игры: даем название, замысел, краткое содержание, выделяем и подчеркиваем правила, напоминаем необходимые движения, распределяем роли, при необходимости раздаем атрибуты, размещаем играющих на площадке и начинаем игровые действия с последующим руководством. По мере накопления детьми двигательного опыта игры усложняются, становятся более интересными и увлекательными. Это прослеживается в активном использовании народных игр в самостоятельной двигательной деятельности детей. Популярность таких русских народных игр, как «Лапта», «Городки», «Салки», «Чижик», «Кашевары», «Народный мяч», «Невод», «Охотники и утки», «Бабки», «Перетягивание каната», «Кошки-мышки», «Горелки», должна использоваться в качестве средства привлечения дошкольников к регулярным занятиям физической культурой, способствовать сохранению культурного наследия русского народа.
Таким образом, результаты нашей работы позволяют говорить что народные подвижные игры актуальны и интересны в настоящее время. Они в разных формах физкультурно-оздоровительной работы помогают эффективно решать образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи, направленные на формирование разносторонне развитой личности, укрепляют здоровье, способствуют правильному физическому развитию; помогают овладеть жизненно необходимыми двигательными навыками, развивать физические качества.
Литература:
- Гарбуз, Г. Е. Физическое развитие детей дошкольного возраста в летний период // Молодой ученый. — 2017. — № 13. — С. 537–540. — URL https://moluch.ru/archive/147/41187/ (дата обращения: 25.09.2018).
- Кенеман, А.В., Осокина Т. И. Детские народные подвижные игры / А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. — М.: Просвещение, 1995. — 224 с.
- Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателя детского сада / М. Ф. Литвинова; под ред. Л. В. Руссковой. — М.: Просвещение, 1986. — 79 с.
- Пугачева, Н. В. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста / Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова, Н. Н. Потапова. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 168 с.
- Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э. Я. Степаненкова. — М.: Издательский центр Академия, 2001. — 368 с.