Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре посредством народных игр
Автор: Богданова Елена Юрьевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 08.08.2020
Статья просмотрена: 57 раз
Библиографическое описание:
Богданова, Е. Ю. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре посредством народных игр / Е. Ю. Богданова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 16-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5471/ (дата обращения: 16.11.2024).
Актуальность. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Культурное наследие народа — это огромные богатства, которым каждому ребенку надо научиться умело распоряжаться, сохранять и преумножать его. А детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, — это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни гражданственности. От того, что открылось ребенку в окружающем мире в годы детства, что его изумило и восхитило, что возмутило и заставило плакать — не от личной обиды, а от переживания за судьбы других людей, — от этого зависит, каким гражданином будет наш воспитанник» [7, 191].
Патриотизм — это чувство гордости за свою большую и малую Родину, за свой народ, традиции и свои корни. Самая главная цель патриотического воспитания — воспитать свободную личность, гражданина, патриота своей страны, уважающего традиции своих предков.
Средства патриотического воспитания дошкольников: детская игра, проектно-поисковая деятельность взрослыми с детьми, художественно- литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания, народная игра.
Воспитать патриотизм в ребенке невозможно без приобщения его к родной культуре. Знакомить с традициями русского народа необходимо не только через художественно-литературное творчество, но и через деятельность. Дошкольник- деятель. Опыт проживания, как делать, необходимо в образовательном процессе — в игре, в празднике.
В народной игре реализуются «три линии духовного развития личности:
– развитие своеобразия основных сил, творческого начала в ребенке;
– развитие исконного раздвоения добра и зла и связанное с этим развитие начала свободы;
– развитие связи с социальной средой» [8].
В народных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве. В. М. Григорьев отмечал, что «правила игры учат нравственным принципам — честности, ответственности, верности слову» [1].
В игре, у дошкольников, происходит пробуждение нравственного чувства, осуществляется внутренняя духовная работа, позволяющая в дальнейшем стать развитой личностью. Дети стремятся быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, а также справедливыми, честными.
Исходя из этого, нами была поставлена цель: формирование нравственно-патриотического чувства у детей старшего дошкольного возраста посредством изучения народных игр.
Задачи.
- Создать систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на занятиях по физической культуре через знакомство с русскими народными подвижными играми.
- Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс формирования нравственно-волевых качеств у дошкольников через совместные физкультурные мероприятия.
- Определить результаты воспитательно-образовательной и оздоровительной работы по нравственно-патриотическому воспитанию, сформулировать выводы об эффективности проведенных мероприятий.
Воспитательно-образовательную работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста мы распределили на 2 блока.
1 блок. Знакомство и разучивание народных игр к календарным, народным праздникам.
Разученные игры помогли познакомить в игровой форме с самобытностью русского народа, его обычаями, своеобразием русского языка, сформировать интерес к народной культуре, ее традициям.
Народные игры воспитывали культуру общения друг с другом, помогали быть внимательными друг к другу, позволяли преодолеть нерешительность некоторых детей.
2 блок. Знакомство и разучивание народных игр — состязаний.
Игры помогли укрепить коллектив дошкольников, сформировать качества, необходимые защитнику Родины.
Народные игры выбирались по следующим правилам:
– выбранные игры соответствовали возрасту детей;
– сюжет был интересен и доступен детям;
– учитывалось общее эмоциональное состояние детей;
– всегда готовилось место для проведения игры.
При разучивании новой игры, продумывалось условие, в котором будет проводиться игра и форма проведения физкультурного занятия (на свежем воздухе или в спортивном зале). Знакомство с новой игрой начиналось с рассказа о происхождении игры, разбора ее содержания, подбора атрибутов, текст разучивался во время движений в процессе игры.
Главная задача состояла в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Чтобы дети могли сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т. е. дети приобретали важные качества, необходимые в будущей повседневной жизни.
К осеннему обрядовому празднику «Посиделки на Покров» были разучены народные игры: «Летели две птички», «Ручеек» с целью научить детей умению налаживать контакт с представителями своего или противоположного пола, умению выявить лучшие качества в товарище. А игры «Облупа» и «Арина» научили с помощью кожных осязаний узнавать своего товарища.
На «Рождественские Посиделки» дети разучили народные игры: «Баба-Яга», «Два Мороза», «Салки», «Пузырь», «Приходила Коляда», направленные на развитие силовых качеств, на снятие эмоционального напряжения.
К календарно-обрядовому празднику «Масленица» дети выучили хороводные игры «Карусель» и «Блин золотой», подвижные народные «Заря-заряница», «Ловишка» с ролью козлика, «Воробьи, вороны». Дети получили большой заряд бодрости.
К Весенним обрядовым праздникам «Вербное воскресенье» и «Пасха» разучили игры: «Верба-вербочка», «Веснянка», «Птички и весна», «Гуси-лебеди», «Пасха», «Жмурки». К Троице, «Празднику березки», хороводные игры: «Венок», «Заинька», «Колечко». Эти игры развивали навыки социального поведения.
Дети познакомились с играми-забавами, их значением для народного обрядового праздника, разучили считалки, скороговорки, заклички к праздникам.
В состязаниях «Бег в мешках», «Перетяжка», «Гуси», «Петушиный бой», «Взятие снежной крепости» развивали скоростно-силовые качества и воспитывали смелость, организованность, чувство соперничества и взаимопомощи.
Разученные игры использовались в различных эстафетах, при проведении праздников, досугов, вечеров развлечений. Совместно с воспитателями были разработаны сценарии праздников с использованием народных игр и игр- состязаний: «Посиделки на Покров», «Рождественские посиделки», «Широкая масленица», «Праздник березки», «Ярмарка народных игр».
Активными участниками воспитательно-образовательного процесса были и родители детей. Они принимали участие в совместных праздниках «Посиделки на Покров», «Рождественские посиделки», «Мама, папа и я- спортивная семья». На родительских собраниях, вместе с детьми, играли в народные и дворовые игры. Для взрослых, в родительских уголках, вывешивалось описание народных игр, которые разучили дети на занятиях физической культурой, для совместных игр.
Важным в работе стало создание игротеки. В ней были собраны народные игры к определенным обрядовым праздникам, игры-состязания. С собранными в игротеке играми знакомились и дети, и сотрудники детского сада, и родители. Был собран разнообразный речевой материал, включающий считалки, дразнилки, изготовлены атрибуты к народным играм, для совместных игр в выходные дни.
Мы пришли к выводу, что народные игры являются эффективным средством нравственного воспитания. Игры помогли нам преодолеть нерешительность и застенчивость некоторых детей в коллективе, воспитать культуру общения детей между собой, основанную на добрых чувствах, доверии, справедливости и взаимной выручки.
В сочетании с другими средствами и видами деятельности, народные игры способствовали формированию активной личности дошкольника, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство.
Календарно-тематическое планирование народных игр, игр-состязаний
Календарно-обрядовый праздник |
Дата |
Блок |
Содержание |
Задачи |
1. «Покров» |
Сентябрь III неделя Пятница |
1 |
Подвижные народные игры «Летели две птички» «Ручеек» «Облупа» «Арина» |
Научить детей умению налаживать контакт с товарищем, умению выявить лучшие качества в товарище. Научить с помощью кожных осязаний узнавать своего товарища. |
IVнеделя пятница |
2 |
Считалки Скороговорки Игры-состязания «Петушиный бой» «Перетяжка» «Гуси» «Бег в мешках» |
Развитие силовых качеств, снятие эмоционального напряжения. |
|
2. «Рождество» |
Декабрь IIIнеделя пятница |
1 |
Подвижные народные игры «Баба-Яга» «Два Мороза» «Салки» «Пузырь» «Приходила Коляда» |
Знакомство с традициями праздника |
IVнеделя пятница |
2 |
Игры-состязания Старинные стишки колядки «Коляда» «Взятие снежного городка» |
Развитие силовых качеств, снятие эмоционального напряжения. |
|
3. «Масленица» |
Февраль III неделя пятница |
1 |
Хороводные игры «В каравай» «Блин золотой» «Солнышко-ведрышко» Народные подвижные игры «Гуси-лебеди» «Жмурки» «Гори, гори ясно» «Салки с мячом» |
Знакомство с традициями праздника и его главными атрибутами. |
IVнеделя пятница |
2 |
Считалки Скороговорки Игры-состязания «Петушиный бой» Перетягивание каната «Бег в мешках» «Взятие снежной крепости» «Снежный лабиринт» Снежная горка |
Развитие силовых качеств, снятие эмоционального напряжения. |
|
4. «Вербное воскресенье» |
март IVнеделя пятница |
1 |
Хороводные игры «Верба-вербонька» «Заря-зареница» «Веснянка» |
Знакомство с традициями праздника |
Подвижные народные игры «Гуси-лебеди» «Птички и весна» |
Развитие координации движений |
|||
5. «Пасха» |
Апрель I неделя пятница |
1 |
Хороводные игры «Карусель» «Солнышко-ведрышко» Народные подвижные игры «Гуси-лебеди» «Жмурки» |
Знакомство с традициями праздника и его главными атрибутами. |
2 |
Считалки Скороговорки Игры-состязания «Петушиный бой» Перетягивание каната «Гуси» «Бег в мешках» |
Развитие силовых качеств, снятие эмоционального напряжения. |
||
6. «Праздник березки» |
Май IV неделя пятница |
1 |
Хороводные игры «Венок» «Заинька» «Колечко» (для девочек) «Нос» (для мальчиков) |
Знакомство с традициями праздника. Воспитание моральных качеств: доброта, взаимопомощь, дружба. |
Литература:
- Григорьев В. М. Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности. -М.: Просвещение, 1998. -66 с.
- Детские народные подвижные игры / Под ред. Осокиной Т. И., Кенеман А. В.- М.: Просвещение, 1995. -224с.
- Козак О. Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. — СПб.: Союз, 1999. — 336 с.
- Косарева В. Н. Народная культура и традиции. — Волгоград: Учитель, 2014. -166 с.
- Лапшина Г. А. Календарные и народные праздники в детском саду. Весна. — Волгоград: Учитель, 2003. -111 с.
- Лапшина Г. А. Календарные и народные праздники в детском саду. Осень. Зима. -Волгоград: Учитель, 2003. -84 с.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Киев: «Радянская школа», 1972. -С.191
- 1829619720.pptx