Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 07.10.2023

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Кузьмина, Ю. И. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / Ю. И. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106493/ (дата обращения: 26.12.2024).



Патриотическое воспитание в системе современного дошкольного образования — это целенаправленное содействие педагога и родителей формированию ценностного отношения личности воспитанника ДОУ к своей стране, ее историческому прошлому и героическому настоящему, к своей малой Родине, семье, друзьям и близким, готовности и способности защищать и транслировать эти ценности не протяжении всего жизненного пути. В. В. Зеньковский в работе «О национальном воспитании» отмечает: «Никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа: мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить свое развитие» [3, с. 30].

В аспекте педагогических исследований последнего времени, патриотическое воспитание принято рассматривать в контексте целостного процесса социализации личности ребенка. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова определяют патриотическое воспитание, как, в первую очередь, «взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим» [2, с. 6].

Традиционно социализацию принято определять, «усвоение человеком самостоятельно и посредством целенаправленного воздействия (воспитания) определенной системы ценностей, социальных норм и образцов поведения, необходимых для становления личности, обретения ею социального положения (статуса) в данном обществе» [1, с. 48].

Социализацию также принято рассматривать в содержательном (приобщение к социальным нормам, становление социальных качеств и т. д.) и процессуальном аспектах (активность личности в процессе социального самоопределения и самореализации).

Следуя концепции социального педагога А. В. Мудрика, процесс социализации детей старшего дошкольного возраста определяют четыре группы факторов. Первая группа — мегафакторы (космос, планета, мир, Интернет) составляют макросоциум ребенка. Для ребенка старшего дошкольного возраста, ключевым в этом списке является «Интернет»: именно виртуальная реальность часто становится первым источником представлений об окружающем мире, основой формирования начальной системы ценностей, поэтому родителям необходимо отслеживать количество и качество информации, получаемой ребенком из виртуального пространства, по-возможности, используя приемы совместного просмотра мультипликационных и документальных фильмов, взаимодействия в процессе игровой деятельности и т. д.

Следует отметить, что проводя много времени за компьютером и различного рода гаджетами, ребенок мало двигается, общение через сеть заменяет непосредственный живой контакт со сверстниками и взрослыми, как следствие возникают проблемы со здоровьем, быстрая утомляемость, сложность в плане коммуникаций в реальной жизни. Именно Интернет-зависимость, по мнению большинства исследователей, создает угрозу здоровью детей, оказывает негативное влияние на процесс их активной социализации и самореализации в окружающем мире.

Этнос, общество, государство составляют вторую группу факторов, влияющих на социализацию старших дошкольников, и относятся группе макрофакторов социализации. Воспитанники ДОУ в процессе социальных взаимоотношений внутри образовательного учреждения общаются с представителями разных национальностей, что содействует формированию толерантности, они усваивают стандарты поведения, принятые в обществе, государство определяет общую политику в сфере образования дошкольников и т. д. Именно государство становится институтом, оказывающим значимое влияние на процесс социализации.

К третьей группе факторов относятся социальные нормы и ценности, характерные для территориального образования (города, поселка, деревни), в котором ребенок находится с самого раннего детства (метафакторы). Например, услышав названия «Золотые Ворота», «Успенский собор», «Дмитриевский собор», несложно догадаться, что речь идет о древнем Владимире. Образ Владимира для общекультурного сознания традиционно ассоциируется с историей возникновения и распада Владимиро-Суздальской Руси, величием произведений белокаменного зодчества, именами великих князей: Владимира Мономаха, Андрея Боголюбского, трагедией татаро-монгольского нашествия, но, одновременно, для каждого существует свой Владимир — это улица, на которой родился и вырос человек, двор, где он гулял и играл с друзьями и этот список может быть бесконечным. Здесь значительную роль играют наличие удобной детской площадке во дворе, небольшого стадиона, позволяющего заниматься любимыми видами спорта, общей атмосферы благоустройства и комфорта. Умение выстраивать доброжелательные отношения с соседями, бережно относиться к труду тех, кто делает наш город чище и лучше — также являются неотъемлемыми элементами социализации старших дошкольников.

И, наконец, к четвертой группе (микрофакторам) относятся семья, ближайшее окружение, сверстники, общественные организации. Просыпаясь, ребенок видит свою семью, в детском саду встречает воспитателей и одногруппников, вечером и в выходные дни посещает различные организации дополнительного образования — и каждый раз ему необходимо выстраивать новые модели поведения, способствующие адаптации к социальной реальности, ориентируясь на собственные ценности, составляющие единство внутреннего «Я».

Опыт педагогической деятельности показал, что старший дошкольный возраст — время, когда процесс становления ценностных ориентаций — основы нравственного портрета личности — отличается максимальной интенсивностью, как следствие, рассматриваемый период справедливо считается наиболее продуктивным периодом для направленного духовно-нравственного развития ребенка. Старшие дошкольники необыкновенно любознательны, внимательны ко всем проявлениям окружающего мира, пытаются логически осмыслить его связи и закономерности в процессе активного познания. Именно познавательная деятельность становится основой формирования личностного отношения к социально значимым явлениям реальной действительности.

На основе представленной концепции была разработана программа «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Программа включает пять тематических блоков:

1) «География родного края» — формирование пространственного мышления, представления о географических особенностях родного края;

2) «История родного края» — формирование представления о культурно-исторических особенностях родного края;

3) «Природа нашего края» — формирование представления о растительном мире родного края;

4) «Мир животных нашего края» — формирование представления о мире животных родного края;

5) «Люди и профессии родного города» — формирование представления о социально-экономической обстановке в родном городе, профессиях жителей и основных видах хозяйственной деятельности.

Каждый из блоков предполагает использование дидактических игр как ведущего средства патриотического воспитания старших дошкольников. Наряду с игровыми технологиями свою эффективность доказали такие средства и формы работы с детьми, как экскурсия, проектная деятельность, использование мультимедийных презентаций. Однако наибольший интерес среди детей вызвали именно дидактические игры, возможно, потому что игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте является ведущей.

В процессе реализации настоящей программы использовались такие виды дидактических игр, как:

— предметные («Географическая матрешка», «Герб моего города», «Веселая рыбалка»);

— настольно-печатные («Собери целое из частей», «С какого дерева листок?», «Цветочное лото», «Помоги Незнайке посадить огород», пазлы «Крылья, перья и хвосты»);

— словесные («Небоскребы прошлого», «Незнайка в заколдованном городе», «Кто где живет?», «Предприятия нашего города»);

— игры-викторины («Угадай животное»);

— игры-путешествия («Путешествие Незнайки»);

— квесты («Мир профессий и организаций нашего города») и т. д.

Все дидактические игры ориентированы на развитие познавательной активности старших дошкольников, их стремления больше узнать о родном городе. Дети с удовольствием выполняли задания, принимали участия в мероприятиях, расспрашивали родителей об истории семьи, города, края.

Наибольшую популярность получили игры, в которых присутствует максимальная наглядность материала. Словесные дидактические игры еще вызывают у старших дошкольников некоторые затруднения: сказываются недостаточность лексического запаса, слабая выразительность речи, фрагментарность синтаксических конструкций. Напротив, игры, ориентированные на визуальное восприятие, эффективнее воздействуют на мотивацию детей, их познавательное развитие.

Таким образом, патриотическое воспитание в старшем дошкольном возрасте является неотъемлемым элементом целостного процесса социализации личности, источником формирования значимых ценностных ориентаций. Основой становления личностного отношения к социально значимым явлениям реальной действительности является познавательная деятельность старших дошкольников, первые представления детей о своей стране, родном крае, городе. Одним из эффективных средств познания в рассматриваемый возрастной период становится дидактическая игра, соответствующая ведущему типу деятельности старших дошкольников.

Литература:

  1. Волохов А. Б. Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации / А. Б. Волохов, М. И. Рожков. — М.: ВЛАДОС, 1991. — 258 с.
  2. Зеленова Н.Г, Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа. М.: Скрипторий, 2022–96 с.
  3. Зеньковский В. В. О национальном воспитании / В. В. Зеньковский // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 10. — С. 30–35.
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, старший дошкольный возраст, патриотическое воспитание, ребенок, формирование представления, игра, окружающий мир, родной город, игровая деятельность, личностное отношение.


Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности посредством поддержки детской инициативы

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности

Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре посредством народных игр

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности посредством поддержки детской инициативы

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности

Нравственное воспитание у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре посредством народных игр

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Задать вопрос