В статье приводится научно-обоснованная технология использования национальных, подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: игра, двигательная деятельность, организация, занятие, структура, классификация, оздоровление, физическая нагрузка
Игровая форма организации занятий создает благоприятные условия для овладения элементами игр, в том числе спортивных (футбол, волейбол, мини-футбол, настольный теннис, бадминтон, гандбол, баскетбол) и придает смысл двигательной деятельности дошкольника, развивает инициативу, самостоятельность, создает условия для неоднократного выполнения движений.
Развитие движений дошкольников начинается с обогащения его двигательного опыта, поэтому занятия строятся на использовании различных видов и способов действий с мячом, ракеткой, обручем и их сочетаний. [1]
В игровые физкультурные занятия включаются национальные и подвижные игры общеразвивающего характера, в том числе с элементами спорта. При этом на каждом занятии детально отрабатываются игровые упражнения, которые обеспечивают формирование элементов, приемов игры в футбол, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, мини-футбол.
Каждое разучиваемое в игровой форме движение базируется на предыдущем двигательном опыте дошкольника.
Практические рекомендации— Схема построения игрового физкультурного занятия традиционна, оно состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Перспективный план по использованию национальных и подвижных игр обеспечивает освоение материала в определенной последовательности, а построение занятий позволяет закреплять освоение двигательных действий. В вводной подготовительной части занятия используются специальные приемы создания игровой мотивации: размяться с мячом, передавать мяч друг другу, прыжки через скакалку. Игры вводной части занятия обеспечивают активизацию внимания, памяти и мышления, повышают функциональные возможности организма. С целью совершенствования процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста апробирована программа с использованием узбекских национальных и подвижных игр.
В подготовительной части занятий в группах детей 5–6 лет использовались: дозированная ходьба, ходьба в чередовании с бегом, различные разновидности ходьбы, бега, общеразвивающие упражнения, национальные и подвижные игры: «Мени топ», «Кимни қатори ғолиб бўлади», «Ким чаққон», «Румолча», «Топган таполоқ», «Овчилар», «Балиқча ва балиқлар», «Сапалак», «День и ночь», «Салки».
В основной части занятий экспериментальных групп используются подвижные и национальные игры: «Тупни эгала», «Туп учун кураш», «Кеглига етиш», «Чори чамбар уийни».
В заключительной части применяются игры и упражнения на расслабление, мышление и ловкость: «Ладушки», «Тезроқ торт», «Тинч турмас тумшук», «Уч талик», «Қувлашмачоқ».
В соответствии со спортивной направленностью, развитие быстроты силы, ловкости, координации и точности движений, метания в цель, пролезание между обручами, используются игры с усиленной нагрузкой (ЧСС 100–120 уд/мин) — «Подвижная цель», «Мяч соседу», «Бег командами», «Пионербол»; с тонизирующей нагрузкой (ЧСС 120–140 уд/мин) — «Третий лишний», «Вызов номеров», «Кто сильнее», «Волейбол»; с тренирующей нагрузкой (ЧСС 140–160 уд/мин) — «Перестроение», «Перетягивание каната», «Эстафета с преодолением препятствий», «Футбол».
Нагрузка на организм варьируется по признакам ухудшения точности движений, а также с помощью следующих методов: а) подсчет частоты сердечных сокращений; б) сокращение и увеличение длительности игр; в) включение пауз отдыха и дыхательных упражнений; г) усложнение или упрощение игр; д) изменение величины площадки; ж) изменение правил и смена ролей играющих. [2]
Основная часть вариативна: одни занятия включают общеразвивающие упражнения с использованием инвентаря (ракетки, мячи), другие общеразвивающие упражнения проводятся по карточкам, где схематично представлены упражнения. Основная часть включает национальные и подвижные игры, направленные на овладение основным движениями и простейшими элементами техники спортивных игр.
В заключительной части планировались и применялись психокоррекционные игры: «Бой петухов», «Қоч болам сор келди», «Черта», «Дурра», «Мяч ловцу», «Отилди қуён», «Беш тош».
Таким образом, на занятиях решалась доминирующая задача воспитания интереса к национальным и подвижным играм с элементами спорта. Отбор национальных и подвижных игр с элементами спорта и направленности подбирались с учетом особенностей развития внимания, восприятия, памяти, мышления детей старшего дошкольного возраста, а использование различных предметов и зрительных ориентиров исключали однообразные движения, обеспечивали необходимую смену нагрузки, активность дошкольника. Этому способствовали и изменения условий игры, более сложные двигательные занятия.
В программу национальных и подвижных игр включены и игры с элементами соревнования индивидуального характера, кто быстрее, кто выше, кто забьет, кто забросит мяч в ворота, кольцо. При организации использовался фронтальный и поточный методы: дети выполняют все вместе (подпрыгивание, ползание, бег друг за другом или между мячами, удары, броски мяча с поворотом).
Национальные и подвижные игры проводились в зависимости от времени года в спортивном зале и на открытых площадках. Это давало возможность развивать двигательные и интеллектуальные качества дошкольника.
Научное опытное обоснование -Данная технология использования национальных и подвижных игр предполагает проведение мониторинга, позволяющего выявить и определить данные физического развития и двигательной подготовленности, прослеживать динамику их развития, разработку и реализацию индивидуальных программ развития дошкольника, на основе карточки здоровья, разработанной нами.
Важно отметить, что при организации физкультурно-оздоровительной работы с применением национальных и подвижных игр учитывался ряд условий: использовалось 4–5 видов игр, чтобы не превышать нагрузку; применялась следующая последовательность сначала игры с направленностью на развитие скоростных, силовых качеств, затем ловкости и координации движений и коррекционные игры; учитывался режим дошкольника рациональное чередование занятий, отдыха и прогулок.
При таком условии прохождения этапов у многих дошкольников формируется высокий уровень двигательной активности, ярко выраженное стремление к физическому совершенствованию.
Уровень физической подготовленности некоторых дошкольников уже достаточно высок. Необходимо расширить сферу их двигательной активности, создавать условия для дальнейшего физического совершенствования. Главными помощниками здесь становятся родители, которые вместе с воспитателем разрабатывают и участвуют в организации самостоятельных занятий с использованием национальных и подвижных игр или их элементами. [3]
При проведении национальных и подвижных игр важен не конечный результат, а процесс освоения, участия. Важно, чтобы дети усвоили структуру движения, получили опыт участия, на основании проявления своих физических сил. Речь идет не об отказе на конечный внешний результат, а о правильном понимании его сущности, когда мы говорим о физическом образовании, гуманистически ориентированное образование — это процесс движения к цели, наполненный творческим поиском, совместить деятельность с общением, эмоциональными переживаниями.
Поэтому при проектировании программы исследования, игры разделены на ряд этапов: разъясняющие мотивированный, диагностический, развивающий, то есть создана определенная постепенность с применением видеомагнитофона с учетов личностных характеристик подбор национальных и подвижных игр с учетом спортивной направленности, где также определены действия педагога и дошкольника.
Структура технологии использования национальных и подвижных игр в процессе физического воспитания старших дошкольников состоит из следующих основных направлений: диагностическое, оздоровительное, доставляющее удовольствие и благоприятное, а также ожидаемые результаты от их применения.
Адекватность физической нагрузки, в данном случае применение национальных и подвижных игр, определялась и по внешним признакам. Допустимая степень нагрузки характеризуется незначительным покраснением кожи лица (выражение его остается спокойным); незначительной потливостью; несколько учащенным, но ровным дыханием; движения бодрые, задание дошкольник воспринимает хорошо и правильно выполняет. Средняя степень утомления выражается в значительном покраснении кожных покровов лица, его напряженность, честность, появляются дополнительные лишние движения, дети жалуются на усталость. Значительное утомление проявляется в повышении потливости, снижении темпа и амплитуды движений, вялости или чрезмерной возбудимости, прекращении деятельности.
Литература:
- Волошина И. П. Игровые физкультурные занятия // журнал Дошкольное воспитание.2007.-№ 5.-С.14–22.
- Туленова Х. Б. Совершенствование физического воспитание детей дошкольных учреждений в возраста 5–7 лет. Автореферат,дис.к.п.н. — Тошкент.2000.-26 с.
- Усмонходжаев Т. С.1001 ўйин.- Тошкент.2000–60с.