В работе приводится научно-обоснованная технология использования национальных, подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: национальные игры; игровая деятельность, игровая мотивация, мониторинг физического развития.
Игра, согласно исследованиям ученых, наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности. По утверждению психологов, психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации.
Игровая деятельность призвана выполнять определенные функции. К таким функциям относятся:
- развлекательная;
- коммуникативная;
- самореализации;
- игротерапевтическая;
- диагностическая;
- межнациональной коммуникации;
- социализации.
Основу использования игровых технологий составляет активизирующая и интенсифицирующая деятельность обучаемых.
В игровой деятельности детей, объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Таким образом, игра — одно из комплексных средств воспитания.
Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых, в конечном счете способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному. Подвижная национальная игра является той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентация которой, заключается в активизации двигательной деятельности. [4]
Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений, позволяет использовать национальные и подвижные для подготовки к занятиям спортивными играми, лёгкой атлетикой, гимнастикой, плаваньем и др.
Игровая форма организации занятий создаёт благоприятные условия для овладения элементами игр, в том числе спортивных (футбол, волейбол, мини-футбол, настольный теннис, бадминтон, гандбол, баскетбол) и придаёт смысл двигательной деятельности дошкольника, развивает инициативу, самостоятельность, создаёт условия для неоднократного выполнения движений.
Развитие движений дошкольников начинается с обогащения его двигательного опыта, поэтому занятия строятся на использовании различных видов и способов действий с мячом, ракеткой, обручем и их сочетаний. [I]
В игровые физкультурные занятия включаются национальные и подвижные игры общеразвивающего характера, в том числе с элементами спорта. При этом на каждом занятии детально обрабатываются игровые упражнения, которые обеспечивают формирование элементов, приёмов игры в футбол, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, мини-футбол.
Каждое разучиваемое в игровой форме движение базируется на предыдущем двигательном опыте дошкольника.
Структура игры как процесса включает (по Г. К. Селевко):
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия, как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Схема построения игрового физкультурного занятия традиционна. Она состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Перспективный план по использованию национальных и подвижных игр обеспечивает освоение материала в определённой последовательности, а построение занятий позволяет закреплять освоение двигательных действий.
В подготовительной части занятия используются специальные приёмы создания игровой мотивации: размяться с мячом, передавать мяч друг другу, прыжки через скакалку. Игры вводной части занятия обеспечивают активизацию внимания, памяти и мышления, повышают функциональные возможности организма. С целью совершенствования процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, апробирована программа с использованием узбекских национальных и подвижных игр.
В подготовительной части занятий, в группах детей 5–6 лет использовались: дозированная ходьба, ходьба в чередовании с бегом, общеразвивающие упражнения, национальные и подвижные игры: «Мени топ», «Кимни катори голиб булади», «Ким чаккон», «Румолча», «Топган таполок», «Овчилар», «Рыбаки и рыбки», «Сапалак», «День и ночь», «Салки».
В основной части занятий экспериментальных групп используются подвижные и национальные игры: «Тупни эгала», «Борьба за мячь», «Кеглига этиш», «Чори чамбар уйини».
В соответствии со спортивной направленностью, развитием быстроты, силы, ловкости, координации и точности движений, метания в цель, пролезание между обручами, используются игры с усиленной нагрузкой (ЧСС 100–120 уд/мин) — «Подвижная цель», «Мяч соседу», «Бег командами», «Пионербол»; с тонизирующей нагрузкой (ЧСС 120–140 уд/мин) — «Третий лишний», «Вызов номеров», «Волейбол»; с тренирующей нагрузкой (ЧСС 140–160 уд/мин) — «Перестроение», «Перетягивание каната», «Эстафета с преодолением препятствий», «Футбол».
Основная часть вариативна: одни занятия включают общеразвивающие упражнения с использованием инвентаря (ракетки, мячи), другие общеразвивающие упражнения проводятся по карточкам, где схематично представлены упражнения. Основная часть включает в себя национальные и подвижные игры, направленные на овладение основными движениями и простейшими элементами техники спортивных игр.
Адекватность физической нагрузки при проведении национальных и подвижных игр, определялась и по внешним признакам. Допустимая степень нагрузки характеризуется незначительным покраснением кожи лица (выражение его остаётся спокойным); незначительной потливостью; несколько учащенным, но ровным дыханием; движения бодрые, задание воспринимает хорошо и правильно выполняет. Средняя степень утомления выражается в значительном покраснении кожных покровов лица, его напряженность, честность, появляются дополнительные лишние движения, дети жалуются на усталость. Значительное утомление проявляется в повышении потливости, снижении темпа и амплитуды движении, вялости или чрезмерной возбудимости, прекращении деятельности.
Нагрузка на организм варьируется с помощью следующих методов: а) подсчёт частоты сердечных сокращений; б) сокращение и увеличение длительности игр; в) включение пауз отдыха и дыхательных упражнений; г) усложнение или упрощение игр; д) изменение величины площадки; ж) изменение правил и смена ролей играющих. [2]
В заключительной части применяются игры и упражнения на расслабление, мышление и ловкость: «Ладушки», «Тезрок торт», «Тинч турмас тумшук», «Уч талик», «Кувлашмачок», а также психокоррекционные игры: «Бой петухов», «Коч болам сор келди», «Черта», «Дурра», «Мяч ловцу», «Отилди куён», «Беш тош».
Таким образом, на занятиях решалась доминирующая задача воспитания интереса к национальным и подвижным играм с элементами спорта. Отбор национальных и подвидных игр с элементами спорта и направленности подбирались с учетом особенностей развития внимания, восприятия, памяти, мышления детей старшего дошкольного возраста, а использование различных предметов и зрительных ориентиров исключали однообразные движения, обеспечивали необходимую смену нагрузки, активность дошкольника. Этому способствовали и изменения условий игры, более сложные двигательные занятия.
В программу национальных и подвижных игр включены и игры с элементами соревнования индивидуального характера, кто быстрее, кто выше, кто забьёт, кто забросит мяч в ворота, кольцо.
При организации использовался фронтальный и поточный методы: дети выполняют все вместе (подпрыгивание, ползание, бег друг за другом или между мячами, удары, броски мяча с поворотом).
Данная технология использования национальных и подвижных игр предполагает проведение мониторинга, позволяющего выявить и определить данные физического развития и двигательной подготовленности, прослеживать динамику их развития, разработку и реализацию индивидуальных программ развития дошкольника, на основе карточки здоровья, разработанной нами.
Важно отметить, что при организации физкультурно-оздоровительной работы с применением национальных и подвижных игр учитывался ряд условий: использовалось 4–5 видов игр, чтобы не превышать нагрузку, применялась следующая последовательность: сначала игры с направленностью на развитие скоростных и силовых качеств, затем ловкости и координации движений и коррекционные игры. Учитывался режим школьника, рациональное чередование занятий, отдыха и прогулок.
При таком условии прохождения этапов, у многих дошкольников формируется высокий уровень двигательной активности, ярко выражено стремление к физическому совершенствованию.
Уровень физической подготовленности некоторых дошкольников уже достаточно высок. Необходимо расширить сферу их двигательной активности, создавать условия для дальнейшего физического совершенствования. Главными помощниками здесь становятся родители, которые вместе с воспитателями разрабатывают и участвуют в организации самостоятельных занятий с использованием национальных и подвижных игр или с их элементами. [3]
При проектировании программы исследования, игры разделены на ряд этапов: разъясняюще — мотивированный; диагностический; развивающий. То есть создана определенная постепенность с применением видеомагнитофона с учетом личностных характеристик и с учетом спортивной направленности, где также определены действия педагога и школьника.
Структура технологии использования национальных и подвижных игр в процессе физического воспитания старших дошкольников состоит из следующих основных направлений: диагностическое, оздоровительное, доставляющее удовольствие и благоприятное, а также ожидаемые результаты от их применения.
При проведении национальных и подвижных игр важен не конечный результат, а процесс освоения, участия. Важно, чтобы дети усвоили структуру движения, получили опыт участия, на основании проявления своих физических сил. Речь идёт о правильном понимании сущности, когда мы говорим о физическом образовании, гуманистически ориентированном образовании, о процессе движения к цели, наполненным творческим поиском, совмещением деятельности с общением, эмоциональными переживаниями.
Национальные и подвижные игры проводятся в зависимости от времени года в спортивном зале и на открытых площадках. Это даёт возможность развивать двигательные и интеллектуальные качества дошкольников.
Литература:
1. Волошина И. К. Игровые физкультурные занятия // Журнал Дошкольное воспитание. 2007. -№ 5. –С.14–22.
2. Туленова Х. Б. Совершенствование физического воспитания детей дошкольных учреждений в возрасте 5–7 лет. Автореф.дисс…к.п.н. Тошкент.2000. -26с.
3. Усманходжаев Т. С. 1001уйин. Тошкент.2000. -60с.
4. Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Учебное пособие. Ташкент, 2005.-103с.