Статья посвящена анализу психолого-педагогической природы активного процесса внимания, как центрального познавательного процесса детей младшего школьного возраста. Авторы анализирует различные научные позиции, раскрывает отношение детей к компьютерным играм жанра симуляторы, с помощью которых формируется основной познавательный процесс внимание и уровень компьютерной зависимости.
Ключевые слова: компьютерные игры, спортивные симуляторы, познавательный процесс, развитие внимания, компьютерная зависимость.
Младший школьный возраст — один из благоприятных периодов для развития психических процессов. Основным познавательным процессом является внимание. В настоящий время дети с раннего возраста начинают осваивать компьютер, в основном они предпочитают играть в компьютерные игры. Мощный поток новой информации, распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство детей.
Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день растет число детей, у которых снизился их интеллектуальный уровень, рассеянное внимание, отсутствие интереса к учебе. Все это обуславливает необходимость разработки практических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся. Значимыми в этом плане являются труды многих ученых Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. М. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Б. В. Эльконин и другие. Однако, несмотря на имеющиеся исследовательский вклад в изучение данной проблемы, крайне мало работ по изучению развития внимания младших школьников. Это и определило цель нашего исследования.
Проблема изучения развития внимания в настоящее время стоит остро. И прежде всего, связана с высокой динамикой жизни современного социума. К тому же, обращает на себя внимание забота об охране здоровья обучающихся в школе, создании для них благоприятных условий для учебы и занятий спортом.
Цель исследования: Изучить особенности влияния компьютерных симуляторов на развитие внимания у детей младшего школьного возраста.
Компьютерные симуляторы — вид компьютерных игр, имитирующих управление каким-либо процессом, аппаратом или средством передвижения. Существуют разные виды симуляторов, но в данной исследовательской работе мы используем отдельный вид симуляторов — спортивный. В спортивных симуляторах используются имитация соревнований и тренировок по легкой атлетике, выступление спортсмена на соревнованиях по прыжкам с шестом, в прыжках в высоту, бег с препятствиями, многоборье, метания ядра и другие виды легкой атлетики. В начале эксперимента была проведена батарея тестов по развитию внимания, в котором принимали участие школьники возрасте 9–10 лет(выборка- 40 респондентов).
В первой группе, 20 респондентов играли в компьютерные симуляторы, в течение месяца 3 раза в неделю по 30 минут (работа проводилась дистанционно, а с помощью скайпа, контролировалось времянахождение за игрой), контрольная группа не участвовала в формирующем эксперименте (20 респондентов). Испытуемым была предложена методика Шульте-Горбова (p ≤ 0,05), в ходе обработки данных были получены следующие результаты, которые наглядно изображены в диаграмме (рис. 1).
Рис. 1. Количественные показатели уровня переключаемости внимания среди всех испытуемых (в процентах)
Рассматривая и анализируя уровень переключаемости внимания на двух этапах исследования, мы можем утверждать, что на втором этапе, после эксперимента, повысился уровень переключаемости внимания у 78,5 % исследуемых детей, таким образом увеличился на 33,5 % по сравнению с 1 этапом. Затем была проведена диагностика уровня концентрации внимания среди экспериментальной и контрольной группы детей на двух этапах исследования. Для этих целей нами была использована методика корректурной пробы Бурдона (p ≤ 0,05). Нами были получены данные, которые представлены в диаграмме (рисунки 2 и 3).
Рис. 2. Показатели уровня концентрации внимания среди испытуемых на первом этапе эксперимента (в процентах)
Рис. 3. Показатели уровня концентрации внимания среди испытуемых на втором этапе эксперимента (в процентах)
Анализ данных уровня концентрации внимания на двух этапах показывает, уровень концентрации внимания на 1 этапе исследования составляет в среднем 22 %, а на 2 этапе уровень концентрации внимания повысился и в среднем составляет 24 %. Кроме диагностики концентрации внимания, методика корректурной пробы Бурдона позволила определить также и устойчивость внимания среди экспериментальной и контрольной группы детей на двух этапах исследования (p ≤ 0,05), которые представлены в диаграмме (рисунки 4 и 5).
Рис. 4. Показатели уровня устойчивости внимания среди испытуемых на первом этапе исследования (в процентах)
Рис. 5. Показатели уровня устойчивости внимания среди испытуемых на втором этапе исследования (в процентах)
На 1 этапе исследования были получены данные об устойчивости внимания, что в среднем составило 60 %, а на 2 этапе — уровень устойчивости внимания повысился и в среднем составляет 68 %, что указывает на эффективность применения комплекса компьютерных симуляторов на развитие внимания.
Рис. 6. Данные, по определению компьютерной зависимости у школьников до и после формирующего эксперимента.
По заключению тестирования уровень компьютерной зависимости, оказалось что только 30 % опрошенных имеют высокий уровень зависимости, 30 % опрошенных имеют средний уровень зависимости и 40 % имеют низкий уровень зависимости, следовательно по сравнению с первым этапом исследования уровень компьютерной зависимости почти не изменился. Следовательно можно сделать вывод, что формирующий эксперимент не влияет на повышение уровня компьютерной зависимости.
По результатам констатирующего и формирующего экспериментов заключению эксперимента, мы можем сделать выводы:
В нашем исследовании было выявлено, что в категории игры — спортивные симуляторы, задача игрока — акцентировать свое внимание на результате, при этом нужно правильно выполнить техническое действие и набрать определенную скорость, чтобы успешно перейти в следующий тур.
В ходе формирующего эксперимента получены данные о том, что изменения в развитии внимания произошли под влиянием спортивных симуляторов у школьников младшего возраста. Анализ данных показал, что в экспериментальной группе 2 этапа исследования переключаемость внимания возросла в 1,5 раза. Уровень концентрации внимания после второго этапа у экспериментальной группы повысился в среднем на 2 %. Уровень устойчивости внимания также повысился в среднем на 8 %.
Рекомендации учителям физкультуры, тренерам и родителям:
Рекомендуется использовать в образовательном процессе спортивные симуляторы для развития внимания. Для младших школьников установлено ограничение по времени в пол часа 3 раза в неделю. Целесообразнее включать спортивные симуляторы в тренировочный процесс к своему виду спорта, чтобы мысленно прорабатывать технику движений. Контроль за выполнением заданий контролировать через интернет. Как только достигается определенный уровень развития внимания, можно прекращать играть в спортивные симуляторы, или перейти на другой вид компьютерных симуляторов (к примеру- автосимуляторы).
Литература:
1. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. — Москва: Изд-во Московского Университета, 1984. — 101 с.
2. Добрынин, Н. Ф. О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии / Н. Ф. Добрынин. — Москва: Издательство Московского университета, 1973. — № 3 — С. 121–128.
3. Фомичева, Ю. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / Ю. В. Фомичева, А. Г. Шмелев, И. В. Бурмистров — Москва: Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1991.- № 3.- С. 27–39.
4. Шапкин, С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С. А. Шапкин. — Москва: Психологический журнал, 1999, том 20, № 1, С. 86–102.
5. Шмелев, А. Г. Психодиагностика и новые информационные технологии // Компьютеры и познание / А. Г. Шмелев. — Москва: Наука, 1990. С. 95.