В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова : дидактические игры, дидактические упражнения, английский язык, дети дошкольного возраста, методы обучения, эффективность обучения.
Стремительное развитие экономики, общественных отношений, цифровых технологий, внедрение различных инноваций во всех сферах жизни, вынуждают и человека так же стремительно меняться. Отличные знания английского языка делают человека конкурентоспособным, поскольку владение именно английским языком, языком международного значения — актуально. Поэтому и в области образования все претерпевает изменения. Внедряются новые образовательные стандарты, в которых заложены основы компетентностного подхода, который предполагает совершенствование системы по подготовке обучающихся иностранному языку в условиях современной государственной политики [1]. Изучение иностранного языка уже давно проникло и в дошкольные образовательные учреждения. Среди педагогов до сих пор нет однозначного мнения в эффективности раннего обучения английского языка. Одни педагоги единогласно говорят, что ранее обучение иностранного языка в возрасте 5–6 лет неоправданно, а другие педагоги и психологи говорят о том, что самые прочные основы владения иностранным языком закладываются именно в раннем возрасте [2].
При обучении дошкольников иностранному языку, преподавателю нужно учитывать характер ведущей деятельности детей 5–7 лет, для них это — игра. Поэтому преподавателю важно в основу занятий с дошкольниками положить игру, чтобы занятия были яркими, эмоционально окрашенными, запоминающимся и дети с удовольствием будут посещать занятия по английскому языку . [3, с. 15–19]
Цель изучения английского языка в раннем возрасте — это научить детей понимать иностранную речь и сформировать основной запас слов. Для достижения этой цели необходимо использование различных средств обучения. Тут на помощь приходят дидактические игры. Дидактические игры представляют собой специальные игры, созданные и приспособленные для достижения целей обучения. Дидактические игры нацелены на то, что бы повышать интерес к занятию, выстроить занятие таким образом, чтобы воспитанники проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание, создавать творческую атмосферу на занятии [4].
Для проверки эффективности использования дидактических игр и упражнений при обучении английскому языку, нами был проведен эксперимент на базе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад № 95 «Мы» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Нами был разработан комплекс занятий целью, которых является создание условий для формирования высокого уровня мотивации к изучению английского языка у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений.
Данный комплекс предполагает изучение нескольких взаимосвязанных тем, где дети должны научиться рассказывать о себе, своем доме, семье и любимых увлечениях. В программе предусмотрено активное общение, игровые ситуации и разнообразные дидактические упражнения. Дидактические игры и упражнения были построены таким образом, что с детьми многократно повторялся изучаемый материал. Так же были использованы упражнения, в которых слова и словосочетания многократно повторялись в разных ситуациях и сочетаниях, это разнообразные ритмичные стишки, считалки, песенки, разучивание сценок. Использование звучного ритмичного материала, лучше усваивается и отправляется в долгосрочную память. Обучающие карточки, картинки, игрушки, дидактические материалы, которые были использованы в работе, были яркие, красочные. Занятия с использованием дидактических игр были эмоционально окрашены. Привлекая детей в происходящее действие, в слушание, создавались игровые ситуации. Во время игр нужно было следить за всем процессом, качеством вопросов, соблюдением правил игры, побуждать детей к самоконтролю. Эмоционально стимулировать, поддерживать интерес к игре. В конце каждого занятия совместно с детьми мы анализировали игровую деятельность, выделяя успехи и неудачи, и обсуждали, на что нужно обратить внимание в следующий раз. Также я интересовалась, какие игры больше всего нравятся детям, и в какую игру они хотели бы поиграть в следующий раз.
До внедрения в процесс обучения комплекса занятий была проведена диагностика имеющихся знаний английского языка у старших дошкольников. Результаты диагностики выявили, что высокий уровень владения английским языком у 20 % старших дошкольников. Такие дети показывают правильное употребление в своей речи словосочетаний и предложений на английском языке в монологической и диалогической речи; понимают на слух отдельные простые слова и простые фразы в медленно и четко звучащей речи и ситуациях повседневного общения; используют в речи лексические единицы по пройденным темам. У 35 % дошкольников выявлен средний уровень, дети данной категории могут употреблять в речи слова и словосочетания на английском языке, понимают диалогическую и монологическую речь, понимают на слух простые слова и фразы, используют в речи лексические единицы по ранее изученным темам, но им требуется подсказка преподавателя. У 45 % выявлен низкий уровень владения английским языком, дети не понимают английской речи, знают отдельные слова, не связанные с задаваемыми вопросами, их ответы не правильны, интерес отсутствует. Анализ результатов приводит нас к выводу, что у старших дошкольников недостаточно сформированные знания английского языка.
После проведения нашего комплекса занятий мы снова провели диагностику, где выявили следующие изменения: общий процент детей с низким уровнем снизился до 30 %, при этом процент детей, имеющий средний уровень владения английским языком, увеличился с 35 % до 40 % и высокий уровень увеличился с 20 % до 30 % от общего числа испытуемых. Уменьшение процента старших дошкольников, имеющих низкий уровень владения английским языком, можно объяснить эффективностью разработанного и внедренного нами комплекса занятий на формирующем этапе эксперимента (насыщенных различным дидактическим и игровым материалом). Ввиду умело подобранного и проведенного на практике с детьми ряда дидактических игр, удалось вызвать положительный настрой на работу у старших дошкольников, активизировать их мыслительную деятельность, внимательность и включенность в познавательный и обучающий процесс.
Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, приходим к выводу о том, что у старших дошкольников произошли значительные улучшения: уровень развития познавательной активности возрос, появилась заинтересованность в изучении английского языка. Отсюда следует, что при обогащении познавательного материала дидактическими играми и упражнениями развитие познавательной активности старших дошкольников и активизация их познавательной деятельности на занятиях происходит в разы быстрее и эффективнее. Включаясь в игровую ситуацию на занятии, дошкольники становятся наиболее активными, самостоятельными, начинают лучше воспринимать и усваивать обучающий материал, решать учебные задачи.
Отметим, что для большей эффективности в работе с дошкольниками с самого первого занятия, нужно вводить так называемые ритуалы, порядок действий, которые приняты в ситуациях взаимодействия между людьми: при встрече, при прощании, правила этикета. Использование ритуалов настраивает детей на общение на иностранном языке, показывают детям, что занятие началось, закончилось, что сейчас последует определенный этап занятия, при этом прививаются ценности и обычаи чужой культуры. Успешность обучения зависит от того насколько активно будут включены дети в речемыслительную деятельность в иноязычное общение, для этого при проведении игр нужно обязательно делать ведущими, активными участниками разных детей, чтобы хотя бы по одному разу все дети выполнили предусмотренное учебной задачей речевое действие.
Педагогу английского языка важно все время находится в тесной взаимосвязи с воспитателем группы, осуществляя совместные проекты и праздники: Осенний вальс, Новый год и Рождество, Весенний праздник, День Победы, Масленица и др. В ходе любого праздника должны быть номера детей на английском языке, например песенка, считалка, сценка, игра, стихотворение. Для театрализации на английском языке используются сюжеты известных детям с раннего возраста русских народных сказок. Для ролевых игр используются сюжеты, в которых дети могут закрепить формы обращения с друг другом на английском языке. В игровую деятельность воспитатель включает и игры на английском языке, а на уроках английского языка дети играют в привычные им игры, только на английском языке.
Таким образом, использование дидактических игр в обучении английского языка видится эффективным средством обучения детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года
- Бирюкова А. В. Особенности обучения детей дошкольного возраста лексике английского языка / А. В. Бирюкова, Ю. Г. Пупина, В. М. Хаимова // Сборник статей магистрантов ММА — 2020. — Москва: Моск. междунар. акад., 2020. — Т. 1. — С. 30–35. — Электронная копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44286503 (дата обращения: 25.05.2021).
- Ванюшкина К. Н., Григорьева Е. Н. Современные подходы к обучению английскому языку дошкольников // Вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации в контексте современных исследований: сб. науч. тр. Чебоксары, 2019. С. 15–19
- Давыдова, Е. Н. Дидактическая игра: сущность и содержание / Е. Н. Давыдова, И. С. Кобозева. — Текст: непосредственный // Педагогические науки. — 2019. — № 3. — С. 134.