В статье рассмотрены проблемы мотивации при выборе кружка робототехники в детском оздоровительном лагере им. Горького, проанализированы результаты возрастной характеристики участников кружка, даны рекомендации по совершенствованию программы обучения.
Ключевые слова:мотивации детей; кружковое движение.
В современном обществе формируется потребность в подготовке новых инженерных кадров, деятельность которых будет связана с техникой, программированием. Вырастить серьезного мотивированного специалиста — непростая и длительная задача, поэтому начинать необходимо с детства. В связи с этим возникает необходимость активизации кружковой деятельности, в частности, связанной с развитием робототехнического мышления.
У каждого ребенка есть свои интересы и определенный уровень знаний, соответствующий возрасту [1: с. 72]. Однако при проведении кружковой работы необходимо уделять большое отбору детей и их мотивации для того, чтобы в студию попадали заинтересованные, обладающие необходимым минимальным уровнем знаний дети.
Проблемы мотивации и интереса в обучении детей отображены в исследовательских работах многих ученых. Как отмечал немецкий педагог
А. Дистервег «…ум ребенка невозможно наполнить знаниями, он сам должен схватывать и усваивать их; человеку невозможно сообщить знания, возможно только их предложить, но овладеть ими он может только в результате собственной деятельности (самодеятельности)» [2]. Мотивация — это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что «означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника», — отмечает А. К. Маркова [3]. Автор считает, что мотивация обучения складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом аспектов. Г. И. Щукина отмечает, что без интереса никакие знания не будут прочными, поэтому задача учителя заключается в стимулировании интереса ребенка к предмету [4].
Эмпирической базой для исследования явилась кружковая работа в детском оздоровительном лагере им. Горького, расположенном на территории Ярославской области. В ходе практики за все четыре летние смены 2019 г. курс «Мир современной инженерии» прослушал 81 ребенок, 51 из которых закончил обучение успешно, получив сертификат от одной из ведущих российских фирм — Компании «1С» [6]. Более 60 % слушателей в качестве поощрения были вручены методические пособия и сертификаты об успешном окончании курса по 1С-программированию. Остальные дети были награждены сертификатами ведущего технического вуза региона ФГБОУ ВО «Ярославского государственного технического университета» [5]. Данные сертификаты были выданы детям, которые в дальнейшем хотели бы продолжить свое обучение в вузе как учащиеся дополнительных курсов и абитуриенты (см. рис. 1).
Рис. 1. Результаты прохождения курса школьниками «Мир современной инженерии» в «Артеке Ярославии»
Курсы посетили дети от 8 до 17 лет. Основной аудиторией, на которую был рассчитан курс, являлись дети в возрасте 14 лет (29 %), 12 лет (22 %) и 13 лет (20 %) (см. рис. 2). Как показала практика проводимых занятий, дети младше 12 лет усваивали материал хуже.
Рис. 2. Возрастная характеристика участников 1–4 смен
Разбирая особенности недостаточно успешного усвоения материала и мотивации в ходе работы, нами были выделены следующие проблемы:
– попадание в кружок по программированию по остаточному принципу;
– отсутствие первоначального отбора, оценки уровня подготовленности детей;
– отсутствие полной информации о предоставляемых образовательных услугах и осознанного выбора секции;
– отсутствие желания у ребенка в принципе заниматься дополнительной кружковой деятельностью в свободное время.
Таким образом, при создании секций дополнительного образования следует учитывать возрастные категории детей и особенности подачи в них интересующей информации. Кроме того, необходимо составлять учебную программу с расчетом на тот или иной возраст, стимулируя и активизируя информационное пространство вокруг ребенка. Обучение должно быть интерактивным, повышая уровень заинтересованности детей. Например, в виде игр, соревнований, где каждый ребенок может показать свои сильные стороны, а педагог посмотрел бы со стороны на юного потенциального программиста. И если все вышеперечисленные механизмы будут работать, то учащийся сможет показать себя при любом уровне знаний и успешно применить полученные навыки в будущем.
Литература:
- Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей// Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. С. 136–203.
- Беганцова И. С., Карюхина А. С. Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Журнал «Молодой учёный № 21 (80)». 2014. С. 72–76. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/80/13784/ (05.11.2019).
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя. 1983. 96 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. 1971. С. 22–33.
- Официальный сайт ФГБОУ ВО «Ярославского государственного технического университета» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ystu.ru/ (05.11.2019).
- Официальный сайт компании «1С» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://1c.ru/ (05.11.2019).