От дошкольника до инженера
Автор: Гурулева Альбина Васильевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.
Дата публикации: 31.01.2019
Статья просмотрена: 2910 раз
Библиографическое описание:
Гурулева, А. В. От дошкольника до инженера / А. В. Гурулева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 10-11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3911/ (дата обращения: 17.12.2024).
Промышленность страны в настоящее время нуждается в модернизации, развитии, которая будет невозможной без высококвалифицированных специалистов и развития инженерного образования.
Ввиду того, что наблюдается нехватка инженерных кадров и избыток менеджеров, юристов, возникает необходимость приобщать детей к инженерным наукам начиная со старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте ребенка можно увлечь основами технических наук.
Если обратиться к статистике, то в 1970–1985 гг. в стране наблюдается избыток инженерных кадров. После 90-х годов наблюдается спад. В 2009 г. По данным Министерства образования и науки Республики Бурятия число поступивших на инженерно-технические специальности составило 19,8 % студентов от общего количества поступивших 9 тыс. человек (включая другие регионы). В 2017 г. общее количество поступивших составило 11 233 человека. На инженерно- технические специальности число поступивших составило около 15 %. Из данных статистики видно, что на сегодняшний день наблюдается большая нехватка инженерных кадров. Интерес к инженерным профессиям не возрос. Это еще раз подтверждает необходимость приобщать детей с дошкольного детства к основам инженерных и технических наук.
С точки зрения научных подходов к данной проблеме теоретическим основанием работы по подготовке высококвалифицированных специалистов является Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования. Концепция разработана в Центре профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» авторами: В. И. Блиновой, И. С. Сергеевой в 2015 году. Именно Концепция — 2015 обосновывает необходимость формирования мотивации на профессиональную деятельность с дошкольного возраста.
Подготовка детей к изучению технических наук — это одновременно и игра, и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.
Очень важно на ранних этапах выявить технические наклонности ребенка и развивать их в этом направлении. По данным педагогов и социологов, «ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7–8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.
Работая в детском саду, у меня возник большой интерес к данной проблеме. Поэтому в своей работе, чтобы приобщить детей к техническому творчеству, я решила использовать парциальную образовательную программу дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» под редакцией Волосовец Т. В., Карповой Ю. В., Тимофеевой Т. В. Данная программа является уникальной и позволяет включать в образовательный процесс различные материалы, конструкторы от самых простых до самых сложных с элементами робототехники.
Основная цель данной Программы — разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС.
Поставленную цель можно осуществить через реализацию следующих задач:
− организация предметно-игровой среды в соответствии с возрастом детей и требованиям к политехнической подготовке детей;
− формирование основ технической грамотности детей;
− развитие творческих и конструктивных умений в различных видах детской деятельности;
− освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами, в виде игрового оборудования;
− оценка результативности системы работы по приобщению детей к техническим наукам средствами игрового оборудования.
Ребенок дошкольного возраста активно осваивает окружающий мир. Его привлекает все интересное, необычное, новое и неизведанное. Взрослый открывает ребенку мир инженерных наук, технического прогресса, начиная с последовательного усложнения от одного возраста к другому. Начиная с «Даров Фребеля», затем переходя к конструкторам и от них к робототехнике. Именно такая схема позволяет ребенку окунутся в мир технического познания.
Набор «Дары Фребеля» позволяет детям через игру проявить свое творчество, фантазию, самостоятельность, инициативу, развивает способность к моделированию.
Деятельность с конструкторами в процессе практического использования различных материалов обеспечивает развитие воображения, образного мышления, творческой активности. Кроме того, деятельность с различными видами конструкторов учит детей работать с образцами, графическими моделями (схемами, чертежами, выкройками, планами, эскизами).
С помощью робототехники дети узнают принцип действия тех или иных объектов. Например, при помощи простейших программ, батареи, проводков и т. д. Использование робототехники позволяет развивать у дошкольников логическое мышление, восприятие, воображение, память, речь, самостоятельность, инициативность, способность к длительным волевым усилиям. Развиваются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Осваивая основы инженерных наук с помощью взрослых, ребенок учится видеть конструкцию не только снаружи, внешне, но и узнает, как все устроено изнутри. (Например, многоэтажное здание, мост, хлебозавод и другие строительные, технические сооружения).
Реализация программы в старшем дошкольном возрасте позволяет:
1) обеспечить поддержку разнообразия детства;
2) создавать условия социальной ситуации развития;
3) обеспечить взаимодействие взрослого и ребенка во время совместной деятельности;
4) развивать способности каждого ребенка.
Основные показатели результативности работы по приобщению дошкольников к техническим наукам средствами игрового оборудования:
− дети проявляют инициативу в конструктивной деятельности, высказывают собственные суждения, дают оценку конечных результатов своей деятельности;
− самостоятельно определяют замысел будущей работы;
− самостоятельно составляют инженерную книгу, где фиксируют все этапы работы и результаты деятельности по созданию моделей;
− «читают» простейшие схемы, чертежи технических объектов, макетов, моделей;
− знают свойства различных материалов, конструкторов для изготовления объектов, моделей, конструкций.
Приобщение детей к техническому творчеству через использование игрового оборудования, делает образовательный процесс интересным и занимательным для детей, погружает в мир инженерных наук, что формирует необходимые умения, опыт деятельности, необходимый для дальнейшего обучения в школе и может повлиять на выбор будущей профессии инженера.
Литература:
- Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В. Парциальная программа дошкольного образования От Фребеля до робота: растим будущих инженеров. Учебное пособие // Самара: издательство Астрад, 2017. — 78 с.
- Чумакова М. А. Формирование основ инженерного мышления у дошкольников // Дошкольный вестник. — 2017.- № 4. — с. 8–9.