Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

От дошкольника до инженера

Дошкольное образование
31.01.2019
3025
Поделиться
Библиографическое описание
Гурулева, А. В. От дошкольника до инженера / А. В. Гурулева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 10-11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3911/.


Промышленность страны в настоящее время нуждается в модернизации, развитии, которая будет невозможной без высококвалифицированных специалистов и развития инженерного образования.

Ввиду того, что наблюдается нехватка инженерных кадров и избыток менеджеров, юристов, возникает необходимость приобщать детей к инженерным наукам начиная со старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте ребенка можно увлечь основами технических наук.

Если обратиться к статистике, то в 1970–1985 гг. в стране наблюдается избыток инженерных кадров. После 90-х годов наблюдается спад. В 2009 г. По данным Министерства образования и науки Республики Бурятия число поступивших на инженерно-технические специальности составило 19,8 % студентов от общего количества поступивших 9 тыс. человек (включая другие регионы). В 2017 г. общее количество поступивших составило 11 233 человека. На инженерно- технические специальности число поступивших составило около 15 %. Из данных статистики видно, что на сегодняшний день наблюдается большая нехватка инженерных кадров. Интерес к инженерным профессиям не возрос. Это еще раз подтверждает необходимость приобщать детей с дошкольного детства к основам инженерных и технических наук.

С точки зрения научных подходов к данной проблеме теоретическим основанием работы по подготовке высококвалифицированных специалистов является Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования. Концепция разработана в Центре профессионального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» авторами: В. И. Блиновой, И. С. Сергеевой в 2015 году. Именно Концепция — 2015 обосновывает необходимость формирования мотивации на профессиональную деятельность с дошкольного возраста.

Подготовка детей к изучению технических наук — это одновременно и игра, и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.

Очень важно на ранних этапах выявить технические наклонности ребенка и развивать их в этом направлении. По данным педагогов и социологов, «ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7–8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.

Работая в детском саду, у меня возник большой интерес к данной проблеме. Поэтому в своей работе, чтобы приобщить детей к техническому творчеству, я решила использовать парциальную образовательную программу дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» под редакцией Волосовец Т. В., Карповой Ю. В., Тимофеевой Т. В. Данная программа является уникальной и позволяет включать в образовательный процесс различные материалы, конструкторы от самых простых до самых сложных с элементами робототехники.

Основная цель данной Программы — разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС.

Поставленную цель можно осуществить через реализацию следующих задач:

− организация предметно-игровой среды в соответствии с возрастом детей и требованиям к политехнической подготовке детей;

− формирование основ технической грамотности детей;

− развитие творческих и конструктивных умений в различных видах детской деятельности;

− освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами, в виде игрового оборудования;

− оценка результативности системы работы по приобщению детей к техническим наукам средствами игрового оборудования.

Ребенок дошкольного возраста активно осваивает окружающий мир. Его привлекает все интересное, необычное, новое и неизведанное. Взрослый открывает ребенку мир инженерных наук, технического прогресса, начиная с последовательного усложнения от одного возраста к другому. Начиная с «Даров Фребеля», затем переходя к конструкторам и от них к робототехнике. Именно такая схема позволяет ребенку окунутся в мир технического познания.

Набор «Дары Фребеля» позволяет детям через игру проявить свое творчество, фантазию, самостоятельность, инициативу, развивает способность к моделированию.

Деятельность с конструкторами в процессе практического использования различных материалов обеспечивает развитие воображения, образного мышления, творческой активности. Кроме того, деятельность с различными видами конструкторов учит детей работать с образцами, графическими моделями (схемами, чертежами, выкройками, планами, эскизами).

С помощью робототехники дети узнают принцип действия тех или иных объектов. Например, при помощи простейших программ, батареи, проводков и т. д. Использование робототехники позволяет развивать у дошкольников логическое мышление, восприятие, воображение, память, речь, самостоятельность, инициативность, способность к длительным волевым усилиям. Развиваются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Осваивая основы инженерных наук с помощью взрослых, ребенок учится видеть конструкцию не только снаружи, внешне, но и узнает, как все устроено изнутри. (Например, многоэтажное здание, мост, хлебозавод и другие строительные, технические сооружения).

Реализация программы в старшем дошкольном возрасте позволяет:

1) обеспечить поддержку разнообразия детства;

2) создавать условия социальной ситуации развития;

3) обеспечить взаимодействие взрослого и ребенка во время совместной деятельности;

4) развивать способности каждого ребенка.

Основные показатели результативности работы по приобщению дошкольников к техническим наукам средствами игрового оборудования:

− дети проявляют инициативу в конструктивной деятельности, высказывают собственные суждения, дают оценку конечных результатов своей деятельности;

− самостоятельно определяют замысел будущей работы;

− самостоятельно составляют инженерную книгу, где фиксируют все этапы работы и результаты деятельности по созданию моделей;

− «читают» простейшие схемы, чертежи технических объектов, макетов, моделей;

− знают свойства различных материалов, конструкторов для изготовления объектов, моделей, конструкций.

Приобщение детей к техническому творчеству через использование игрового оборудования, делает образовательный процесс интересным и занимательным для детей, погружает в мир инженерных наук, что формирует необходимые умения, опыт деятельности, необходимый для дальнейшего обучения в школе и может повлиять на выбор будущей профессии инженера.

Литература:

  1. Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В. Парциальная программа дошкольного образования От Фребеля до робота: растим будущих инженеров. Учебное пособие // Самара: издательство Астрад, 2017. — 78 с.
  2. Чумакова М. А. Формирование основ инженерного мышления у дошкольников // Дошкольный вестник. — 2017.- № 4. — с. 8–9.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный