В статье рассматривается возможность формирования познавательной мотивации старших дошкольников средствами образовательной робототехники.
Ключевые слова: познавательная мотивация, старший дошкольник, робототехника.
Познавательная мотивация является залогом успешного обучения в школе, но в возрасте шести лет она еще неустойчива и ситуативна. Одной из причин такой ситуации может быть недостаточный уровень ее сформированности, что не является следствием возраста, она должна быть сформирована у ребёнка ещё до поступления в школу, поскольку только в этом случае процесс дальнейшего обучения будет протекать наиболее эффективно. Таким образом, на сегодняшний день стоит острая необходимость в развитии познавательной мотивации дошкольника как критерия успешности подготовки к его дальнейшему обучению, а значит, и в необходимости оптимизации образовательного процесса, определения эффективных средств развития.
Сегодня для развития современных детей используются различные технологии, отвечающие потребностям времени. Разнообразие образовательных программ способствует самореализации и развитию талантов, позволяет удовлетворить индивидуальные потребности детей и родителей. Занятия по робототехнике на сегодняшний день — одна из самых популярных и востребованных образовательных направлений в развитии дошкольника. Современный человек уже не может представить свою жизнь, в стремительно развивающемся мире без использования роботов, которые запрограммированы, в том числе, и на удовлетворение потребностей человека.
Образовательная робототехника подразумевает под собой следующее.
В будущем приобретенные на занятиях по робототехнике компетенции позволят понимать и осмысливать естественные науки школы как более значимые, предоставлять информацию, необходимую для выбора будущей профессии, и, конечно же, обладать разумными современными техническими навыками. В настоящее время в России существует большой спрос на специалистов в этой области знаний. Приобретенные знания, навыки и умения могут быть продемонстрированы детьми на соревнованиях роботов разных уровней и направлений, так что сегодня они широко распространены в стране и по всему миру и позволяют сравнивать и оценивать результаты работы разных детей.
Робототехника — это способ, который подготовлен для детей и следующего поколения, это очень интересное занятие. Креативные технологии, которые стимулируют область науки о развитии ребенка, техники, для повышения мотивации, оценивают широкий спектр способностей детей. Образовательная робототехника увеличивает возможность предоставления детям информации, при этом помогает выражать личную мотивацию, креативность, самореализацию, рефлексию и т. д. Занятия робототехникой создают условия для раскрытия и развития индивидуальных познавательных способностей ребенка. Интересная и разнообразная по содержанию образовательная среда занятий доступна каждому ребенку, а переживание радости открытия нового, позволяет ребенку раскрывать потенциал возможностей в развитии и самореализации.
Особенности робототехники как одной из технологий формирования познавательной мотивации состоит в следующем:
– на каждом занятии ребенок встречается с новой задачей и ищет пути ее разрешения, что оказывает неоценимую помощь в разностороннем развитии ребенка;
– позволяет активно вовлекать детей в учебный процесс, и тем самым способствовать интеллектуальному развитию дошкольника;
– позволяет педагогу расширять наборы применяемых учебных задач в игровой деятельности, способствуя развитию инициативности и самостоятельности ребенка;
– открывает новые возможности развития субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе, умение взаимодействовать и сотрудничать с другими детьми ;
– открывает широкие возможности приобретения теоретического и практического опыта;
– практические результаты работы, полученные здесь и сейчас, позволяют осуществлять самоконтроль деятельности и развивать рефлексию ребенка в оценке своей работы.
Неоценима роль робототехники в обучении старших дошкольников, поскольку способствует активной работе мелкой моторики рук, развитию речи на каждом занятии. Дошкольник своими руками конструирует и собирает роботов, поэтому изучает их строение. Знает и понимает назначение и набор стандартных деталей, из которых можно собрать много разных моделей. Он самостоятельно создает модели по схемам, может придумывать свои. В процессе работы ребенок играет, одновременно делает открытия необъятного множества интересных, познавательных, научных фактов в разных сферах и направлениях технической деятельности. Активное участие детей на занятиях по робототехнике — это всегда творческий процесс, уникальная возможность возникновения ситуации успеха для каждого ребенка, в рамках которого он создает собственный продукт — робота.
Робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она позволяет решать проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Во многих регионах России, в том числе в Сахалинской области, на данном этапе активно развивается данное направление. Одна из задач образования состоит в том, чтобы создать такую образовательную среду, которая поможет ребёнку раскрыть собственный потенциал, позволит ему быть активным участником различных процессов в мире. Роль педагога заключается в том, чтобы грамотно использовать соответствующую образовательную среду, которая стимулирует развитие познавательных способностей, технического познания и технического творчества каждого ребенка, обеспечивает его готовность к непрерывному образованию.
Робототехника занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. Освоение робототехникой происходит постепенно от простого к сложному. Создание современных условий для развития технического творчества детей становится особенно актуальным в связи с ускоряющимся процессом внедрения в производство высоких технологий и нехваткой инженерно-технических квалифицированных кадров. Один из путей решения проблемы — создание условий для раннего развития творческих технических способностей у ребенка, выявления одаренных детей, создания необходимых условий для их творческого роста и формирования познавательной мотивации.