Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование познавательной мотивации старших дошкольников средствами образовательной робототехники

Научный руководитель
Педагогика
26.09.2022
166
Поделиться
Библиографическое описание
Мищенко, Л. А. Формирование познавательной мотивации старших дошкольников средствами образовательной робототехники / Л. А. Мищенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 213-214. — URL: https://moluch.ru/archive/433/95090/.


В статье рассматривается возможность формирования познавательной мотивации старших дошкольников средствами образовательной робототехники.

Ключевые слова: познавательная мотивация, старший дошкольник, робототехника.

Познавательная мотивация является залогом успешного обучения в школе, но в возрасте шести лет она еще неустойчива и ситуативна. Одной из причин такой ситуации может быть недостаточный уровень ее сформированности, что не является следствием возраста, она должна быть сформирована у ребёнка ещё до поступления в школу, поскольку только в этом случае процесс дальнейшего обучения будет протекать наиболее эффективно. Таким образом, на сегодняшний день стоит острая необходимость в развитии познавательной мотивации дошкольника как критерия успешности подготовки к его дальнейшему обучению, а значит, и в необходимости оптимизации образовательного процесса, определения эффективных средств развития.

Сегодня для развития современных детей используются различные технологии, отвечающие потребностям времени. Разнообразие образовательных программ способствует самореализации и развитию талантов, позволяет удовлетворить индивидуальные потребности детей и родителей. Занятия по робототехнике на сегодняшний день — одна из самых популярных и востребованных образовательных направлений в развитии дошкольника. Современный человек уже не может представить свою жизнь, в стремительно развивающемся мире без использования роботов, которые запрограммированы, в том числе, и на удовлетворение потребностей человека.

Образовательная робототехника подразумевает под собой следующее.

В будущем приобретенные на занятиях по робототехнике компетенции позволят понимать и осмысливать естественные науки школы как более значимые, предоставлять информацию, необходимую для выбора будущей профессии, и, конечно же, обладать разумными современными техническими навыками. В настоящее время в России существует большой спрос на специалистов в этой области знаний. Приобретенные знания, навыки и умения могут быть продемонстрированы детьми на соревнованиях роботов разных уровней и направлений, так что сегодня они широко распространены в стране и по всему миру и позволяют сравнивать и оценивать результаты работы разных детей.

Робототехника — это способ, который подготовлен для детей и следующего поколения, это очень интересное занятие. Креативные технологии, которые стимулируют область науки о развитии ребенка, техники, для повышения мотивации, оценивают широкий спектр способностей детей. Образовательная робототехника увеличивает возможность предоставления детям информации, при этом помогает выражать личную мотивацию, креативность, самореализацию, рефлексию и т. д. Занятия робототехникой создают условия для раскрытия и развития индивидуальных познавательных способностей ребенка. Интересная и разнообразная по содержанию образовательная среда занятий доступна каждому ребенку, а переживание радости открытия нового, позволяет ребенку раскрывать потенциал возможностей в развитии и самореализации.

Особенности робототехники как одной из технологий формирования познавательной мотивации состоит в следующем:

– на каждом занятии ребенок встречается с новой задачей и ищет пути ее разрешения, что оказывает неоценимую помощь в разностороннем развитии ребенка;

– позволяет активно вовлекать детей в учебный процесс, и тем самым способствовать интеллектуальному развитию дошкольника;

– позволяет педагогу расширять наборы применяемых учебных задач в игровой деятельности, способствуя развитию инициативности и самостоятельности ребенка;

– открывает новые возможности развития субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе, умение взаимодействовать и сотрудничать с другими детьми ;

– открывает широкие возможности приобретения теоретического и практического опыта;

– практические результаты работы, полученные здесь и сейчас, позволяют осуществлять самоконтроль деятельности и развивать рефлексию ребенка в оценке своей работы.

Неоценима роль робототехники в обучении старших дошкольников, поскольку способствует активной работе мелкой моторики рук, развитию речи на каждом занятии. Дошкольник своими руками конструирует и собирает роботов, поэтому изучает их строение. Знает и понимает назначение и набор стандартных деталей, из которых можно собрать много разных моделей. Он самостоятельно создает модели по схемам, может придумывать свои. В процессе работы ребенок играет, одновременно делает открытия необъятного множества интересных, познавательных, научных фактов в разных сферах и направлениях технической деятельности. Активное участие детей на занятиях по робототехнике — это всегда творческий процесс, уникальная возможность возникновения ситуации успеха для каждого ребенка, в рамках которого он создает собственный продукт — робота.

Робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она позволяет решать проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Во многих регионах России, в том числе в Сахалинской области, на данном этапе активно развивается данное направление. Одна из задач образования состоит в том, чтобы создать такую образовательную среду, которая поможет ребёнку раскрыть собственный потенциал, позволит ему быть активным участником различных процессов в мире. Роль педагога заключается в том, чтобы грамотно использовать соответствующую образовательную среду, которая стимулирует развитие познавательных способностей, технического познания и технического творчества каждого ребенка, обеспечивает его готовность к непрерывному образованию.

Робототехника занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. Освоение робототехникой происходит постепенно от простого к сложному. Создание современных условий для развития технического творчества детей становится особенно актуальным в связи с ускоряющимся процессом внедрения в производство высоких технологий и нехваткой инженерно-технических квалифицированных кадров. Один из путей решения проблемы — создание условий для раннего развития творческих технических способностей у ребенка, выявления одаренных детей, создания необходимых условий для их творческого роста и формирования познавательной мотивации.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
познавательная мотивация
старший дошкольник
робототехника
Молодой учёный №38 (433) сентябрь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 213-214):
Часть 3 (стр. 153-237)
Расположение в файле:
стр. 153стр. 213-214стр. 237

Молодой учёный