Формирование познавательной мотивации старших дошкольников средствами образовательной робототехники | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (433) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 26.09.2022

Статья просмотрена: 155 раз

Библиографическое описание:

Мищенко, Л. А. Формирование познавательной мотивации старших дошкольников средствами образовательной робототехники / Л. А. Мищенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 213-214. — URL: https://moluch.ru/archive/433/95090/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается возможность формирования познавательной мотивации старших дошкольников средствами образовательной робототехники.

Ключевые слова: познавательная мотивация, старший дошкольник, робототехника.

Познавательная мотивация является залогом успешного обучения в школе, но в возрасте шести лет она еще неустойчива и ситуативна. Одной из причин такой ситуации может быть недостаточный уровень ее сформированности, что не является следствием возраста, она должна быть сформирована у ребёнка ещё до поступления в школу, поскольку только в этом случае процесс дальнейшего обучения будет протекать наиболее эффективно. Таким образом, на сегодняшний день стоит острая необходимость в развитии познавательной мотивации дошкольника как критерия успешности подготовки к его дальнейшему обучению, а значит, и в необходимости оптимизации образовательного процесса, определения эффективных средств развития.

Сегодня для развития современных детей используются различные технологии, отвечающие потребностям времени. Разнообразие образовательных программ способствует самореализации и развитию талантов, позволяет удовлетворить индивидуальные потребности детей и родителей. Занятия по робототехнике на сегодняшний день — одна из самых популярных и востребованных образовательных направлений в развитии дошкольника. Современный человек уже не может представить свою жизнь, в стремительно развивающемся мире без использования роботов, которые запрограммированы, в том числе, и на удовлетворение потребностей человека.

Образовательная робототехника подразумевает под собой следующее.

В будущем приобретенные на занятиях по робототехнике компетенции позволят понимать и осмысливать естественные науки школы как более значимые, предоставлять информацию, необходимую для выбора будущей профессии, и, конечно же, обладать разумными современными техническими навыками. В настоящее время в России существует большой спрос на специалистов в этой области знаний. Приобретенные знания, навыки и умения могут быть продемонстрированы детьми на соревнованиях роботов разных уровней и направлений, так что сегодня они широко распространены в стране и по всему миру и позволяют сравнивать и оценивать результаты работы разных детей.

Робототехника — это способ, который подготовлен для детей и следующего поколения, это очень интересное занятие. Креативные технологии, которые стимулируют область науки о развитии ребенка, техники, для повышения мотивации, оценивают широкий спектр способностей детей. Образовательная робототехника увеличивает возможность предоставления детям информации, при этом помогает выражать личную мотивацию, креативность, самореализацию, рефлексию и т. д. Занятия робототехникой создают условия для раскрытия и развития индивидуальных познавательных способностей ребенка. Интересная и разнообразная по содержанию образовательная среда занятий доступна каждому ребенку, а переживание радости открытия нового, позволяет ребенку раскрывать потенциал возможностей в развитии и самореализации.

Особенности робототехники как одной из технологий формирования познавательной мотивации состоит в следующем:

– на каждом занятии ребенок встречается с новой задачей и ищет пути ее разрешения, что оказывает неоценимую помощь в разностороннем развитии ребенка;

– позволяет активно вовлекать детей в учебный процесс, и тем самым способствовать интеллектуальному развитию дошкольника;

– позволяет педагогу расширять наборы применяемых учебных задач в игровой деятельности, способствуя развитию инициативности и самостоятельности ребенка;

– открывает новые возможности развития субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе, умение взаимодействовать и сотрудничать с другими детьми ;

– открывает широкие возможности приобретения теоретического и практического опыта;

– практические результаты работы, полученные здесь и сейчас, позволяют осуществлять самоконтроль деятельности и развивать рефлексию ребенка в оценке своей работы.

Неоценима роль робототехники в обучении старших дошкольников, поскольку способствует активной работе мелкой моторики рук, развитию речи на каждом занятии. Дошкольник своими руками конструирует и собирает роботов, поэтому изучает их строение. Знает и понимает назначение и набор стандартных деталей, из которых можно собрать много разных моделей. Он самостоятельно создает модели по схемам, может придумывать свои. В процессе работы ребенок играет, одновременно делает открытия необъятного множества интересных, познавательных, научных фактов в разных сферах и направлениях технической деятельности. Активное участие детей на занятиях по робототехнике — это всегда творческий процесс, уникальная возможность возникновения ситуации успеха для каждого ребенка, в рамках которого он создает собственный продукт — робота.

Робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она позволяет решать проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп. Во многих регионах России, в том числе в Сахалинской области, на данном этапе активно развивается данное направление. Одна из задач образования состоит в том, чтобы создать такую образовательную среду, которая поможет ребёнку раскрыть собственный потенциал, позволит ему быть активным участником различных процессов в мире. Роль педагога заключается в том, чтобы грамотно использовать соответствующую образовательную среду, которая стимулирует развитие познавательных способностей, технического познания и технического творчества каждого ребенка, обеспечивает его готовность к непрерывному образованию.

Робототехника занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. Освоение робототехникой происходит постепенно от простого к сложному. Создание современных условий для развития технического творчества детей становится особенно актуальным в связи с ускоряющимся процессом внедрения в производство высоких технологий и нехваткой инженерно-технических квалифицированных кадров. Один из путей решения проблемы — создание условий для раннего развития творческих технических способностей у ребенка, выявления одаренных детей, создания необходимых условий для их творческого роста и формирования познавательной мотивации.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, познавательная мотивация, образовательная робототехника, дальнейшее обучение, занятие, образовательный процесс, развитие, робототехника.


Похожие статьи

Использование игровых педагогических технологий с целью повышения познавательной активности дошкольников старшего возраста

В статье авторы отражают работу по активизации познавательного мышления через использование игровых технологий.

Развивающий потенциал образовательной робототехники

В статье рассмотрена вариативность использования роботизированных игрушек в современном дошкольном образовании.

Внедрение образовательной робототехники в деятельность дошкольной образовательной организации

В статье представлен опыт работы по реализации технологии образовательной робототехнике в деятельности дошкольного учреждения.

Методическое сопровождение педагогов по использованию образовательной робототехники в дошкольных образовательных организациях

В статье автор описывает структуру методического сопровождения педагогов по использованию образовательной робототехники в ДОО.

Деятельность педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения

В статье автор рассматривает особенности деятельности педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения.

Значение детского экспериментирования в развитии познавательной активности старших дошкольников

Статья посвящена анализу необходимости поиска новых форм развития познавательной активности старших дошкольников.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр

В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста.

Ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников через реализацию метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются ключевые возможности реализации метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, целью которого является ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников.

Проблема подготовки будущих педагогов-психологов к развитию учебной мотивации у младших школьников

В статье обсуждается проблема подготовки будущих педагогов-психологов к формированию учебной мотивации младших школьников. На основе результатов экспериментального исследования особенностей учебной мотивации младших школьников авторами представлена с...

Похожие статьи

Использование игровых педагогических технологий с целью повышения познавательной активности дошкольников старшего возраста

В статье авторы отражают работу по активизации познавательного мышления через использование игровых технологий.

Развивающий потенциал образовательной робототехники

В статье рассмотрена вариативность использования роботизированных игрушек в современном дошкольном образовании.

Внедрение образовательной робототехники в деятельность дошкольной образовательной организации

В статье представлен опыт работы по реализации технологии образовательной робототехнике в деятельности дошкольного учреждения.

Методическое сопровождение педагогов по использованию образовательной робототехники в дошкольных образовательных организациях

В статье автор описывает структуру методического сопровождения педагогов по использованию образовательной робототехники в ДОО.

Деятельность педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения

В статье автор рассматривает особенности деятельности педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения.

Значение детского экспериментирования в развитии познавательной активности старших дошкольников

Статья посвящена анализу необходимости поиска новых форм развития познавательной активности старших дошкольников.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр

В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста.

Ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников через реализацию метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются ключевые возможности реализации метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, целью которого является ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников.

Проблема подготовки будущих педагогов-психологов к развитию учебной мотивации у младших школьников

В статье обсуждается проблема подготовки будущих педагогов-психологов к формированию учебной мотивации младших школьников. На основе результатов экспериментального исследования особенностей учебной мотивации младших школьников авторами представлена с...

Задать вопрос