Ключевые слова : проектная деятельность, дополнительное образование, детское творчество, творческий потенциал, техническое творчество.
Система дополнительного образования детей за все время своего развития претерпевала множество изменений. Вначале были внешкольные Дома и Дворцы пионеров, теперь учреждения дополнительного образования, Центры и Дома детского творчества. За сто лет внешкольной деятельности менялись виды образовательных учреждений, формы и методы подачи учебного материала, содержание обучения и многое другое. Неизменным оставалось назначение таких учреждений: формирование творческого потенциала и всестороннее развитие личности, подготовка и самоопределение в будущей профессии по тому виду деятельности, что вызывает долгосрочный интерес и познавательную мотивацию.
Мотивация побуждает ребенка к активной деятельности и наоборот, успешная интересная деятельность формирует мотивацию к саморазвитию и достижению результатов. В кружки, секции, лаборатории и мастерские учреждения дополнительного образования обучающиеся приходят с уже проявленным интересом к какому-то виду творчества, это не школа и обязательного обучения не требуется. В этом большое преимущество Центров детского творчества.
Тем не менее, мотивация — это не стихийный процесс, а большая педагогическая работа с детьми по формированию, развитию и стимулированию устойчивой мотивации к познанию и творчеству. Эта важная задача любого педагога.
В Центре детского творчества «Радуга успеха» г.о.Самара реализуются в основном образовательные программы технической направленности: робототехника, беспилотные летательные аппараты, 3D-моделирование, скоростные радиоуправляемые автомодели, трассовый автомоделизм, авиамоделизм.
Техническое творчество — это вид деятельности, результатом которого является технический объект, продукт, созданный в процессе исследования и изобретательства, с применением инженерно-конструкторских знаний и трудовых технических навыков, а значит с высокой мотивацией к творчеству. Работа над каждой моделью (продуктом) как результатом обучения, начинается с проектирования модели, поэтому проектная деятельность основополагающая часть технического творчества.
В настоящее время в Центре детского творчества «Радуга успеха» занимаются более 900 учащихся, работает 9 лабораторий и более 15 педагогов руководителей лабораториями. Работа каждой лаборатории построена на использовании метода проектов [2].
Проектирование позволяет обучающемуся проявить разные мотивы творческой деятельности: познавательные, развивающие, самореализации, самовыражения, коммуникативные и другие. В процессе работы над проектом меняются роли обучающегося, например: генератор идеи, инициатор и организатор исследований, активный участник группы исполнителей, эксперт и оценщик результатов [1]. Эти роли формируют не только техническую, но и психологическую готовность обучающихся к самостоятельной деятельности, создавая базовый уровень трудовой культуры, а также повышают мотивацию к учению и творчеству.
В Центре «Радуга успеха» обучающиеся работают над разными проектами. Например, занимаясь исследовательской, поисковой деятельностью, ребята создают научно-исследовательские проекты и защищают их на научно творческих конференциях. Некоторые темы таких работ: «Исследование динамики движения кордовых скоростных моделей», «Мобильный робототехнический комплекс», «Двигатель внутренней пневматической тяги», «Создание моделей самолётов с использованием законов аэродинамики», «Энергоустановка для беспилотного аэрокосмического корабля с искусственным интеллектом «Буран».
А есть проекты, где обучающиеся разрабатывают свою модель робота, летательного аппарата, автомодель и другое. Здесь ребята проявляют воображение, физико-математические знания и умения не просто изготовить модель, а усовершенствовать её технические возможности и характеристики или внешний вид. Примеры детских изобретений: «Машина для первичной обработки твердых бытовых отходов», «Робот-шпион» (миниатюрная мобильная система слежения), «Робот-гид» (рекламно-информационный гид), «Макет спутника, предназначенного для уборки околоземного космического пространства».
Свои работы педагог с детьми демонстрируют на выставках, соревнованиях, технических форумах. Такие инженерно-конструкторские навыки подросткам пригодятся в получении профессионального образования.
Чтобы получить достойный результат от проектной деятельности, необходимы оптимальные условия, которые могут положительно влиять на формирование мотивации подростка, занимающегося техническим творчеством. Основные условия, которые следует создать и учитывать:
— направление детского объединения и содержание учебного материала;
— применять инновационные технологии, актуальные и современные, например, IT-технологии;
— создать коллектив единомышленников по творческой работе;
— проявлять индивидуально-личностный подход к каждому ученику;
— создать ощущение востребованности и актуальности предстоящей и проделанной работы, т. е. важность целей и задач;
— укреплять в обучающихся уверенность в собственных силах, предоставлять им самостоятельность и свободу выбора (решений, действий);
— давать оценку учебной и творческой деятельности с перспективой на успех, предоставлять возможность самооценки (оценки товарищей);
— создать позитивный психологический климат в коллективе и на занятии;
— личность и стиль работы педагога.
Личность педагога играет важную роль в формировании мотивации обучающихся к проектной творческой деятельности. Именно от педагога зависит, сможет ли его ученик освоить проектную технологию, раскрыть свой творческий потенциал и показать достойный результат, стать успешным. Педагог должен сам являться образцом мотивированной деятельности, повышенного интереса к творчеству, высокого профессионализма, уверенности в своих действиях и результатах.
Педагог обязан верить в способности каждого обучающегося, ожидать высоких результатов и давать надежду на успех. Создание эмоционально-комфортной обстановки и ситуации успеха позволяет замотивировать обучающихся на активную творческую работу.
Немаловажный момент в становлении мотивации имеет оценка деятельности ученика. Главное, чтобы обучающийся получил качественный анализ своей работы с выделением положительных сторон и определением причин недостатков, что поможет ребёнку дать адекватную самооценку своей работы и учесть ошибки в будущем [4].
Проектно-исследовательская деятельность представляет именно тот вид образовательной деятельности, который формирует положительную устойчивую мотивацию к саморазвитию и творчеству в технической сфере деятельности. [6] Работая над проектом, обучающийся ставит цели и задачи, проводит исследования в коллективе одногруппников и соратников, при этом применяя инновационные технологии, получает результаты исследований, делает анализ и дает оценку своей работе, и все это под руководством педагога.
Результатом проектной деятельности обучающихся можно считать: успешное участие в конкурсных мероприятиях (конференции, выставки, соревнования и др.) различного уровня от муниципального до Международного. А также поступление ребят в профессиональные учреждения: вузы и ссузы. Инженерно-технические профессии очень востребованы в Самарской области как космической столице и промышленного центра. Всё это говорит о сформированной мотивации к творческой проектной деятельности у обучающихся ЦДТ «Радуга успеха».
И всё же, для дальнейшей результативной работы необходимо было определить факторы, которые благотворно влияют на мотивацию обучающихся к проектной деятельности и развитию творческого потенциала.
В Центре «Радуга успеха» были проведенные социологические исследования среди учащихся, в количестве 120 человек, которые занимаются в Центре пять и более лет. Результаты позволили выявить 15 факторов, которые могли бы влиять на развитие и формирование у обучающихся мотивации к творческой проектной деятельности и позволили бы ответить на вопрос, какие из этих факторов оказали основополагающее воздействие на формирование их мотивации.
Результаты статистической обработки анкетных данных по влиянию отдельных или каждого из перечисленных факторов представлены в % к выборке:
- Возможность свободного выбора предметной области или области техники, в которой учащийся желает выполнять творческие проекты [92 %].
- Свободный выбор темы/объекта проектирования (проект самолета, робота, автомодели и т. д.) [92 %].
- Возможность выбора материала при изготовлении проекта, макета [78 %].
- Возможность выбора инструмента при выполнении проектной деятельности [75 %].
- Возможность выбора типа питания или двигателей для аппаратов проектной деятельности [65 %].
- Свободный выбор вычерчивания на бумаге или на дисплее компьютера чертежей рабочего проекта, макета, модели [65 %].
- Возможность выбора изготовления деталей и узлов модели технического объекта [85 %].
- Желание сборки модели из изготовленных деталей и монтажа комплектной аппаратуры, обеспечивающей движение модели и управление ею [85 %].
- Реальная возможность наладки собранной и смонтированной модели и проведения испытаний модели на её работоспособность [72 %].
- Желание дополнять знания школьных учебных дисциплин дополнительными когнитивными и универсальными трудовыми компетенциями [65 %].
- Стремление гармонично совмещать приятное с полезным: свое хобби заниматься проектированием и любимой ручной работой по изготовлению моделей, макетов и т. д. и ожидания с вероятностным использованием приобретаемого опыта последующей повседневной жизни и профессиональной деятельностью [92 %].
- Реальная возможность демонстрировать свои творческие разработки на городских, региональных и Всероссийских конференциях и выставках творческих работ школьников [85 %].
- Реальная возможность написать статью по результатам выполненного творческого проекта и опубликовать ее в сборниках межрегиональных, областных школьных конференций [15 %].
- Ожидаемые, вероятностные получение кого-то вознаграждения за выполнение творческого проекта (благодарность, грамота, диплом, сертификат, премия) [65 %].
- Вероятностная ожидаемая возможность получения каких-то преференций за достижения в проектной деятельности при поступлении в колледж или ВУЗ [100 %].
Следует отметить, что данные факторы соответствуют концепции Программы развития Центра детского творчества «Радуга успеха» и полученные результаты подтверждают правильность основных концептуальных положений. Концептуальные положения были основаны на компетентностно-ориентированном подходе, применяемом в детских технических учреждениях Самарской области и, в частности, в ЦДТ «Радуга успеха». [3]
Проектная деятельность и творчество неразрывно связаны, и способны помочь обучающемуся в осознании роли знаний в жизни человека. Ребята начинают понимать, что знания — это не цель, а ценные средства в образовании, в профессии, в жизни [5]. Активное включение в создание проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, формирует готовность к целеполаганию, к анализу и оценке, к действию и достижению результатов. А значит, мотивирует к творчеству.
Литература:
- Гилева, Е. А. Проектная деятельность в технологическом образовании как средство подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению: автор.дисс. … канд. пед. Наук / Е. А. Гилева. — М.: Промо, 2009. — 56 с.
- Лисовская, А. И. Проектные технологии в техническом творчестве обучающихся. Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. / А. И. Лисовская. — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 101–104.
- Лисовская, А.И., Михелькевич, В.Н., Овчинникова, Л. П. Моделирование педагогической системы формирования готовности к творческой профессионально-ориентированной проектной деятельности у учащихся в центрах творчества / А. И. Лисовская, В. Н. Михелькевич, Л. П. Овчинникова // Международный научно-практический журнал «Мир Педагогики и психологии». — 2018. — № 9 (26). — С.34–42.
- Михелькевич, В.Н., Галицков, С. Я. Проектирование: технологии обучения / В. Н. Михелькевич, С. Я. Галицков. — Самара: Самарский гос. архитектурно-строительный ун-т, 2014. — 102 с.
- Михелькевич В. Н., Охтя, Н. В. Метод проектов и его использование в средней общеобразовательной и высшей инженерной школах: учебное пособие / В. Н. Михелькевич, Н. В. Охтя. — Самара: Изд-во СГТУ, 2004. — 48с
- Овчинникова Л. П. Проектная технология — эффективное направление интенсификации профессиональной подготовки студентов-заочников / Л. П. Овчинникова // Казанская наука.- 2013.- № 3 — С.221–224.