В статье обозначены предпосылки важности занятия физической культурой и спортом, в особенности плаванием. Выявлен основной стиль плавания, освоение которого гарантирует получение навыка плавания как в бассейне, так и на открытой воде. Проанализированы методические рекомендации министерства просвещения, на основании чего выявлены пять основных этапов освоения вольного стиля плавания. Допущены оговорки, касающиеся дифференциации конечной цели обучения, которая может быть представлена: либо в формировании здорового образа жизни, либо в достижении высоких спортивных результатов.
Ключевые слова: кроль на груди, плавание, открытый водоем, бассейн, общеобразовательное учреждение, здоровый образ жизни, спорт высших достижений.
The article outlines the prerequisites for the importance of physical education and sports, especially swimming. A basic swimming style has been identified, mastering which guarantees the acquisition of swimming skills both in the pool and in open water. The methodological recommendations of the Ministry of Education were analyzed, on the basis of which five main stages of mastering freestyle swimming were identified. Reservations are made regarding the differentiation of the final goal of training, which can be presented: either in the formation of a healthy lifestyle, or in achieving high sports results.
Keywords: front crawl, swimming, open water, swimming pool, educational institution, healthy lifestyle, elite sports.
Развитие общества и государства зависит от множества различных факторов, которые имеют самые дифференцированные формы. В этом контексте особенное внимание уделяется физическому здоровью населения, важнейшей составляющей которого является развитие студенческой физической культуры и спорта. Еще с советских времен, как массовой физической культуре, так и спорту высших достижений уделялось пристальное внимание со стороны государства. Традиции, которые возникли в прошлом, активно распространялись и в истории современной России. В этой связи важнейшей составляющей представляется привитие здорового образа жизни детям и подросткам, которые являются будущим страны.
Тема данной статьи посвящена вопросу изучения педагогических методов обучения плаванию на открытой воде для детей и подростков. Актуальность темы исследования подтверждается тем фактом, что в условиях современных реалий, характеризующихся развитием технологий, дети и подростки ведут малоподвижный образ жизни, что не может не сказываться на их физическом и психоэмоциональном здоровье. В этом контексте плавание, в том числе на открытой воде, нацелено на развитие самых различных физических качеств ребенка.
Следует начать с того, что первым этапом обучения плаванию на открытой воде, будет проведение тренировочных и контрольных мероприятий в бассейне под чутким руководством тренера. Смысл подобного подхода заключается в том, что прежде чем ребенок или подросток столкнется с необходимость плавать на открытой воде, его обязательно нужно обучить базовым правилам (например, как держаться на воде и не тонуть, как правильно двигать ногами и руками и т. д.).
Не все современные школы, к сожалению, располагают возможностями организации процесса по обучению плаванию в бассейнах. Поэтому, массовое обучение детей и подростков осуществляется за счет приобщения их к различного рода кружкам и секциям, которые, располагая необходимым материально-техническим оснащением, способны организовать данный процесс максимально эффективно.
Педагог-тренер по плаванию должен обладать минимально необходимым набором научно-практический знаний относительно физиологического потенциала организма ребенка и подростка [1].
Следовательно, организовать массовое обучение плаванию детей и подростков можно в условиях плавательного бассейна, пляжах рек, озер, морей, в спортивных детских лагерях и т. д. В первую очередь, педагог, в неформальной обстановке, не обременяя сознание ребенка или подростка сложными научными категориями, должен разъяснить основные законы физики, которые обязательно необходимо учитывать в процессе плавания [2].
Поскольку дети и подростки, в своем большинстве, являются учащимися общеобразовательных учреждений, то их обучение осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями министерства просвещения Российской Федерации, которые разрабатывают для учителей физической культуры необходимые рекомендации.
В методических рекомендациях для общеобразовательных организаций по обучению плаванию в рамках основных общеобразовательных программ, включая внеурочную деятельность, содержится исчерпывающий перечень необходимых упражнений для обучения плаванию различными стилями, которые подходят как для плавания в бассейнах, так и на открытых водоемах. В данном документе подробно описывается последовательность педагогических приемов, а также типовые ошибки, возникающие при их освоении [3].
В качестве примера целесообразно привести стиль плавания — кроль на груди, поскольку при освоении техники плавания на открытой воде, применяется именно этот стиль. Другое название, которые устоялось, как в профессиональных, так и обывательских кругах — вольный стиль.
Приведенный в методических рекомендациях перечень упражнений, разумеется, не получится сразу использовать в открытой воде. В первую очередь, необходимо отточить и довести до совершенства типовые упражнения на суше.
Следующим этапом, является повторение данных упражнений в воде с неподвижной опорой. Делается это для того, чтобы тело ребенка или подростка, привыкло к тому, что те же самые упражнения в рамках водной среды, представляют собой совершенно иной уровень нагрузки.
Третий этап — плавание с подвижной опорой. Ребенок, под чутким руководством педагога, используя специальную доску, «плавает ногами». После того, как будет усвоено плавание ногами, доску нужно будет держать не двумя руками, а одной, в то время как другая будет вовлечена в плавательный процесс.
Четвертый этап — плавание без опоры. Накопленные знания и практические умения, должны трансформироваться в плавание в бассейне без опоры.
Пятый этап. Только после того, как ребенок или подросток в совершенстве освоил плавание вольным стилем в бассейне, можно пробовать его силы на открытой воде.
Если мы берем во внимание соревновательный фактор (так как в отечественной системе образования проводятся мероприятия, связанные с соревнованиями между детьми и подростками), то ребенок или подросток, усердно тренировавшийся в бассейне, не сможет в полной мере проявить свои навыки на открытой воде. Для этого требуется, чтобы ребенок или подросток, помимо оттачивания техники вольного стиля в бассейне, в обязательном порядке проводил тренировки, в том числе силовые, на открытой воде. Кроме того, весьма полезно, тренировать и другие стили плавания. Данный комплекс позволит сократить время преодоления определенных дистанций на открытой воде, что сделает ребенка конкурентоспособным на соревнованиях различного масштаба [4].
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что педагогические методы обучения плаванию на открытой воде для детей и подростков, в большей степени, ориентируются на классические и традиционные методики, которые в равной степени адекватны и для плавания в бассейнах.
Стиль плавания, которому необходимо уделить отдельное внимание, — кроль на груди. Описанный поэтапный процесс от теоретического изучения и упражнений на суше до плавания в бассейне, позволит достичь успеха в обучении детей и подростков.
В обязательном порядке тренеру-педагогу необходимо обратить внимание на особенности плавания на открытой воде. В большинстве случаев, учителями физической культуры в общеобразовательных учреждениях преследуются цели, связанные: во-первых, с полным освоением учебной программы; во-вторых, формированием у детей и подростков здорового образа жизни. В этом контексте, занятий в бассейне будет более чем достаточно, поскольку, при попадании в открытую водную среду, ребенок не утонет и сможет применять полученные им знания и навыки. Однако, порой, конечная цель бывает несколько выше, чем просто освоение навыка. Ни для кого не секрет, что спорт высших достижений очень тесно коррелирует со школьным и студенческим спортом. Для решения подобных задач, необходимо проведение силовых тренировок на открытой воде, а также оттачивание других техник плавания. Тренировки должны чередоваться и организовываться как в бассейнах, так и на открытых водоемах.
Литература:
- Курганова Екатерина Николаевна, Мостовая Татьяна Николаевна Основы методики обучения плаванию // Наука-2020. 2019. № 5 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-metodiki-obucheniya-plavaniyu (дата обращения: 06.07.2024).
- Оноприенко Б. И. Биомеханика плавания. Киев: Здоровья, 1981. 192 с.
- Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по обучению плаванию в рамках основных общеобразовательных программ, включая внеурочную деятельность. Министерство просвещения российской федерации. ФГБУ «федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания». 2020. URL: https://xn--b1atfb1adk.xn--p1ai/files/ioe/documents/JMG7F5NOATACTBOFJ31S.pdf
- Принципы обучения плаванию. URL: https://sportwiki.to/Принципы_обучения_плаванию
- Протченко, Т. А. Совершенствование методики начального обучения плаванию младших школьников// Плавание. Сб.ст. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — Вып.1.- С.18–19.