Начальное обучение синхронному плаванию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 14.05.2017

Статья просмотрена: 5202 раза

Библиографическое описание:

Исаева, Л. Н. Начальное обучение синхронному плаванию / Л. Н. Исаева, С. М. Никитина, Е. Е. Шакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 354-358. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43386/ (дата обращения: 21.11.2024).



Синхронное плавание — активно развивающийся вид спорта. Благодаря своей зрелищности, красочности и спортивности он культивируется во многих странах мира и включен в программу Олимпийских игр. Постоянный приток новичков в секцию синхронного плавания убеждает, что этот вид спорта отвечает стремлению девочек и девушек к физическому совершенствованию и гармоничному развитию. Как водный вид спорта, синхронное плавание прививает ряд жизненно важных навыков. Овладевая техникой синхронного плавания, занимающиеся получают разностороннюю спортивную подготовку, а также обучаются элементам хореографии, художественной гимнастики, акробатики, ритмики. Все это способствует развитию двигательной и общей эстетической культуры.

Многие специалисты в области синхронного плавания считают, что двигательный запас, который приобретается на начальном этапе подготовки, является базой для дальнейшего освоения большего арсенала движений в таком сложно-координационном виде спорта, как синхронное плавание. Как показала практика, чем ниже возраст начала занятий, тем методически грамотней можно построить учебно-тренировочный процесс, опираясь на основные принципы дидактики. По нашему мнению, такая подготовка должна включать следующие моменты:

1) умение держаться на воде;

2) умение плавать;

3) освоение элементов синхронного плавания, доступных для этого возраста;

4) развитие двигательно-координационных способностей.

Параллельное обучение спортивным способам плавания и основным гребкам может способствовать, с одной стороны, качественному освоению навыков спортивного плавания, с другой — сокращению времени начального обучения синхронному плаванию с одновременным повышением качества движений.

Плавание помогает развивать координацию и ритмичность движений, необходимых для овладения основных движений. Многолетний опыт практической работы с детьми дошкольного возраста свидетельствует о том, что возможности здорового детского организма соответствуют связям между уровнем физического развития, физической подготовленности и двигательной активностью детей.

Начиная с 20-х годов XX столетия и по настоящее время для обучения детей плаванию используются различные методические подходы, предполагающие разную продолжительность курсов обучения и разные способы плавания: облегченные и неспортивные. Однако традиционно для начального обучения широко используется параллельно-последовательное освоение двух сходных по структуре способов плавания: кролем на груди и кролем на спине.

В основе формирования навыка плавания у детей дошкольного возраста лежит выработка прочного условного рефлекса принятия горизонтального положения в скольжении с дальнейшим согласованием движений и дыхания, причем изучать элементы техники плавания необходимо параллельно с использованием упражнений, совмещающих движения с дыханием. Правильное выполнение опорного гребка позволяет научить ребенка чувствовать опору о воду, что в дальнейшем способствует более быстрому освоению гребковых плавательных движений.

Основным условием доступного обучения элементам синхронного плавания является соответствие средств, методов, приемов, организации занятий возрастным особенностям и уровню физической и плавательной подготовленности детей.

К специфическим особенностям в методике обучения элементам синхронного плавания следует отнести требование постепенного перехода от выполнения элемента на суше к выполнению движения, стоя на дне бассейна, затем — к безопорному положению.

В процессе занятий синхронным плаванием ставятся и решаются оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи.

Основные задачи начального периода обучения:

1) формирование у детей интереса к занятиям спортом;

2) воспитание положительного отношения к плаванию в целом;

3) укрепление здоровья, гармоническое физическое развитие занимающегося;

4) развитие физических качеств, технической и плавательной подготовленности.

При обучении синхронному плаванию, где основной трудностью является адаптация к непривычной среде и горизонтальной рабочей позе, необходимо учитывать уже имеющийся навык по обучению детей плаванию.

Основа прочного обучения элементам синхронного плавания — многократное повторение упражнения. Однако однообразное повторение быстро надоедает и утомляет, поэтому необходимо варьировать занятия и упражнения. Менять упражнения надо довольно рано, особенно на первых порах обучения. Нужно чаще включать игровые моменты, музыку, широко использовать спортивный инвентарь. Наряду с варьированием заданий необходимо постоянное увеличение нагрузок от занятия к занятию — повышение сложности физической нагрузки, длительности ее воздействия. Путем многократных повторений достигается не только совершенствование техники плавания, но и повышение функциональных возможностей физической и психологической стабильности.

Обучение элементам синхронного плавания предусматривает последовательность обучения каждому элементу, подводящему к целостному выполнению упражнения. Сначала изучение отдельных элементов, а затем только комплексов с элементами синхронного плавания.

Разучивание упражнения по частям облегчает освоение в целом, позволяет избежать ошибок, что сокращает время и повышает качество обучения. Освоение многообразных элементов увеличивает двигательный опыт и развивает мелкую моторику у детей. Все упражнения для освоения с водой выполняются на задержке дыхания после вдоха.

Занятия плаванием с элементами синхронного плавания вырабатывают качества, необходимые для успешного обучения в школе: трудолюбие, сосредоточенность, силу воли. Как особый вид спортивной деятельности, синхронное плавание вводит детей в мир новых знаний, овладения новыми навыками в плавании.

Однако поддерживающий гребок (плоский) уже можно изучать и осваивать даже не умея плавать, достаточно научиться только лежать на спине. Обучение при этом должно проводиться в мелком бассейне, где ученик в любой момент может встать на дно. Освоив этот гребок синхронного плавания, можно переходить к изучению продвигающих гребков и с их помощью выполнять проплывания на спине, а потом и на груди. При этом изучение и освоение техники гребков синхронного плавания можно совместить по срокам с обучением спортивным способам плавания.

Известно, что эффективность гребка в спортивном плавании во многом определяется динамическим взаимодействием движителя со встречными потоками воды. Наибольшую силу тяги создают движения ногами и руками. В движениях руками, в свою очередь, две трети величины создаваемой при этом силы тяги приходится на рабочую поверхность кисти, которая является, по сути, основным движителем. Её положение в потоке должно быть строго ориентировано, при этом возникают совершенно особые ощущения. Не случайно пловцы говорят: «Надо почувствовать воду». Это значит — «почувствовать опору». Сориентировать кисть во время гребка в оптимальное положение по отношению к встречному потоку — сложнейший двигательный навык, которым пловец обязательно должен овладеть. Следовательно, освоение гребков синхронного плавания будет способствовать формированию этого навыка.

По программе обучения синхронному плаванию сначала идёт освоение основных способов спортивного плавания в первом полугодии (23 недели) и только потом изучают технику синхронного плавания, которая включает обучение технике основных гребков (плоского, стандартного, обратного), основным позициям синхронного плавания: на спине, на груди, на боку, группировка, плотная группировка, согнувшись, согнув колено на груди, на спине. Передвижение на спине: стандартный гребок, обратный гребок, пропеллер, обратный пропеллер. Передвижение на груди: обратный гребок, пропеллер, каноэ. Модификации спортивных способов плавания: плавание кролем на ногах (положение глиссера), плавание кролем с поднятой головой, плавание на груди и на спине с попеременным чередованием гребков. Обучение простейшим фигурам синхронного плавания, соответствующим требованиям юношеского разряда: группировка, вращение в группировке, «волна», «марлин», «щука», оборот назад в группировке, оборот вперед в группировке, оборот назад согнувшись. Ознакомление с опорным гребком. Обучение опорному гребку в горизонтальных и вертикальных плоскостях (на месте и в движении).

Для сохранения вертикального положения тела в воде (головой вверх) и перемещений в этом положении используются гребковые движения ногами — «экбитэ» (модификация брассовых движений ногами).

В спортивно-оздоровительных группах начального обучения синхронному плаванию доступны следующие элементы синхронного плавания:

а. гребки: плоский, стандартный, обратный, «пропеллер», «каноэ», «дельфин», «омар»;

б. позиции: «на спине», «на боку», «на груди», «с ногой, согнутой в колене» только с опорой;

в. гребковые движения ногами: «экбитэ» в движении вперёд и назад;

г. простейшие фигуры синхронного плавания: «вращение в группировке», «оборот назад в группировке».

Основная задача начального обучения — научить детей держаться на поверхности воды в различных положениях при помощи опорных гребков синхронного плавания, параллельно обучая спортивным способам плавания. С первого занятия в процесс обучения включаются упражнения на создание опоры как один из компонентов группы упражнений по освоению с водой (на 1–5 занятиях); как вспомогательное упражнение при обучении работе руками в способах кроль на груди и на спине (12 -24 занятия); а также обучить передвижениям в различных положениях при помощи работы руками и ногами, в горизонтальной позиции на спине; работе ногами и руками в спортивных способах плавания с использованием упражнений на месте, с поддерживающими и вспомогательными средствами и в движении. И обучить общему согласованию движений в способах плавания кролем на груди, кролем на спине, гребкам синхронного плавания. Детям предлагаются упражнения на месте, в продвижении при работе одними руками, выполняя гребки (стандартный, обратный, пропеллер).

С целью повышения эффективности освоения учебного материала с первых занятий предлагается:

1) ознакомить детей с терминологией, применяемой в ходе обучения;

2) выполнить упражнения по описанию; с различной ритмической структурой; с различной амплитудой; с чередованием двигательных установок («больше темп», «больше амплитуду гребка» и другие); с использованием различных вспомогательных средств (лопаток, плавательных досок).

В группах, где вышеперечисленные упражнения не используются, девочки обучаются вначале только спортивным способам, без элементов синхронного плавания. Занятия в группах проводятся по методике, рекомендованной для детских юношеских спортивных школ и школ олимпийского резерва.

Применение упражнений на освоение опорных гребков, позиций и передвижений на груди (стандартный гребок, обратный, пропеллер), способствует более успешному освоению техники спортивных способов плавания, особенно способу кроль на спине. При этом процесс обучения синхронному плаванию идет быстрее.

Выводы:

  1. Параллельное использование различных элементов синхронного плавания и традиционных средств обучения спортивному плаванию способствует лучшему освоению техники. Наличие достоверных взаимосвязей (r=0,76–0,86) между показателями техники спортивного и синхронного плавания свидетельствует о положительном переносе двигательного навыка.
  2. Методика начальной технической подготовки на основе параллельного освоения элементов спортивного и синхронного плавания с использованием соответствующих двигательных установок обеспечивает качественное освоение техники синхронного и спортивного плавания, сокращение на 50 % сроков обучения элементам синхронного плавания.

Практические рекомендации:

В процессе обучения технике гребков синхронного плавания необходимо:

  1. Начинать обучение гребкам и позициям одновременно с обучением спортивным способам плавания.
  2. В группу упражнений по освоению с водой рекомендуется включать упражнения, направленные на обучение опорному гребку:

а. подводящие и имитационные упражнения для ознакомления с техникой опорного гребка;

б. поочередное выполнение гребка правой и левой руками;

в. выполнение опорного гребка в различных положениях (вертикальной и горизонтальной группировке, в горизонтали на груди и на спине);

г. выполнение передвижений с помощью опорных гребков.

  1. В плане совершенствования навыка удержания с помощью опорных гребков рекомендуется:

а. варьировать технику гребков (по амплитуде, темпу);

б. выполнять простые переходы при помощи опорного гребка (из позиции группировки в положение «на спине» и другие);

в. выполнять повороты в группировке на 180 и 360°, кувырки.

  1. При обучении спортивным способам плавания наряду с общепринятыми упражнениями целесообразно выполнять:

а. опорный гребок в средней части гребка в способе кроль на груди;

б. опорный гребок в сочетании с работой ног в способе кроль на спине;

в. упражнение «каноэ» в сочетании с работой ног в способе кроль на груди.

  1. Для поддержания эмоционального фона чаще применять игровую форму проведения занятий; после освоения ряда позиций составлять плоскостные связки.
  2. При формулировке заданий необходимо выделять основной элемент техники, опорные точки, ритмическую структуру двигательного действия. Для этого можно использовать счет, хлопки, команды, ритмичную музыку и так далее.

Литература:

1. 3вягинцева Т. М. Биомеханические основы техники гребковых движений в синхронном плавании. — Краснодар, 1994. — 63 с.

2. Максимова М. Н. Взаимосвязь музыки и движения в произвольных композициях синхронного плавания // Олимпийский бюллетень РГАФК, ЦОА. — М., 1997 — С. 113–118.

3. Максимова М. Н. Методика первоначального обучения синхронному плаванию //Методическая разработка для студентов ГЦОЛИФК. — М., 1989. — 43 с.

4. Осокина Т. И., Тимофеева Т. А., Богина Т. Л. Обучение детей плаванию в детских садах. — М.: Просвещение, 1992. — 159 с.

5. Плавание: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва // А. А. Кашкин, О. И. Попов, В. В. Смирнов. — М.: Советский спорт, 2008. — 216 с.

6. Протченко Т. А., Семенов Ю. А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. — М., 2003. — 80 с.

7. Синхронное плавание. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. // Максимова М. Н. — М.: Советский спорт, 2007. — 216 с.

Основные термины (генерируются автоматически): синхронное плавание, опорный гребок, спортивный способ плавания, спортивное плавание, гребок, грудь, движение ногами, начальное обучение, обучение, спин.


Задать вопрос