В статье анализируется интегральная подготовленность студентов отделения спортивного совершенствования занимающихся футболом.
Ключевые слова: студенты, физическое развитие, физическая подготовленность.
Спортивная подготовка является важным стимулом для молодых спортсменов, повышает стремление тренироваться упорно и настойчиво, выкладывать все силы в достижении цели. В то же время систематические занятия спортом — это мощный фактор способствующий развитию лучших человеческих качеств, воспитанию смелых, сильных, выносливых и закалённых молодых людей подготовленных к труду и защите отечества [3].
В свою очередь повышению эффективности организации процесса физического воспитания студентов могут служить занятия физической культурой по принципу спортивных специализаций. Преимущество подобной формы состоит в праве выбора у студентов того вида спорта, которым они хотели бы заниматься. А широкий выбор спортивных специализаций обеспечивает интерес к подобной форме проведения занятий у студентов. Учебно-тренировочные занятия на основе избранного вида спорта, повышает уровень психоэмоционального состояния и мотивации молодых людей, способствует развитию физических качеств и двигательных способностей, пользуется популярностью у занимающихся [2].
В условиях неблагоприятных факторов внешней среды, экстремальной зоны Приаралья у студентов футбол пользуется особой популярностью.
Во внеучебное время в университете организовано отделение спортивного совершенствования по футболу. Проведён констатирующий педагогический эксперимент по определению параметров физического развития (масса тела, длина тела, индекс массы тела); физической подготовленности (прыжки в длину с места, подъём переворотом); специальной физической подготовленности (удар на дальность сильнейшей ногой, бег на 3000 м., бег 7х50м., бег 10х10 м., вбрасывание мяча на дальность).
Из математической статистики использованы данные: среднее значение, процент разброса, значимость данного показателя. Все расчёты проведены на персональном компьютере с использованием программы Microsoft Excel.
В среднем масса тела составляет Х=66,7±4,0 кг, разброс V=6,0 %, а значимость высокая R=20, больше среднего значения по данным массы тела имеют 22 футболиста (55 %).
В длине тела среднее значение составило Х=175±3,8 см. наибольшее значение имеет один спортсмен -182 см, наименьшее -170 см. выявлен высокий ранг влияния R=22.
В одной из характеристик телосложения ИМТ выявлен в среднем показатель х=21,7±1,1 кг/м2, что соответствует норме.
В общей физической подготовленности студенты показывают следующие результаты. В беге на 100 м. в среднем показатель Х=12,82±0,6 сек. И высоком ранге влияния R=21, из них 55 % пробегают эту дистанцию по времени больше среднего результата. В прыжках в длину результат в среднем Х=223±36,2 см. Ранг влияния R=22. Лучший показатель — 250 см, а слабый — 210 см. В беге на 3000 м., ранг R=22. Один из студентов показывает результат 12 минут 02 сек., а слабый -14 минут 03 сек., в среднем Х=12,72 сек.
По специальным тестам «Алпомиш» нормативы для II ступени (18–34 года) в беге на 100 м. на значок -13,1 сек, зачёт -14,0. Практически все сдают на зачёт и 8 студентов сдают на значок. В прыжках в длину 5 (37,51) студентов сдают на значок и 13 (72,5) юношей не сдают на зачёт.
Сравним приведённые данные с показателями юношей Томского юридического института МВД РФ (длина тела Х=174,5±0,31, масса тела Х=66,3±0,36 кг, челночный бег 10х10 м. Х=27,38±0,05 сек, прыжки в длину Х=242,93±0,75 см).
У автора [1] приводятся параметры студентов Ташкентского государственного экономического университета (длина тела Х=175,7±1,1 см; масса тела Х=61,3±1,6кг; индекс массы тела Х=20,9±0,4 кг/м2; прыжки в длину Х=242,3±6,8 см; бег 10х10 Х=24,7±0,1 сек; подъём переворотом Х=9,5±0,4 раза).
Сопоставляя параметры студентов Каракалпакского государственного университета с выше приведенными данными следует, что практическое физическое развитие; двигательная подготовленность равнозначны. За исключением теста прыжок в длину (Таблица). В то же время авторы [4] приводят данные футболистов г. Москвы: длина тела 180–193 см, масса тела 78–82 кг, что значительно выше, чем средние значения физического развития студентов Каракалпакского государственного университета. Данное различие объясняется влиянием неблагоприятных факторов внешней среды Приаралья.
Можно заключить, что тренировочные занятия по футболу в отделении спортивного совершенствования студентов позитивно влияют на параметры физического развития и физической подготовленности.
По специальной физической подготовленности следующие результаты: в вбрасывании мяча на дальность средний показатель Х=11±2,8 м, высокий коэффициент вариации V=24,8 %. Лучший показатель 18 м, худший — 7м. В беге 7х50 м среднее значение Х=26,7±1,4сек. Он слабее, чем у студентов ГЭУ. В ударах на дальность сильнейшей ногой также не высокий результат. В среднем Х=35±9,3 м, при R=20, V=26,3 %. Один из студентов показывает результат — 52 м, а другой — 22 м.
В тестах утверждённых федерацией футбола РУз студенты показывают слабые результаты.
В то же время важно отметить, что эти нормативы обоснованы и рекомендуются для футболистов высокой квалификации, а для студентов, коллективов физической культуры занимающихся футболом они не разработаны.
Таблица
Данные физического развития, двигательной подготовленности студентов отделения спортивного совершенствования занимающихся футболом
№ |
Наименование параметров |
Х |
|
V |
tст |
R |
1 |
Масса тела, кг |
66,7 |
4,0 |
6,0 |
0,5 % |
20 |
2 |
Длина тела, см |
175 |
3,8 |
2,1 |
0,2 % |
22 |
3 |
ИМТ, кг/м2 |
21,7 |
1,1 |
5,1 |
1,5 |
17 |
4 |
Бег 100 м, с |
12,82 |
0,6 |
4,8 |
2,5 % |
21 |
5 |
Удар на дальность, м |
35 |
9,3 |
26,3 |
0,9 % |
20 |
6 |
Бег 3000 м, мин. сек |
12′72″ |
0,7 |
5,1 |
2,5 % |
17 |
7 |
Бег 7х50 м, мин, сек |
1′07″ |
0,01 |
3,1 |
23,9 % |
23 |
8 |
Прыжки в длину с места, см |
223 |
36,2 |
16,2 |
0,1 |
2,2 |
9 |
Подъём переворотом, к-во |
10 |
1,8 |
17,6 |
3,1 |
14 |
10 |
Бег 10х10 м, сек |
26,7 |
1,4 |
5,3 |
1,2 |
18 |
11 |
Вбрасывания мяча на дальность, м |
11 |
2,8 |
24,8 |
2,8 |
17 |
Литература:
1. Дадабаев О. Ж. Использование модульного обучения в образовательном процессе по физическому воспитанию студентов /. Мат. проф.-преп. конф. Ташкент. 2009 Т.1. с. 36–38
2. Кошбахтеев И. А. Управление подготовкой футболистов. Ташкент. 2001.-110 с.
3. Смурыгина Л. В., Ганибаев И. Д. Определения уровня физической подготовленности студентов-легкоатлетов. Ташкент. 2012. -113 с.
4. Твердякова Л. В., Рянская Ю. В. Влияние спортивных нагрузок на самометрические показатели физического развития студентов-футболистов / Мат. межд. научно-метод. конф. Посвящённой 45 летию кафедры физического воспитания Владимирского государственного университета. Владимир. 2009. С.327–329.