В статье рассмотрены модельные характеристики интегральной подготовленности студентов, отражающие оценки жировой массы тела, и активной массы тела физического состояния, физической подготовленности.
Ключевые слова: жировая масса тела, активная масса тела, физическая подготовленность.
Самостоятельная работа студентов (СРС) в вузе предполагает качественную реализацию целей и задач предмета «Физическая культура» и рассматривается как равноправная форма занятий в организации учебного процесса, а внедрение мультимедийных технологий (МТ) позволяет использовать различные варианты самостоятельной работы для повышения её качества. В этой связи локализованная самоподготовка с использованием целенаправленных упражнений для развития «отстающих» физических качеств и направленна на улучшение состояния всех органов, а значит и повышение работоспособности как физической, так и умственной [1,2].
Особенно велика роль умеренных физических нагрузок для снятия стрессовых явлений во время экзаменационной сессии. В силу этого увеличивается значимость самостоятельных занятий физическими упражнениями, интенсивность и эмоциональность которых легко реализуется самими студентами [3].
Следует отметить что литература, где бы отражались вопросы по основам мониторинга самостоятельных занятий, давались практические рекомендации, ещё не достаточно. Именно поэтому данная статья имеет практическое значение. В ней акцентировано внимание и нашли отражение модельные характеристики интегральной подготовленности студентов, отражающие оценки жировой массы тела, (ЖМТ) и активной массы тела физического состояния, физической подготовленности.
Определение и оценка жировой массы тела
Для определения жировой массы тела ЖМТ используется известный метод измерения окружностей по формуле у девушек:
ЖМТ =1,051х ОБ-1,522 х ОП -0,879 х ОШ +0,320 х ОЖ + 0,597 х ОБУ+0,707, где ОБ — окружность бицепса при согнутой руке; ОП-окружность плеча; ОЖ-окружность живота; ОШ-окружность шеи; ОБ — окружность бедра.
Благоприятный диапазон процентного содержания жировой массы в организме девушек 17–24 %.
У юношей:
ЖМТ= 0,74 х ОЖ — 1,249 х ОШ, где ОЖ- окружность живота; ОШ- окружность шеи.
У юношей норма 18,6–25 %.
В мировой практике применяется индекс массы тела (ИМТ), характеризующий тип телосложения путем соотношения между ростом и весом.
ИМТ= масса тела (кг): длину тела (м2).
Норма у девушек =20,1–29кг/м2, а у юношей 18,6–25 кг/м2
Оценка физического состояния
С целью определения уровня физического состояния УФС рекомендует применять уровень регрессии.
УФС=(700–3хrССисх -2.5хADср-2.7возрастх0.628хмассу тела)/(350 -2.4xвозраст+2.21хдлину тела)
Где AДср=AД+1/3xПД
ПД=AД-ДД
АД — артериальное давление, ДД — диастолическое давление, ПД — пульсовое давление.
Оценка осуществляется по параметрам: низкий уровень физического состояния -0.375, ниже среднего 0.376–0.525, средний 0.525–0.675, выше среднего 0.676–0.825; высокий 0.826 и более [4].
Оценка активной массы тела
Рекомендуется методика определения активной массы тела (АМТ).
Для девушек АМТ=0,311×Р+1,619×О,П-47,75,
Для юношей АМТ=0,514×Р+0,017×ОБ-49,67, где: Р-рост(см), ОБ-окружность бицепса при согнутой руке, ОП-окружность плеча.
Оценка физической подготовленности
Приводим параметры физической подготовленности девушек, нормативы использованы для обучающихся в Ташкентском университете информационных технологий, в среднем: челночный бег 4x10м=11,0 сек; прыжки в длины с места — 160 см, прыжки со скакалкой за 1 минуту 120 раз, поднимание туловища из положения, лёжа на спине — 50 раз; подтягивание на низкой перекладине 12 раз, бег 1000м — 5,40 сек.
Для юношей: бег 10х10м — 21.7 сек, бег 1000м — 3 мин, прыжки в длину с места — 251.5 см, сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа — 68 раз, в висе поднимание ног к перекладине — 15 раз, подъём переворотом — 10 раз.
Информационно-коммуникационные технологии при самостоятельной работе студентов
При нерациональном планировании нагрузок у студентов повышается риск возникновения утомления и сопутствующих травм. Достижение оздоровительного эффекта возможно при условии оптимальной работы сердечно-сосудистой системы студента. Для определения функционального состояния, своевременного выявления утомления применяется мониторинг частоты сердечных сокращений (ЧСС).
ЧСС — информативный физиологический показатель, характеризующий психоэмоциональное состояние, реакцию организма на физическую нагрузку. Регистрация ЧСС с помощью монитора сердечного ритма (МСР), очень простой и удобный способ определения адекватности физической нагрузки функциональным возможностям студента [4].
Методика использования монитора сердечного ритма основана на регистрации ЧСС как основного показателя интенсивности выполнения упражнений. Запись осуществляется с помощью беспроводного кодированного передатчика в покое и во время исполнения упражнений. Мониторинг ЧСС включает следующие показатели:
ЧСС уд/мин каждые 5 секунд (минимальное, максимальное);
продолжительность выполнения упражнения;
распределение по зонам интенсивности (аэробная, аэробно-анаэробная, анаэробная).
Высчитывая общее количество ЧСС за время выполнения упражнений можно определить степень нагрузки (большая, средняя, низкая). Данные ЧСС обрабатываются с помощью компьютерной программы PolarPrecisionPerformance, а затем через принтер, в виде распечатки занимающийся получает результаты регистрации ответной реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку.
Изложенное позволяет контролировать нагрузку, и оптимизировать процесс самостоятельной работы, затем необходимы поправки. В период между занятиями физическими упражнениями программное обеспечение представляет возможности для анализа и планирования дальнейших нагрузок.
Специалистами [5] определены зоны оптимальных величин интенсивности по ЧСС, при проведении самостоятельных тренировочных занятий для лиц 20 лет, где такой зоной является ЧСС от 150 до 177 уд/мин, зоной больших нагрузок — от 178 до 200 уд/мин.
Литература:
- Бабичева И. В., Васильева Е. Б. Методические указания к самостоятельным занятиям физическими упражнениями / ТУИТ. Ташкент, 2014. — 17с.
- Бушма Т. В., Волкова Л. М., Зуйкова Е. Г. Организация содержания самостоятельной работы студентов специализации. «Аэробика» /// Теория и практика физической культуры. 2015. № 2. — С. 24–26.
- Горелов А. А. К вопросу об использовании самостоятельной физической тренировки в образовательном пространстве современного вуза // Физическое воспитание студентов. Москва. 2013. — Вып. 1. — С.17–18.
- И. А. Кошбахтиев, Р.И Нуримов. Информационные средства самоконтроля физического состояния человека при занятиях физической культурой. // Вестник ТУИТ. 2008. — № 2. — С. 106–108.
- Массовая физическая культура в вузе: Учеб.пособие / Под ред. В. А. Маслякова, В. С. Матяжова — М.:Высш. шк., 1991–240с.