В статье раскрывается проблема самоэффективности спортсменов. Выявлено, что для спортсменов высшего мастерства преобладающими компонентами психологической готовности к тренировочной и соревновательной спортивной деятельности являются: средний уровень самооценки психологической готовности к соревновательным мероприятиям; низкий уровень общей самоэффективности; средний уровень развития предметной самоэффективности; неопределенный тип доминирующей мотивации.
Полученные данные свидетельствуют о взаимосвязи самоэффективности спортсменов и их общей психологической готовности в соревновательной и тренировочной деятельности.
Ключевые слова: спортсмены, самоэффективность, мотивация, уровень успешности, психологическая готовность, спортивная деятельность, взаимосвязь.
The article reveals the problem of self-efficacy of athletes. It has been revealed that for sportsmen of higher skill the predominant components of psychological readiness for training and competitive sports activities are: the average level of self-assessment of psychological readiness for competitive events; low overall self-efficacy; the average level of development of subject self-efficacy; uncertain type of dominant motivation.
The data obtained indicate the relationship of self-efficacy of athletes and their overall psychological readiness in competitive and training activities.
Keywords: athletes, self-efficacy, motivation, level of success, psychological readiness, sports activity, interrelation.
В настоящее время в современном спорте поле деятельности психологической науки разносторонне и многогранно. Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений — это достижения максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях. В спорте высших достижений психологическое сопровождение представлено в достаточной степени, однако оно очень не систематично и фрагментарно.
Высокий уровень технической подготовки и общей физической готовности к конкретному соревнованию не гарантируют спортсмену достижение высокого спортивного результата. Психологическая составляющая подготовки спортсменов все больше приобретает значимость, необходимо нахождение и использование психологических ресурсов роста спортивных результатов. Такую возможность дает исследование проблемы самоэффективности личности, как фактора результативности спортивной деятельности. Поэтому проблема самоэффективности личности спортсмена особо актуальна в условиях роста мировых рекордов и жесткой соревновательной борьбы, в различных видах спорта. От спортсменов требуется не только физическая подготовленность, но и гибкость мышления и поведения.
Понятие самоэффективности изучается в основном в контексте когнитивной психологии, поскольку в самом понятии содержится когнитивная составляющая, которая относится к способностям к манипулированию абстрактными объемами, прогнозированию ситуаций и восприятию в целом [2]. Самоэффективность определяется как представления человека о собственных возможностях и уверенность в способности достигать цели в различных сферах деятельности [1]. Установлено, что самоэффективность выступает как наиболее точный предиктор производительности и успешности в спортивной деятельности и относится к убеждениям спортсменов в способности выполнять алгоритмы действий и реализовывать модели поведения, необходимые для достижения желаемых результатов [3].
Актуальность исследования проблемы самоэффективности личности в спорте с практической точки зрения определяется социальной значимостью нахождения и изучения возможностей прогнозирования успешности и повышения результативности (эффективности) спортивной деятельности.
Концепция самоэффективности и возможности ее практического применения в прикладных областях психологии, в том числе спортивной, остается малоизученной, соответственно остается недостаточно изученным вопрос о влиянии самоэффективности на успешность в спортивной деятельности, о ее особенностях и механизмах.
В проведенных зарубежных и отечественных исследованиях, вопросу о средствах и методах развития самоэффективности не уделено достаточно внимания. А. Бандура утверждал, что лучшим способом развития самоэффективности является жизненный опыт, когда самоэффективность развивается естественным путем, за счет накопления опыта успешных действий и наблюдением за успехами других, однако, он также не исключал возможности развивать самоэффективность посредством специально организованного психологического обучения [4].
С нашей точки зрения, наиболее эффективным в этом плане является групповое консультирование. В подтверждение этому, в настоящее время мы можем наблюдать расширение границ использования данного метода. Это может быть связано с постоянным увеличением количества целей и задач, которые можно решить с помощью группового консультирования.
Все вышесказанное определяет актуальность, практическую и теоретическую значимость выбранной нами темы исследования.
Целью нашего исследования было изучение возможностей группового консультирования со спортсменами, как средство психологической помощи в повышении самоэффективности. В экспериментальном исследовании были использованы методики: «Шкала общей самоэффективности» (Р. Шварцер, М. Ерусаль, в адаптации В. Г. Ромека); «Тест определения уровня самоэффективности» (Дж. Маддукс, и М. Шеер, модификация Л. Бояринцевой под руководством Р. Кричевского) (модифицированный и реадаптированный, с учетом специфики спортивной деятельности); авторская анкета «Уровень успешности действий спортсмена в соревновательных мероприятиях» и «Тест мотивации достижения» (А. Мехрабиан). В исследовании приняли участие 34 спортсмена высшего мастерства, занимающиеся зимними видами спорта, в возрасте от 20 до 25 лет. Исследование проводилось на базе КГАУ «РЦСП «АЗВС». Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием в исследовании метода математической статистики, нами был применен коэффициент корреляции Пирсона, характеризующий существование линейной зависимости между двумя величинами.
Для определения субъективного ощущения и оценки психологической готовности к соревновательным мероприятиям спортсменов была использована авторская анкета «Уровень успешности действий спортсмена в соревновательных мероприятиях». Исходя из результатов, мы выявили, что 17,5 % испытуемых спортсменов имеют низкий уровень успешности, это говорит о том, что данная категория спортсменов имеют низкие или непостоянные результаты. У данной категории спортсменов могут встречаться такие проблемы, как: наличие внешней мотивации и эго-ориентации; склонность к нарушениям правил, получению повторных травм; отсутствие формулировок определенных целей и задач; высокое состояние тревожности, неумение входить в состояние боевой готовности, что в свою очередь приводит к состоянию предстартовой лихорадки или соревновательной апатии; высокий уровень соматической и когнитивной тревожности и др. Средний уровень успешности имеют 35,5 % испытуемых, для них характерно частичное присутствие проявлений и особенностей низкого уровня успешности. Чаще всего это проблемы тревожности, повышенный уровень когнитивной и соматической тревожности; неумение входить в состояние боевой готовности; сложности в преодолении прошлых неудач; высокий уровень возбуждения и тревожности перед стартом; страхи. Высокий уровень успешности имеют 47 % испытуемых. Данной категории спортсменов характерно: наличие внутренней мотивации и ориентации на определенные задачи; формулировка конкретных целей и задач, их анализ при получении результата; умеренный уровень соматической и когнитивной тревожности, умение входить в состояние боевой готовности; стабильность представлений о своих способностях и возможностях; отсутствие страхов и мышечных неврозов и др.
Для определения степени общей самоэффективности, нами была использована методика «Шкала общей самоэффективности» (Р. Шварцер, М. Ерусаль, в адаптации В. Г. Ромека). По результатам можно констатировать, что в данной выборке спортсменов преобладает низкий уровень самоэффективности — 41,2 %. Спортсмены убеждены в том, что не способны справиться с деятельностью при высокой сложности или меняющихся условиях, в отсутствии у себя знаний, умений и навыков для осмысленной реализации деятельности, продуктивного овладения новыми формами поведения. На основании этих убеждений склонны выбирать простой вид деятельности и не ставить сложные задачи, считают не способными их осуществить, что в свою очередь не способствует развитию мастерства. Средний уровень самоэффективности отмечается у 35,3 % испытуемых. На основании убеждений в отношении собственного потенциала, спортсмены данной категории склонны выбирать тот вид деятельности и выполнения задач, которые они считают способными или неспособными осуществить. Спортсмены редко и не во всех случаях прилагают максимальные усилия в осуществлении спортивной деятельности. Так же редко они принимают конкретные решения, чаще всего только в менее стрессовой ситуации. Не стремятся овладеть новыми формами поведения. Не прикладывают максимальных усилия, чаще работают в среднюю силу. При столкновении с трудностями испытывают сильное напряжение и тревожность. Высокий уровень самоэффективности отмечается у 23,5 % испытуемых спортсменов. Данные спортсмены убеждены в том, что способны справиться с деятельностью даже при высокой сложности. Убеждены в наличии у себя знаний, умений и навыков для осмысленной реализации деятельности, продуктивного овладения новыми формами поведения. На основании этих убеждений склонны выбирать более сложный вид деятельности и выполнять сложные задачи. Этим спортсменам характерно прилагать больше усилий в осуществлении спортивной деятельности. Они принимают конкретные, смелые и быстрые решения, которые отражаются на деятельности в целом. Стремятся включить больше усилий в достижение результата, а следовательно, еще более укрепить самоэффективность. Даже при столкновении с трудностями, спортсмены стремятся к их преодолению.
Для исследования предметной самоэффективности, нами была применена методика «Тест определения уровня самоэффективности» (Дж. Маддукс, и М. Шеер, модификация Л. Бояринцевой под руководством Р. Кричевского) (модифицированный и реадаптированный, с учетом специфики спортивной деятельности). По результатам данной методики, мы выявили, что показатели предметной самоэффективности значительно разнятся с показателями общей самоэффективности спортсменов. У 52,9 % испытуемых спортсменов уровень предметнойсамоэффективности высокий. Данные спортсмены убеждены в том, что способны справиться с деятельностью даже при высокой сложности, в наличии у себя знаний, умений и навыков для осмысленной реализации деятельности, продуктивного овладения новыми формами поведения. На основании этих убеждений склонны выбирать более сложный вид деятельности и выполнять сложные задачи. Данным спортсменам характерно прилагать больше усилий в осуществлении спортивной деятельности, принимать конкретные, смелые и быстрые решения, которые отражаются на деятельности в целом. Они стремятся включить больше усилий в достижение результата, следовательно, еще более укрепить самоэффективность. У 47,1 % спортсменов уровень предметной самоэффективности — средний. На основании убеждений в отношении собственного потенциала, спортсмены данной категории, склонны выбирать тот вид деятельности и выполнения задачи, который они считают способными или неспособными осуществить. Эти спортсмены редко и не во всех случаях прилагают максимальные усилия в осуществлении спортивной деятельности. Так же редко они принимают конкретные решения, чаще всего только в менее стрессовой ситуации. Не стремятся овладеть новыми формами поведения, не прикладывают максимальных усилий, чаще работают в среднюю силу, при столкновении с трудностями испытывают сильное напряжение и тревожность.
Для определения типа мотивации спортсменов, мы применили методику «Тест мотивации достижения» (А. Мехрабиан). По результатам данной методики мы выявили, чтотенденцией мотивации достижения успеха обладает 29,4 % испытуемых спортсменов. Данным спортсменам характерно: низкая тревожность, настойчивость в достижении поставленных целей, уверенность в правильности своих действий, независимость, стремление к соперничеству, постановка перед собой трудных задач и умение прилагать большие волевые усилия для их решения.
Спортсмены, имеющие мотивацию достижения успеха, свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, стараниям и т. п.), адекватно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, идут вперед.
Остальные 70,6 % испытуемых имеют неопределенный тип доминирующей мотивации личности. Данная категория спортсменов характеризуется непостоянством проявлений мотивационной сферы личности, при различных условиях. Спортсмены, имеющие неопределенный тип мотивации, могут проявлять черты мотива избегания неудачи, так же как и черты мотива достижения успеха, то есть степень преобладания одного из указанных мотивов не определен.
Для доказательства гипотезы исследования на статистическом уровне, нами был применен математический метод обработки результатов данных, коэффициент корреляции Пирсона, характеризующий существование линейной зависимости между двумя величинами. Нами было выявлено, что существует линейная зависимость между всеми диагностируемыми величинами, была доказана взаимосвязь мотивации, общей и предметной самоэффективности, и самооценки успешности деятельности спортсменов. Это говорит о том, что воздействуя на любой из этих компонентов личности, остальные компоненты будут также подвергаться воздействию и изменению.
Таким образом, мы можем предположить, что повышать самоэффективность спортсменов возможно посредством повышения уровня развития других компонентов, а именно работая и воздействуя не только с самоэффективностью, но также с мотивацией и самооценкой успешности деятельности спортсменов.
В свою очередь, разработка и апробирование программы группового психологического консультирования спортсменов по повышению самоэффективности позволит повысить не только уровень самоэффективности спортсменов, но и уровень общей психологической подготовки спортсменов, а это в свою очередь повысит уровень спортивных результатов и достижений.
Литература:
- Bandura A. Self-efficacy: towards a unifying theory of behavioral change // Psychol. Bull. — 1977. — P. 191–215.
- Creer T., Wigal J. Self-efficacy //CHEST Journal. — 1993. — T/ 103, № 5. — С.1316–1317.
- Llewellyn D. J., Sanchez X., Asghar A., Jones G. Self-efficacy, risk taking and performance in rock climbing // Personality and Individual Differences. — 2008. — Vol. 45 (1). — P. 75–81.
- Бандура А. Теория социального научения. — СПб.: Евразия, 2000. — 320 с.
- Бояринцева А. В. Тест на самоэффективность/ А. В. Бояринцева/ /Психология развития конкурентоспособной личности/Л. М. Митина. — М.: Изд. Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЕК», 2003. — С. 217–219.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. 2002. C.98–102.
- Шварцер Р. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема/Р. Шварцер, М. Ерусалем, В. Ромек//Иностранная психология. — 1996. -№ 7. — С. 71–76.