К вопросу о начале уголовно-правовой охраны человеческой жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 25.05.2017

Статья просмотрена: 1940 раз

Библиографическое описание:

Мартынюк, М. В. К вопросу о начале уголовно-правовой охраны человеческой жизни / М. В. Мартынюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17.1 (151.1). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42931/ (дата обращения: 16.01.2025).



В Российской Федерации жизнь человека является центральным объектом в иерархии защищаемых ценностей. Охрана человеческой жизни обеспечивается путем закрепления правовых гарантий в Конституции РФ, а также в различных отраслях права.

В уголовном законодательстве объектом преступлений против жизни и здоровья выступают общественные отношения в сфере безопасности жизни человека, другими словами — сама жизнь человека. Определение начального момента жизни человека является обязательным условием правильной квалификации преступлений, перечисленных в шестнадцатой главе Уголовного кодекса Российской Федерации, следовательно, данный вопрос имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Рассматриваемая проблема изучается представителями различных наук, трактуется почти всеми религиями мира, однако даже столь разносторонний подход, все еще не привел к единому пониманию «момента начала жизни человека», поэтому среди отечественных и зарубежных исследователей ведется оживленная дискуссия, которая не утихает на протяжении длительного времени. По этой причине, в научном сообществе сформировалось множество позиций, каждая из которых по-своему интерпретирует исследуемый вопрос.

Конституция РФ в ст. 20 провозглашает право на жизнь в качестве приоритетных прав человека, которое представляет собой естественное и неотъемлемое право каждого индивидуума, в свою очередь ст. 17 Конституции РФ устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Таким образом, исходя из текстуального содержания вышеуказанной статьи — право на жизнь у человека возникает с момента рождения, следовательно, право на жизнь может принадлежать только конкретному субъекту.

В ст. 53 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ [1] момент рождения ребенка определяется, как момент отделения плода от организма матери посредством родов.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27 декабря 2011 г. № 1687н [2] (далее — Приказ) утверждены медицинские критерии рождения, к которым относятся:

1) срок беременности 22 недели и более;

2) масса тела ребенка при рождении 500 грамм и более (или менее 500 грамм при многоплодных родах);

3) длина тела ребенка при рождении 25 см и более (в том случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна).

В Приказе также перечислены признаки живорождения, к которым относятся: дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента.

Позицию законодателя, согласно которой жизнь возникает с момента рождения, разделяют многие ученые. В частности, А. Н. Красиков считает, что: «Начальным моментом жизни человека можно считать момент, когда констатируется полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма беременной, то есть когда плод отделился от организма роженицы, за исключением пуповины, которая не перерезана, и у плода имеется дыхание или сердцебиение, пульсация пуповины либо произвольные движения мускулатуры» [3]. По этому поводу М. Д. Шаргородский отмечает, что преступление, направленное против еще не родившегося плода должно рассматриваться не как убийство, а как аборт [4].

Согласно следующей позиции, моментом начала жизни признается именно начало физиологических родов, то есть начало родового процесса. Так, Смирнов Н. К. пишет: «Медики рассматривают роды как процесс, начинающийся прорезыванием головы ребенка, выходящего из утробы матери, и заканчивающийся отделением ребенка от тела матери и первым самостоятельным вздохом. Следовательно, жизнь человека начинается с момента начала процесса рождения» [5]. Такой же позиции придерживается и А. А. Пионтковский, который отмечает, что критерием начала жизни является начало физиологических родов [6]. Однако некоторые ученые не разделяют данную позицию, в частности, Б. Сарыев отмечает: «Если преступник не может видеть в этот момент даже головки рождающегося ребенка, он не может воспринимать его как живое существо, а видит в нем лишь плод, скрытый в организме женщины. Пока плод не появиться из утробы матери, действия, направленные на его уничтожение в процессе родов, нельзя расценивать, как убийство» [7].

Сторонники следующей позиции утверждают, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия, а аборт является не просто прерыванием беременности, а преднамеренным убийством. Так, например, Г. Б. Романовский отмечает, что еще не рожденный ребенок, который существует в организме матери, является живым человеком, поэтому необходимо должным образом защитить его право на жизнь, начиная с этого момента [8]. Более радикального мнения придерживается Л. Н. Линик, предлагая внести изменения в Конституцию РФ, которые позволили бы установить начало жизни человека с момента зачатия [9].

Данная точка зрения не является новой. Проводя исторические параллели, отметим, что до 1903 года именно момент зачатия определял начало человеческой жизни, а аборт считался квалифицированным убийством. Свод законов уголовных от 1832 года в ст. 343 устанавливал ответственность «за умерщвление плода в чреве матери шарлатаном или другими лицами».

Ввиду стремительного развития медицины, возникают и другие новаторские суждения, которые приписывают начало жизни к определенным моментам развития еще не родившегося ребенка. М. Д. Точеный отмечает, что плод способен к самостоятельному существованию через 5,5–8 месяцев беременности, в связи с этим полагает, что его насильственное уничтожение должно расцениваться как убийство [10]. В свою очередь, Р. Шарапов считает, что начало жизни человека связывается с началом жизни мозга, то есть с появлением оформившейся массы мозговых клеток, делающих плод жизнеспособным. Сам мозг, по словам автора, формируется к пятому месяцу беременности [11]. Таким образом, в данных позициях отсутствует четкое определение момента начала жизни, однако все они указывают на то, что жизнь человека начинается в утробе матери.

Современные исследования позволяют утверждать, что уже на 18-й день от зачатия у плода начинается сердцебиение, приходит в действие собственная система кровообращения и формируются основы нервной системы, а с 12-й недели беременности у плода функционируют все системы организма [12].

Необходимо отметить, что аборт при беременности свыше 22 недель не допускается. Исключением является наличие медицинских показаний к проведению искусственного прерывания беременности. Производство аборта в отсутствие соответствующих показаний — это глубоко аморальный поступок, за совершение которого должна наступать уголовно-правовая ответственность. И действительно, ст. 123 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное проведение искусственного прерывания беременности, однако в случае проведения данной операции врачом, который имеет высшее медицинское образование соответствующего профиля, жизнь эмбриона находится вне поля уголовно-правовой охраны.

Основываясь на правовой доктрине, мнениях авторитетных ученых, а также принимая во внимание опыт законодательства зарубежных стран, в которых субъективные права возникают еще до рождения ребенка, представляется целесообразным поставить под охрану уголовного закона человеческий эмбрион и закрепить его правовой статус. Для этого необходимо внести изменения в Уголовный кодекс РФ, а именно добавить статью в главу Уголовного кодекса РФ «Преступления против жизни и здоровья», которая будет защищать право на жизнь плода, как самостоятельного субъекта права, начиная с шестимесячного срока. В связи с этим, причинение умышленного вреда, которое повлекло прекращение беременности у женщины после шестимесячного срока, будет квалифицироваться как убийство.

Представляется, что внесение в Уголовный кодекс РФ данной нормы будет способствовать уменьшению действий аморального характера в отношении человеческого эмбриона и прекращению незаконных манипуляций над ним.

Литература:

  1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. – 2012. – 23 ноября. – № 5639.
  2. Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1687н (ред. от 02.09.2013) «О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи» // СПС КонсультантПлюс.
  3. Красиков Н. Е. Преступления против права человека на жизнь: в аспектах de lege lata u de lege ferenda. – Саратов, 1999. – С. 44.
  4. Шаргородский М. Д. Избранные работы по уголовному праву. – СПб, 2003. – С. 32.
  5. Уголовное право. Особенная часть: учебник для вузов. / Под ред. И. Я. Козаченко, З. А. Незнамовой. – М.: 1997. – С. 37.
  6. Пионтковский А. А. Курс советского уголовного права. Т. 5. – М.: Наука, 1971. – С. 22.
  7. Сарыев Б. Преступления против жизни. – Ашхабад, 1978. – С. 14.
  8. Романовский Г. Б. Гносеология права на жизнь. – Изд-во «Юридический центр пресс», 2003. – С. 15.
  9. Линик Л. Н. Конституционное право на жизнь: введение в теорию. – Чебоксары, 2005. – С. 23.
  10. Точеный М. Д. Убийство либо причинение телесных повреждений при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление: автореф. дис. – Самара, 2006. – С. 10.
  11. Шарапов Р. Начало уголовно-правовой охраны жизни человека: опыт юридического анализа // Уголовное право. – 2005. – № 1. – С. 75.
  12. Романовский Г. Б. Право на жизнь. – Архангельск, 2002. – С. 12.
Основные термины (генерируются автоматически): жизнь человека, Конституция РФ, жизнь, момент зачатия, плод, Российская федерация, утроба матери, человеческая жизнь, человеческий эмбрион, шестимесячный срок.


Задать вопрос