Российским законодательством не закрепляются понятия «государственного регулирования экономики» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности» ввиду отсутствия единого нормативного правового акта, который бы объединял все нормы, регулирующие хозяйственную деятельность. В доктрине государственное регулирование экономики определяется как совокупность закрепленных в законодательстве мер (форм) экономического, правового и организационного воздействия на экономику, в том числе путем государственной поддержки и защиты субъектов предпринимательской деятельности, а также государственного контроля за соблюдением требований законодательства субъектами такой деятельности [1, С. 5]. Данный вопрос остается дискуссионным, так как некоторым авторам представляется, что сущность государственного регулирования экономики не раскрывается перечислением всех видов мер такого регулирования [2, С. 66].
Для понимания также следует обратиться и к иным подходам в дефиниции государственного регулирования экономики. По мнению Е. П. Губина государственное регулирование экономики — это деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов [3, С. 397], а также на упорядочение отношений в рыночной экономике [4].
Проблемным видится и вопрос в соотношении понятий «государственное регулирование экономики» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности». Вследствие того, что легальное определение предпринимательской деятельности закрепляет ее как деятельность экономическую, необходимо обратиться к пониманию экономической деятельности в экономической доктрине.
В общем понимании экономической является любая активная деятельность человека [5, С. 16]. Е. П. Губин указывает, что «для экономической деятельности характерно то, что она вытекает из существования товарного производства рыночной организации экономики; связана исключительно с процессом воспроизводства материальных благ, то есть носит товарный характер; воплощается в создании (производстве) продукции (товара), в выполнении работ, оказании услуг материального характера и (или) их распределении и (или) их использовании (распределении, обмене, потреблении)» [3, С. 16].
Постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. № 17 утвержден Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004–93 (в ред. от 12.12.2012), где экономическая деятельность определяется как процесс, есть сочетание действий, приводящих к получению определенного перечня продукции. Это достигается тогда, когда объединяются ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье и материалы) и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг [6].
Не каждая экономическая деятельность является предпринимательской, так как субъекты предпринимательства не всегда связаны с производством продукции.
Целью деятельностью субъектов экономической деятельности является удовлетворение общественных потребностей. Целью же государственного воздействия на экономику являются экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям [7, С. 479]. Юридической литературой закрепляется общая цель — «обеспечение рационального хозяйствования, реализация и защита публичных интересов (интересов общества), таких как оборона страны и безопасность государства, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана окружающей̆ среды, надлежащее осуществление функций социального государства, в том числе защита социально уязвимых слоев населения» [1, С. 9].
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что понятия «государственного регулирования экономики» и «государственного регулирования предпринимательской деятельности» соотносятся как общее и частное.
Право является самым сильным регулятором общественных отношений, поэтому именно правом устанавливаются «законы», по которым предприниматели будут исполнять свои роли на рынке. Право дает хозяйствующим субъектам гарантии, что результат их деятельности получит материальное выражение и не будет запрещен.
Законодательство обладает главными рычагами по нормативному регулированию отношений как между государством и предпринимателями, так и внутренние отношения хозяйствующих субъектов, ибо они обладают наибольшей эффективностью.
Содержание государственного регулирования предпринимательской деятельности определяется во многом той политикой, которую ведет государство по отношению к экономической системе.
Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» [8] была наделена широкими полномочиями «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», являющаяся акционерным обществом со 100 % участием государства.
3 декабря 2015 года в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент призвал министерства, ведомства и иных «политических игроков» оказывать данной Корпорации все необходимое содействие [9, С. 6].
Основными целями деятельности Корпорации МСП являются:
− оказание поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП;
− привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов МСП;
− организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами МСП;
− организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации, у субъектов МСП в годовом объеме закупки товаров, работ, услуг, в годовом объеме закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
− обеспечение информационного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями в целях оказания поддержки субъектам МСП;
− подготовка предложений о совершенствовании мер поддержки субъектов МСП, в том числе предложений о совершенствовании нормативно-правового регулирования в этой сфере.
Следует согласиться с авторами, указывающими на отсутствие надлежащим образом сформулированной стабильной государственной экономической политики [3, С. 397].
«Внедряя начала саморегулирования, государство, разумеется, уменьшает свою роль в экономике. Но оно не может самоустраниться от нее. Самоустранение государства может привести к печальным, а иногда даже к гибельным последствиям» [10, С. 133]. Согласно статье 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов.
Для осуществления грамотной государственной политики необходима слаженная система государственного регулирования предпринимательской деятельности.
«Значение государственного регулирования в целом сводится к установлению в императивном порядке ограничений в отношении регулирования предпринимательских отношений в виде формализации специальных правил и требований, которые должны в обязательном порядке соблюдаться субъектами права. В этом отношении государственное регулирование следует рассматривать как разновидность вмешательства государства в частноправовую инициативу равных и независимых субъектов предпринимательской̆ деятельности». [11, С. 17–21]
Любое государственное вмешательство в предпринимательскую деятельность — столкновение частных и публичных интересов. Публичный интерес, по определению Ю. А. Тихомирова, — это признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования и развития [12, С. 55].
Таким образом, государственное регулирование предпринимательства представляет собой воздействие государства на него путем принятия нормативных правовых актов, правовых актов индивидуального реагирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований [13, С. 89].
Государственное регулирование является более широкой деятельностью, чем управленческая деятельность исполнительных органов.
В литературе была выдвинута точка зрения, что государственное регулирование и государственное управление — это тождественные варианты практической реализации исполнительной власти [14, С. 21]. Однако данная точка зрения была подвергнута критике: «Государственное управление предполагает прямое и непосредственное вмешательство органов государства в экономику с использованием административных методов регулирования, в то время как государственное регулирование позволяет использовать более широкий спектр средств и инструментов, в том числе методы и средства косвенного регулирования рыночных отношений, и с этой точки зрения понятие государственного регулирования гораздо шире, чем понятие государственного управления» [3, С. 399]. Поэтому, по нашему мнению, необходимо придерживаться мнения, что государственное регулирование — это реализация всех ветвей власти (законодательной, судебной, исполнительной).
Любое регулирование приобретает смысл, обретя форму. Правовые формы выражаются в виде нормативных правовых актов и актов ненормативного характера. Без создания правовой базы невозможно осуществлять нормативное и иное регулирование предпринимательской деятельности и, как следствие, экономики.
Однако несмотря на многочисленные реформы, существует широкий круг субъектов из числа законодательных, исполнительных и судебных органов власти, участвующих в регулировании предпринимательской деятельности. Такое многообразие объясняется тем, что ни один орган государственной власти не может формировать государственную политику независимо друг от друга, так как здесь задействуются различные отрасли и сферы.
Литература:
- Шишкин С. Н. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики: монография. М.: Инфотропик Медиа, 2011. С. 5.
- Лаптева А. В. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов (по законодательству Российской Федерации и Украины): Дис. канд. юрид. наук. М., 2010. С. 66.
- Губин Е. П. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. М.: Юристъ, 2003. С. 397.
- Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2005. С. 32.
- Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. О. М. Олейник. М.: Юристъ, 1999. С. 16.
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг. ОК 004–93: утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17: (ред. от 12.12.2012) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 2016. — Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
- Экономика: Учебник. / Под ред. А. С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 1997. С. 479.
- О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 05.06.2015 г. № 287 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — Электрон. дан. — М., 2016. — Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
- Государственная служба. Научно-политический журнал. — Москва, ноябрь-декабрь 2015. № 6 (98). С. 6.
- Яковлев В. Ф. Гражданский кодекс и государство // ВВАС РФ. 1997. № 6. С. 133.
- Егорова М. А. Основания государственного вмешательства в регулирование экономических отношений // Юрист. 2015. № 2. С. 17–21.
- Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995. С. 55.
- Отнюкова Г. Д. Российское предпринимательское право: Учебник / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. — 4-е изд. — М.: Проспект, 2012. С. 89.
- Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право РФ. М., 1996. С. 21.