Преобразования в России в последнее время требуют мобилизации, прежде всего научно-технических ресурсов, интеллектуального потенциала инженерно-технической интеллигенции. Большая роль в этом процессе принадлежит постановке инженерного образования (engineering education — в пер. с англ. — техническое образование). Основную роль в подъеме экономики играет развитие промышленности, которое невозможно без хорошо организованной системы подготовки инженеров — специалистов технического профиля (специалистов, получивших техническое образование).
Современный инженер — это специалист, обладающий высокой культурой, хорошо знающий современную технику и технологию, экономику и организацию производства, умеющий пользоваться инженерными методами при решении инженерных задач и в то же время обладающий способностью изобретательства [1]. Функции современной инженерной деятельности широки и разнообразны и это позволяет определить сущность ее как составную часть совместных творческих усилий рабочих, инженеров и ученых по преобразованию производительных сил общества. На основе анализа справочно-энциклопедической литературы мы можем сделать вывод, что инженерная деятельность — «это самостоятельный специфический вид технической деятельности всех научных и практических работников, занятых в сфере материального производства, который выделился на определенном этапе развития общества из технической деятельности и стал основным источником технического прогресса. Инженерная деятельность превратилась в наиболее массовый вид высококвалифицированного умственного труда [2; 3; 4].
Обратимся непосредственно к требованиям, предъявляемым работодателем к деятельности инженера. Характеристика деятельности современного инженера позволила нам выделить следующие ее составляющие: профессионально-инженерная деятельность (производственно-технологическая деятельность); организационно-проектировочная деятельность (проектирование, планирование и прогнозирование деятельности, направленной на эффективное и продуктивное функционирование предприятия, постановка целей, решение задач по организации деятельности предприятия и его сотрудников); коммуникативно-управленческая деятельность (проведение деловых переговоров, совещаний, форумов, заключение договоров, управление деятельность коллектива); нормативно-правовая деятельность (осуществление деятельности в соответствии с законодательными актами, постановлениями, распоряжениями, составление приказов, нормативных актов); научно-исследовательская деятельность (изучение специальной литературы, касающейся выполняемой работы, а также по тематике проводимых исследований и разработок, составление различных производственных обоснований, справок, периодической отчетности, аннотаций, анализ проводимых исследований и достижений в производственной области с целью повышения своей профессиональной квалификации и продуктивности предприятия).
Работа по профессиональной подготовке будущего инженера — это сложный и трудоемкий процесс. В современном обществе именно высшее профессиональное образование призвано обеспечить будущему инженеру возможность успешной деятельности в сфере производства и науки. Мы согласны с мнением В. М. Вотинцевой [5], С. Е. Каплиной [6], Л. П. Меркуловой [7] и других [8; 9], о том, что подготовку будущего инженера к профессиональной деятельности целесообразно начинать на ранних этапах обучения в вузе на междисциплинарном уровне. Совершенно очевидно, что деятельность современного инженера требует не только хороших знаний в области экономики; но также и в других областях — делового общения и профессиональной этики, математики, географии, юриспруденции, иностранных языков, компьютерных и интернет технологий. В этой связи, важно отметить роль требований нового федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), основными положениями которого является междисциплинарность, практическая направленность и обращение к компетенциям [10]. Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 270800.62 «Строительство» по профилю «Промышленное и гражданское строительство» (квалификация (степень «бакалавр»), выпускник должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК). Среди общекультурных компетенций, значимых для нашего исследования, выделяются: «владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8); способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); осознание социальную значимость своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11); владение основными методами, способами и средствами получения хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления: информацией, способностью работать с информацией: в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); владение одним из иностранных языков на уровне не ниже: разговорного (ОК-14). Деятельность будущего инженера характеризуется формированием в структуре его личности профессиональных компетенций (ПК), к которым относятся: общепрофессиональные и в соответствии с видами деятельности: производственно-технологическая, изыскательская, проектно-конструкторская, производственно-управленческая и коммуникативная, экспериментально-исследовательская, научно-исследовательская. Очевидно, что специфика профессиональной деятельности современного инженера обуславливает необходимость формирования как общекультурных, так и профессиональных компетенций в структуре его личности. Компетенции или профессионально-личностные качества будущего инженера взаимосвязаны и образуют целостную систему.
Исследование вопросов профессиональной подготовки будущих инженеров в вузе позволило установить, что понятие профессиональной мобильности тесно связано с самообразованием (Баликаева М. Б.) [11], (Вотинцева В. М.) [5], Меркулова Л. П. [7], конкурентоспособностью (Каплина С. Е.) [6], профессиональной компетентностью (Н. С. Сахарова) [12], и компетенциями (В. И. Байденко) [13].
Руководствуясь положениями современного профессионального образования и требованиями работодателей, мы выявили профессионально-значимые характеристики личности инженера, позволившие конкретизировать педагогическую сущность исследуемого понятия. Так, в структуре личности инженера выделяются профессионально-личностные качества, профессионально-значимые знания и опыт профессиональной деятельности (Л. В. Горюнова) [14].
К профессионально-личностным качествам будущего инженера, сопряженным с мобильностью, относятся: мотивация, способность к адаптации, предприимчивость, активность. Профессионально-значимые знания представлены усвоением способов использования современных технологий и иноязычных средств общения в профессиональной деятельности. Опыт профессиональной деятельности представлен навыками прогнозирования, самоуправления и самооценки. Соответственно, ПМ будущего инженера рассматривается как интегративное качество личности, характеризующееся информационной оперативностью в условиях глобализации экономики, быстрой адаптацией к изменениям в профессиональной инженерной и научно-технической деятельности, проявляющейся в готовности к самостоятельному принятию эффективных решений в ситуации выбора, прогнозированию их последствий, инициативностью в использовании языковых средств, способствующих успешной профессиональной коммуникации.
Таким образом, анализ содержания профессиональной деятельности инженера позволил нам выявить производственно-технологическую, изыскательскую, проектно-конструкторскую, производственно-управленческая и коммуникативная, экспериментально-исследовательскую, научно-исследовательскую стороны ее структуры. Они, в свою очередь, находят непосредственное отражение в содержании профессиональной подготовки инженера, требования к которой зафиксированы современным ФГОС ВПО по направлению подготовки 270800.62 «Строительство» по профилю «Промышленное и гражданское строительство» (квалификация (степень «бакалавр»). Основываясь на общие и профессиональные компетенции, формирование которых составляет цель профессиональной подготовки будущего инженера в вузе, мы пришли к заключению о том, что профессиональной мобильность является неотъемлемой частью его личности и системообразующим фактором формирования общекультурных, а в большей мере, профессиональных компетенций.
Литература:
1. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии, 2003 г. [Электронный ресурс] http://dic.academic.ru (дата обращения: 17.01.2015).
2. Некрасов Н. А. Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. 2010. [Электронный ресурс] http://dic.academic.ru (дата обращения: 17.01.2015).
3. Разин В. М. Новая философская энциклопедия /Под редакцией В. С. Стёпина.: М.: Мысль. — 2001. [Электронный ресурс]http://dic.academic.ru (дата обращения: 17.01.2015).
4. Ромашкин К. И. Инженерная деятельность в социокультурном контексте: социально-философский анализ: дис....канд. филос. наук: 09.00.11 / К. И. Ромашкин. — Тула, 2004. —131c.
5. Вотинцева В. М. Интегрированное обучение иностранному языку как условие формирования профессиональной мобильности экономистов: автореф. дис…канд-та пед. наук: 13.00.08 / В. М. Вотинцева. — Чита, 2011. — 24с.
6. Каплина С. Е. Концептуальные и технологические основы формирования профессиональной мобильности будущих инженеров: автореф. дис…д-ра пед. наук: 13.00.08 / С. Е. Каплина. — Чебоксары, 2008. — 47с.
7. Меркулова Л. П. Формирование профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами иностранного языка: дис…д-ра пед. наук: 13.00.08 / Л. П. Меркулова. — Самара, 2008. — 455с.
8. Казакова О. П. Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. — № 6. — С. 137–142.
9. Дюпина Ю. В., Шакирова Т. В. обоснование выбора принципов формирования лингвистической и коммуникативной компетенции студентов // Качество. Инновации. Образование. 2014. — № 3. — С.34–38.
10. ГОС ВПО (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования) // Российское образование: федерал. портал. URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 14.10.2014.)
11. Баликаева М. Б. Взаимосвязь иноязычного профессионального самообразования и формирования профессиональной мобильности в будущих инженеров в техническом вузе // Качество. Инновации. Образование. 2014. № 8. С.24–29.
12. Сахарова Н. С. Развитие иноязычной компетенции студентов университета: автореф. дис. д-ра. пед. наук / Н. С. Сахарова. — Оренбург, 2004. — 41 с.
13. Байденко В. И. Болонский процесс Текст. / В. И. Байденко. — М.: Логос, 2004. — 208 с.
14. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования в России: автореф. дис. д-ра. пед. наук: 13.00.08 / Л. В. Горюнова. — Ростов-на-Дону, 2006. — 45 c.